Презентация "Духовно-нравственное воспитание"
проект (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности – этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми. Актуальность: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский
Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы. Цель:
1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, трудолюбие-лень) 2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи детей, обогащению словаря. 3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Задачи: Приемы: Словесные: Беседы; Игры-беседы; Рассказ; Чтение художественной литературы; Использование игровых ситуаций; Игры - беседы с персонажами сказок; Сочинение историй. Наглядные: Групповые выставки; Рассматривание иллюстраций. Практические: Игры - драматизации; Игры - инсценировки; Игры - забавы; Подвижные игры; Пальчиковые игры.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию посредством художественной литературы 1. Чтение художественных произведений 2. Беседа по прочитанному. 3. Проигрывание ситуации. 4. Выставка( книг, творческих работ). 5. Театрализация, драматизация. 6. Праздники, развлечения. 7. Придумывание сказок, рассказов. 8. Индивидуальная работа с ребенком. 9. Коллективные работы. 10. Тематические занятия. 11. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. 12. Дидактические игры .
Анкетирование, Оформление папок – передвижек, Консультации, Различные мероприятия совместно с детьми, Индивидуальные беседы, Рекомендации, Демонстрация наглядного материала. Формы работы с родителями:
Художественная литература расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Одним из главных средств нравственного воспитания является книга.
Книга сказок - это первый «учебник жизни» человека. Сказка входит в жизнь детей с малых лет, сопровождает их на протяжении всего дошкольного детства. Психологи справедливо называют дошкольный возраст - возрастом сказок. Необходимо доносить родителям воспитанников о значимости чтения сказок детям. Слушая сказку, ребёнок имеет возможность образно представить картину событий, которые происходят, героев, как они выглядят, во что одеты, как себя ведут, может пофантазировать: поставить себя на их место. Благодаря этому у него развивается воображение. А это очень важно.
Методы ознакомления дошкольников со сказкой 1. Чтение сказки, когда воспитатель читает текст. Для лучшего понимания смысла сказки, для представления образа героев используется иллюстративный материал. 2. Рассказывание, когда воспитатель в свободной форме повествует содержание сказки. Можно использовать персонажей сказок, выполненные из фетра или картона. Для формирования восприятия сказки использовать приёмы 1. Выразительность чтения (можно использовать мимику, жесты, интонацию) 2. Повторное чтение. Сказки всегда интересны детям. 3. Выборочное чтение (можно повторно зачитать наиболее яркие отрывки из сказки) 4. Драматизация (дети выбирают себе героя сказки, принимают на себя роли сказочных героев) 5. Беседа. Цель беседы - уточнение понимания содержания сказки (необходимо продумать ход беседы, включить в неё вопросы по содержанию сказки, а также, с целью дать оценку поступков героев)
Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, значит, их смело можно использовать в педагогической практике с целью формирования у детей духовно-нравственных ценностей и принципов.
Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, значит, их смело можно использовать в педагогической практике с целью формирования у детей духовно-нравственных ценностей и принципов. Во время чтения книг происходит развитие речи ребёнка: он узнаёт много новых слов, образных выражений. Язык сказок, как правило, богат афоризмами, эпитетами, очень выразителен и поэтичен. В сказках много песенок, стихотворных строк, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми.
Итак, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности. Испокон веков книга растит человека.
Ожидаемые результаты для воспитателя : Повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки»;Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме. Ожидаемые результаты для детей: Усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе; Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки; Осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм; Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых; Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества; Понимание эмоционального состояния окружающих; Форсированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости; Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Изучая данную тему, пришла к выводу, что через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Можно сказать, что система работы по духовно - нравственному воспитанию детей среднего возраста посредством чтения являлась целенаправленной и носила индивидуально - дифференцированный характер , в следствии чего воспитанники приобрели личный опыт духовно - нравственной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....
Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя
Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...
Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и
В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...