НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАТЬЯ "СВОИМИ ДЕЛАМИ СЛАВЬ ОТЕЧЕСТВО"
статья (старшая, подготовительная группа)
Статья напечатана в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции по нравственно- эстетическому и гражданско- патриотическому воспитанию "Рисуем Победу-2023" . В ней рассматривается необходимость формирования у детей-дошкольников нравственно- патриотического воспитания, любви к Родине , к родному краю, через их участие в государственных праздниках, проводимых на основе знакомства с историческими событиями ,с подвигами героев военных лет, народными традициями, посредством музыкально- художественного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_v_biblioteku_bianki.docx | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Щербакова Н.Ю.
музыкальный руководитель высшей категории Государственного бюджетного образовательного
учреждения города Москвы «Школа № 2101»
ЗНАЧЕНИЕ ВСЕНАРОДНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматривается необходимость формирования у детей-дошкольников нравственно- патриотического воспитания, любви к Родине , к родному краю, через их участие в государственных праздниках, проводимых на основе знакомства с историческими событиями ,с подвигами героев военных лет, народными традициями, посредством музыкально- художественного искусства.
Ключевые слова: нравственное-патриотическое воспитание, дошкольники, Родина, семья, друзья, Отечество, армия, военные, государственные праздники, героизм, мужество, отвага, защитники Отечества, подвиг.
Патриотическая направленность Программы
Важнейшим направлением в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения является формирование у детей основ гражданственности, патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. [7]
В современном обществе патриотическое воспитание приобретает особое значение, поэтому возникает необходимость осуществлять его на качественно новом уровне. В условиях глобальных вызовов современного мира, открытого информационного пространства высокую степень актуальности приобретает задача воспитания детей гражданами России, формирования у них уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины.[ 5 ]
Начиная с дошкольного возраста, необходимо развивать в детях интернациональные чувства, любовь и уважение к родному краю, к представителям разных народов, населяющих нашу страну интерес к их культуре и обычаям; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения нашей Родины в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны. [8 ]
Праздники в детском саду являются неотъемлемой частью формирования патриотических чувств у детей- дошкольников. Это действующее средство воспитания, на котором используются все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыкальных произведений, музыкально- ритмические движения, декламация стихов, театрализованная деятельность и игра на детских музыкальных инструментах. Через музыкально- художественное восприятие, перед детьми ярче раскрывается значимость важных общественных событий, они легче понимают идею всенародного торжества и с удовольствием участвуют в праздничном утреннике.[4]
Традиционно в дошкольных образовательных учреждениях отмечаются
следующие всенародные государственные праздники,:
1 сентября - День знаний;
4 ноября - День народного единства;
23 февраля- День Защитника Отечества;
12 апреля- День космонавтики;
9 мая- День Победы;
12 июня - День России;
В период подготовки и проведения общественных государственных праздников у детей формируются обобщённые понятия: «семья», «друзья», «народ», «Родина», «Отечество», «государство». На основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, понятных детям и вызывающих у них сильные эмоции, осуществляется патриотическое воспитание и возникает чувство любви, уважения и гордости за свою Родину, за свой народ и Отечество. [6]
В процессе воспитания нравственно- патриотических чувств у дошкольников необходим особый подход: мало рассказать детям о подвиге, о героизме, нужно обыграть ситуацию, дополнить рассказ художественным и музыкально- литературным сопровождением. Для этого был использован опыт проведения «Музыкальной гостиной». Накануне Дня Защитника Отечества детям рассказали об Отечественной Войне 1812 года, познакомили с героическим подвигом русского народа в этой войне, с именами великих полководцев: М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, и простых крестьян- В. Кожиной, отважно защищавших свою Родину от врага. Детям, живущим в районе , где об этих героических событиях напоминают названия улиц, проспектов, станций метрополитена, мемориалы и музеи, было очень интересно узнать об этом, и они стали гордиться тем, что живут на улицах, названных фамилиями героев- участников Бородинского сражения.[ 9 ]
Одним из любимых праздников детей – дошкольников является День Защитника Отечества. Этот праздник является очень важным для формирования у детей представления о Российской Армии, о военных профессиях, о героизме и мужестве. Он воспитывает уважение к армейским традициям, учит гордиться своими героями. Сегодня этот праздник считают своим все, кто имеет любое отношение к защите страны, своей семьи и народов, живущих в России. Это праздник доблести, мужества, чести и любви в Родине.[3] Праздник , как правило, проводится как музыкально- спортивный досуг особенно интересен он для детей дошкольного возраста тем, что проходит в праздничной обстановке, где много игр, музыки, спортивных соревнований, в которых дети проявляют смекалку, ловкость, взаимовыручку в командных эстафетах и умение преодолевать сложные ситуации, защищать слабых, представляя себя военными. Спортивные игры чередуются с концертными выступлениями. Дети поют армейские песни , читают стихи, исполняют хореографические композиции на военную тематику. Традиционно, в праздниках принимают участие папы, дедушки, что особенно важно в продолжении преемственности поколений, так как совместные мероприятия объединяют детей и взрослых, поддерживая интерес к истории и праздникам России.
Важное значение в формировании у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому и культурному наследию, традициям многонационального народа России имеет знакомство с государственными символами Российской Федерации.
В дошкольном возрасте ребёнку необходимо объяснять значение тех или иных событий, праздников, которые являются уже традиционными в нашем обществе, доступными для детей методами, в основном через игру или досуговую деятельность.[1]
Особое место в формировании патриотического воспитания дошкольников занимает праздник, посвященный Дню России. На этом мероприятии дети подробно знакомятся с государственной символикой, которая является частью истории и культуры России. Этот праздник проходит в духе патриотизма и любви к своему Отечеству. Дошколята знакомятся с происхождением государственного герба, флага и гимна Российской Федерации.[6] Они рассматривают герб России с изображением двуглавого орла, головы которого смотрят в разные стороны. Почему орёл? Орёл обозначает силу. Это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое. Почему у орла две головы? Наше государство очень большое, а головы орла смотрят в разные стороны: на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. О трёхцветном российском флаге лучше всего сказано в стихотворении
В. Степанова, которое дети торжественно читают на празднике
Три полоски флага — это неспроста:
Белая полоска — мир и чистота,
Синяя полоска — это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска — подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак —
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Знакомство детей младшего возраста с Великой Отечественной войной является мощнейшей эмоциональной основой для осознания таких фундаментальных понятий как: борьба добра со злом, захватчик и защитник, смелость и трусость, подвиг и предательство. Наряду с чувством гордости за героев-победителей, осознания сопричастности своей семьи, рода к историческим событиям, формируются понимание личностного и общенародного горя, скорби, представление о колоссальных разрушениях, которые несут военные конфликты, о невосполнимых потерях. [2]
Кульминацией работы, по формированию нравственно- патриотического воспитания дошкольников является всенародный государственный праздник День Победы. 9 Мая дети приходят в праздничный зал, украшенный государственными символы в пространственную образовательную среду как детского сада в целом, так и в отдельном групповом пространстве. Их можно разместить в отдельном месте в каждой группе или в общем пространстве – например, в холле детского сада. Так воспитанники смогут привыкнуть к новым объектам, и у них возникнет интерес к их назначению.
в детской военной форме, в пилотках, в бескозырках и матросских воротниках, с георгиевскими ленточками на груди – это придаёт событию ещё большую торжественность. Мы рассказываем детям о далёких временах, когда гремели бои Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Используется показ презентации, где звучит военная музыка, сопровождающая слайды о боевых действиях на фронтах, и в тылу врага. Презентация завершается показом празднования Великой Победы и радостные возгласы ребят: «Ура! Победа!», говорят о том, как они сопереживали всему, что увидели, не остались равнодушными к происходящему на экране, и чувство гордости за свою Родину, за героев- победителей переполняют их. У детей возникает чувство любви к Родине, преданности ей, готовности встать на её защиту. Дальше праздник проходят в форме концерта или музыкально – литературной композиции. Дети поют патриотические, военные песни, читают стихи о войне, о героях, о мире, показывают сценки-драматизации, рассказывающие о событиях на войне и в тылу врага, в которых девочки исполняют роли санитарок, мальчики- смелых бойцов, разведчиков, артиллеристов. Дети танцуют под фонограммы песен военных лет: «Смуглянка», «Синий платочек», «Катюша» и под музыку современных исполнителей- инсценировка песни «А закаты алые…» Завершает праздник Бессмертный полк. Дети проходят по залу с портретами своих родственников- участников военных действий и трудового фронта времён Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Сколько уважения, любви и гордости за своих родных они испытывают на этих праздниках! Память о героях- освободителях земли российской продолжает жить в их потомках.
В заключении хочется подчеркнуть, что государственные праздники, проводимые в дошкольных учреждениях, являются важнейшим средством в нравственно- патриотическом воспитании детей, любящих свою Родину, будущих патриотов Отечества. Мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель- созидатель нашего государства и оттого, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Список литературы
1. АПНИ Знакомство детей дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации: флаг, герб, гимн.
https://apni.ru/article/4734-znakomstvo-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-gosud
2. День Победы. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне в условиях современной дошкольной образовательной организации: Методическое пособие / Автор-сост. В.С. Татаринова; под общ. редакцией В.С. Татариновой – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020
https://iro51.ru/images/upload/2020/ФГОС/ФГОС_ДО/2020-СборникДень-Победы-ДОО.pdf
3. Зацепина М.Б. Праздники и развлечения в детском саду методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 3- 7 лет.
4. Мерзлякова С.И. Музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 2. Праздники.
5. Методические рекомендации «Об использовании в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций государственных символов Российской Федерации»
http://vcht.center/wp-content/uploads/2022/03/geraldika.pdf
6. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 18 апреля 2022 года № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях».
https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-15042022-n-sk-29506-ob-ispolzovanii/
7. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.
https://infourok.ru/primernaya-rabochaya-programma-ot-rozhdeniya-do-shkoli-veraksa-3204849.html
8. ФГОС Программа дошкольного образования
9. Щербакова Н.Ю. «Чудо-богатыри России» Сценарий, посвящённый защитникам Отечества – героям войны 1812 года. Справочник музыкального руководителя №2 февраль 2015г.
Нацеленность на дальнейшее образование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Во славу Отечества. Надежда Дурова"
Дурова Надежда Андреевна - известная "кавалерист-девица" . Герой войны 1812 года, ординарец М.И.Кутузова. За спасение в бою от гибели офицера была награждена Георгиевским крестом. Автор книги "З...
Конкурс чтецов "Славься, Отечество!"
ПОЛОЖЕНИЕо конкурсе чтецов среди старших и подготовительных групп МБДОУ №21«Славься Отечество!» 1. Общие положения.1.1.Настоящее положение определяет порядок и...
славься Отечество
славься Отечество...
Статья "Я мастер своего дела"
В данной статье представлен опыт работы по теме "Информационно- коммуникационные технологии как средство развития патриотического самосознания дошкольников"...
Интегрированный физкультурно-оздоровительный досуг «Славься Отечество наше родное»
Физкультурно - оздоровительный досуг с использованием регионального компонента....
В рамках Всероссийского фестиваля – конкурса Всероссийского казачьего общества «Во славу Отечества!» 2024 год. Сценарий мероприятия: «ГДЕ КАЗАК, ТАМ И СЛАВА»
Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества. Познакомить с легендарными казаками-героями.Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.Воспитывать ...