«Развитие мелкой моторики и сенсорики посредством различных видов деятельности»
учебно-методический материал
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика и сенсорика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, сенсорики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, сенсорики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики и сенсорики посредством различных видов деятельности | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЭАТО г. Североморск «Детский сад № 41
План самообразования
Тема: «Развитие мелкой моторики и сенсорики посредством различных видов деятельности»
воспитателя Петровой Марии Борисовны
Содержание:
1. Актуальность.
2. Цель.
3. Задачи.
4. Предполагаемый результат.
5. План работы на учебный год.
6. Список литературы.
7. Диагностика.
8. График посещения детей.
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика и сенсорика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, сенсорики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, сенсорики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.
Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.
Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.
Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
Для чего нужно развивать сенсорику?
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсомоторная координация – это согласование действий рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как-бы «обучает руку», а с помощью движения рук, участвующих в манипуляции с предметами, открывается больше новой информации. Зрение и движение рук становятся источником познания ребенком окружающей действительности.
Сенсорное развитие, направленное на форматирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. То есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры являются эффективным средством для развития сенсорного восприятия ребенка. С одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, способствуют самовыражению.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок. Это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Чуть позже его восприятие «дорастет» до возможности видеть и понимать произведения искусства – картины, скульптуры, слушать музыкальные произведения. Но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без разумного руководства взрослых – оно зачастую оказывается поверхностным. Поэтому так важно последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества, с учетом возрастных особенностей и степени развития сенсорного аппарата детей.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве формируются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми цветами спектра, разновидностями способов и приемов обследования (зрительного, осязательного и двигательного; сравнения) геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, геометрических тел (шар, куб, пирамида ; понимать и использовать в речи слова –названия величин (большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий, форм, цвета.
Одновременно с этим у детей происходит формирование навыков дифференциации предметов по названному признаку (цвет, форма, размер относительно образцов - эталонов). В качестве особой задачи выступает развитие аналитического и логического мышления (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму на возможные геометрические фигуры, выделять отдельные величины.
Цель: Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка, развивать мелкую моторику и координацию движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
- Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа
каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с
мелкими деталями).
- Развивать в пальчиковых играх тактильную
чувствительность, зрительно–двигательную координацию
движений, умение соотносить предметы в пространстве.
- Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в
различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами,
лепке.
- Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл
речи, повышать речевую активность.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Работа с родителями:
Сентябрь
- Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики и сенсорики посредством различных видов деятельности »
Октябрь
- Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития сенсорики и мелкой моторики»
Ноябрь
- Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
- Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
- Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Февраль
- Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Март
- Выставка работ «Наши умелые руки»
Апрель
- Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Январь-май
- Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Форма работы с педагогами:
-изготовление буклетов
-консультации
Предполагаемый результат:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
План работы с детьми.
Месяц | Неделя | Тема | Занятия |
Сентябрь | II неделя | Развитие мелкой моторики | 1. Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка». Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. 2. Самомассаж рук. Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. 3. Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока». Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого. 4. Конструирование «Поезд». Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала. 5. Д/и «Оденем куклу на прогулку». Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. |
III неделя | Диагностика | ||
IV неделя | Сенсорное развитие | НОД на тему « Прогулка в осенний лес ежатам» | |
Октябрь | II неделя | Развитие мелкой моторики | 1. Д/и «Чудесный мешочек». Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. 2. Пальчиковая гимнастика «Капуста» .Упражнять в выполнении различных имитационных движений. 3. Перекладывание из одной емкости в другую. Формировать умения действовать по указанию педагога брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. 4. Д/и «Прищепки». Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее. |
IV неделя | Cенсорное развитие | НОД на тему « Бабочка» | |
Ноябрь | II неделя | Развитие мелкой моторики | 1. Самомассаж «Ручки греем» Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. 2. НОД на тему « Моему мишке» ( рисование карандашом) |
IV неделя | Cенсорное развитие | НОД на тему « Мишка » | |
Декабрь
| II неделя | Развитие мелкой моторики | 1. Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки». Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. 2. Конструирование «Башенка». Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. 3. Д/и «Рисуем на крупе». Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. 4. Настольная игра «Мозаика». Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. 5. Подвижная игра «Лохматый пес». Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. |
IV неделя | Сенсорное развитие | НОД на тему « Мишка в детском саду» | |
Январь | II неделя |
Развитие мелкой моторики | 1. Игра «Веселые упражнения с карандашом». Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. 2. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. 3. Игра «Лепим снежки». Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. 4. Графическое упражнение «Проведи дорожку». Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. |
IV неделя | Сенсорное развитие | НОД на тему « Мишка в гостях у ребят» | |
Февраль | II неделя | Развитие мелкой моторики | 1. Д/и «Массажный мячик». Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. 2. Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев». Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. 3. Самомассаж «Добываем огонь». Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. 4. Конструирование из палочек «Лесенка». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. 5. Д/и «Уложим куклу спать». Упражнять в закреплении навыков раздевания.
|
IV неделя | Cенсорное развитие | НОД на тему « Прогулка» | |
Март | II неделя | Развитие мелкой моторики | 1. Пальчиковое рисование «Букетик для мамы». Развивать умения детей рисовать пальчиками. 2. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик». Формировать умения поочередно разгибать пальчики. 3. Конструирование «Машина». Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. 4. Самомассаж «Стряпаем». Развивать умения имитировать скатывание колобков. 5. Застегивание и расстегивание пуговиц. Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.
|
IV неделя | Сенсорное развитие | НОД на тему « В гостях у бабушке» | |
Апрель | II неделя | Развитие мелкой моторики | 1. Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам». Развивать умения правильно держать карандаш. 2. Конструирование «Дорожка». Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. 4. Игра «Спрячь в ладошке». Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. 4. Упражнение «Обведи шаблон». Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. 5. Упражнение «Фонарики». Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.
|
IV неделя | Cенсорное развитие | 1. НОД на тему « Весёлая рыбалка» | |
Май | II неделя | Развитие мелкой моторики Диагностика | 1. «Собери бусы». Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. 2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте». Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. 3. Игра «Где же, где же наши ручки?». Развивать умения подражать движениям взрослого. 4. Складывание в бутылочку Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.
|
IV неделя | Cенсорное развитие | Д/И « Медведи и мёд» |
Выход из темы.
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Подбор материала по теме.
3. Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
4. Оформить картотеку пальчиковых игр.
Список литературы.
Сентябрь-май
1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007.
7. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
8. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
9. Интернет ресурсы.
10. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
11. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
12. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г. Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
13. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
14. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
15. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
16. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
17. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
18. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...
Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....
Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством различных видов продуктивной деятельности
Данная статья раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников через различные виды продуктивной детской деятельности. Статья может быть интересна пе...
Досуг. Опыт работы по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»
Досуг . Опыт работы по теме : " Художественно - эстетическое развитие посредством пазных видов деятельности ....
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности....
"Умелые пальчики". Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, яр...