Картотека экологических игр по развитию речи в старшей группе
картотека (старшая группа)

Дерипасова Олеся Васильевна

Картотека

экологических игр по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_ekolog.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

экологических игр по развитию речи

Подготовила: Дерипасова О.В.

«Экологические игры по развитию речи»

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой, но и способствуют речевому развитию детей. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

 Игра № 1«Доскажи словечко»

Педагог начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает).

-Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).

-У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

Игра № 2 «Аптека Айболита»

Цель: сформировать представления играющих о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно – зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.

Педагог загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Играющий находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленным доктором».

Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

Игра № 3 «Назови ласково»

Цель: совершенствовать умение образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание: Педагог произносит слова или словосочетания и просит детей назвать их ласково.

Ветер – ветерок Облако — облачко

Дождь – дождик Снег — снежок

Солнце – солнышко Туча – тучка

Белое облако – беленькое облачко

Тёплое солнце – тёплое солнышко

Легкий ветер – лёгенький ветерок

Холодный дождь – холодненький дождик

Черная туча — черненькая тучка

Мягкий снег — мягонький снежок

Игра № 4 «Один – много»

Цель: закреплять умение образовывать множественное число имен существительных.

Описание: Педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок должен назвать существительное во множественном числе.

Птица – птицы – много птиц.

Сорока – сороки – много сорок.

Синица — синицы – много синиц.

Воробей – воробьи – много воробьёв.

Голубь – голуби – много голубей.

Ласточка – ласточки – много ласточек.

Ворона – вороны – много ворон.

Снегирь — снегири – много снегирей.

Игра № 5 Кто как голос подает»

Цель: расширять и уточнять глагольный словарь.

Описание: Ребенку предлагается послушать или вспомнить, как птицы подают голос. Затем взрослый спрашивает: «Скажи, как подает голос …?».

Ласточка щебечет. Голубь воркует.

Воробей чирикает. Сорока стрекочет.

Ворона каркает.

Игра № 6 «Повтори скороговорку»

Цель: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение.

Описание: Педагог предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Игра № 7 «Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой  группы предметов.

Игровые действия:

Педагог бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Игра № 8  «Рассказ-описание»

Цель: закреплять умение детей составлять описательные рассказы о деревьях по заданному плану.

Описание: Педагог предлагает детям выбрать дерево, о котором они хотели бы составить небольшой рассказ, используя схему (выставляет схему описания дерева).

Примерный план описания.

  1. Назови дерево.
  2. Назови, к какому виду относится дерево.
  3. Оно высокое или низкое?
  4. Назови части дерева.
  5. Есть ли на дереве листья? Какой формы листья?
  6. Есть ли на дереве плоды, опиши их.
  7. Какая от него польза?

Игра № 9 «Я знаю…»

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – педагог с мячом. Педагог бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

Игра № 10 «Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю ...» 

Игра № 11 "Подбери признак"

Цель: закреплять навык подбора прилагательных к существительным.

Описание: Педагог называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие?), ребёнок должен подобрать как можно больше прилагательных.

Флоксы (какие?)...

Колокольчик (какой?) …

Маргаритки (какие?)...

Примула (какая?)...

Игра № 12 «Жадина»

Цель: совершенствовать умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

Описание: Педагог дает инструкцию «Назови цветы, о которых можно сказать МОЯ»(Астра, хризантема, примула, лилия, роза).

«Назови цветы, о которых можно сказать МОЙ»(Гелениум, георгин, крокус, тюльпан, нарцисс, пион, ирис, гладиолус).

«Назови цветы, о которых можно сказать МОИ»(Анютины глазки).

Игра № 13  «С какого дерева лист?»

Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

Описание: Педагог просит детей назвать деревья, которые растут на участке детского сада. А также назвать какие листья у деревьев.

  • Лист осины – осиновый
  • Лист берёзы – берёзовый
  • Лист каштана – каштановый
  • Лист рябины – рябиновый
  • Лист дуба – дубовый
  • Лист клёна – кленовый
  • Лист тополя – тополиный

И так далее.

Игра №14  Игра «Вставь пропущенный предлог»

Цель: закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций.

Описание: Педагог произносит предложение (пропуская предлог) и предлагает детям вставить пропущенный предлог.

Мама собрала букет … ромашек (из).

Календула растёт … клумбе (на).

Крапива растет … забора (у).

Игра № 15 «Желтый, белый, синий»

Цель: активизировать словарный запас; совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными.

Описание: Педагог предлагает детям перечислить цветы определённого цвета.

Красные-прекрасные,

Белые — нежные,

Желтые – солнечные,

Синие — небесные (или варианты детей).

Игра № 16 «Подбери слова-неприятели»

Цель: закреплять подбор глаголов, имен прилагательных и наречий с противоположным значением; расширять и активизировать словарный запас.

Описание: Педагог произносит начало предложения и предлагает ребёнку закончить предложение противоположным значением.

Жизнь у черепахи длинная, а у пчелы (короткая).

Горчица горькая, а мёд (сладкий).

Пчела даёт мёд, а человек (берёт).

Пчеле собирать нектар трудно, а человеку есть мёд (легко).

Пчела вечером ложится спать, и рано с рассветом (встаёт) собирать нектар.

Этот улей полный мёда, а этот (пустой).

Игра № 17 «Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5. От чего гусь плавает? (от берега).

6.  Чем до неба докинешь? (взглядом).

7. По чему собака бегает? (по земле).

8.  Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

Игра № 18 «Виды мёда»

Цель: закреплять умения образовывать относительные прилагательные от существительных.

Описание: Педагог просит детей назвать название мёда, в зависимости от того где пчёлы собрали нектар.

Если пчела собирала нектар с цветков липы, значит мёд какой? (Липовый)

А если собирала нектар с клеверного поля, значит мёд какой? (Клеверный)

Если пчела собирала нектар с цветов акации? (Акациевый)

А если пчела собирала нектар с цветков гречихи? (Гречишный)

А если собирала нектар с луговых цветов? (Луговой)

Игра № 19 «Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Педагог просит ребёнка разложить фрукты и овощи в отдельные корзинки. Назвать их, дать обобщённое понятие (помидор, перец, огурец – это овощи).

Игра № 20 «Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Педагог перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица – сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра № 21 «Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Педагог показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок -  повторяет два предыдущих  и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее. 

Игра № 22 «Я быстрее»

Цель: активизировать словарный запас; развивать память и внимание.

Описание: Все дети выстраиваются в ряд, выбирается на некотором расстоянии конечная точка (дерево, мяч, веранда и т.д.). Педагог объясняет, что победит тот, кто первым дойдет до предмета (дерева, веранды и т.д.), но делать шаг можно только в том случае, если он называет слово из выбранной вами категории. Например, деревья, цветы, птицы, насекомые,... Дети по очереди называют слова, тот, кто не может назвать слово, пропускает ход.

Игра № 23 «Игра в слова»

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки,

«чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза,

рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница,

защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

 

Игра № 24 «Сравни предметы»

 Бросая или перекатывая мяч говорить:

«Апельсин большой, а арбуз еще …». Поймав мяч, ребенок должен сравнить эти фрукты и назвать сравнительное наречие: «… больше».

Клубника маленькая, а смородина ещё … (меньше)

 Банан сладкий, а мёд ещё … (слаще)

 Груша мягкая, а персик ещё … (мягче)

 Шнурок длинный, а нитка ещё … (длиннее)

Яблоко твёрдое, а айва ещё… (твёрже)

 Шарик лёгкий, а снежинка ещё … (легче)

Сумка тяжёлая, а чемодан ещё … (тяжелее)

Игра № 25 «Кого я вижу, что я вижу»

Цель: различать в речи форму винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развивать кратковременную слуховую память.

Описание: Перед началом игры педагог говорит, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» — и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

 Игра № 26  «Дует ветер на берёзу»

Цель: развивать силу голоса и речевое дыхание.

Описание: Логопед говорит, что на берёзку дует легкий ветерок и тихо колышет листочки. И предлагает детям тихо и длительно произнести звук «ш-ш-ш». Затем логопед говорит, что подул сильный ветер и громко зашелестели листья берёзы. Дети громко и длительно произносят звук «ш-ш-ш».

Игра № 27 «Что делают из берёзы»

Цель: активизировать и расширять словарь редкоупотребляемыми словами.

Описание: Взрослый предлагает детям вспомнить и назвать предметы, которые можно сделать из берёзы.

Из бересты: лапти, туески, короб, лукошки.

Из коры: деготь.

Из древесины: скипидар, фанеру.

Из веток: дудочка, веник берёзовый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...

Картотека дидактических занятий по развитию речи в старшей группе.

Данное пособие рассчитано на детей 5-6 лет.Позволяет совершенствовать восприятие детьми окружающего мира ,пополнять и активизировать словарь ,совершенствовать умение согласовывать слова в предложения ...

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе детского сада.

Предложенные дидактические игры развивают  у детей мышление,связную речь, грамотический строй речи, воображение, память. Детям они очень нравятся, они с удовольствием в них играют....

Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы.

Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы....

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе

В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, може...