Статья "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
На сегодня проблема эмоционального развитие является актуальной, потому что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение избегая тех поступков, которые он мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональный интеллект дошкольников, так как эмоции помогают рассказать окружающему взрослому о состоянии и внутренним мире ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnogo_intellekta_doshkolnikov.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На сегодня проблема эмоционального развитие является актуальной, потому что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение избегая тех поступков, которые он мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональный интеллект дошкольников, так как эмоции помогают рассказать окружающему взрослому о состоянии и внутренним мире ребенка.
Что же такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект - это способность понимать свои чувства, умение понимать и распознавать эмоции свои и других людей для эффективного взаимодействия с окружающим миром. На протяжении всей жизни мы ежедневно испытываем гамму эмоций: мы радуемся и грустим, злимся и удивляемся, испытываем страх и гордость.
И очень важно, чтобы ребенок знал и понимал, что не бывает не плохих и не хороших эмоций, каждая из низ ключ к познанию окружающего мира. Для ребенка развитый эмоциональный интеллект - это основа успешного, а главное счастливого будущего.
Смысл развития эмоционального интеллекта - умение выстраивать отношения в любых условиях. Поэтому наша задача, как педагогов, работать над развитием эмоционального интеллекта начиная с раннего возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Исходя из этого эмоциональное развитие является одной из актуальных задач осовремененного дошкольного образования.
Установлено, что следствием недостаточного развития эмоциональноволевой сферы детей в дошкольном возрасте могут стать затруднения в распознавании и описывании собственных эмоций и эмоций окружающих их людей, трудности выражения эмоциональных состояний социально приемлемым способом. Все эти факторы могут вызывать конфликтные ситуации внутри детской группы, внутриличностные проблемы, которые выражаются в тревожности, гиперреактивности, застенчивости, агрессивности, замкнутости и т.д., что в целом затрудняет социализацию как в дошкольном возрасте, так и на более поздних этапах развития личности.
Эмоциональная незрелость может стать причиной неготовности ребенка к школе. Придя в школу, ребенок сталкивается с рядом трудностей – адаптация к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам. Поэтому ребенку необходимо уметь владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния: пассивность, агрессивность, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения в школе.
И наоборот, дети с развитой эмоционально-волевой сферой лучше взаимодействуют с окружающими и добиваются больших успехов в жизни. Они лучше учатся в школе, хорошо взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. В более взрослом возрасте умение понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять своими эмоциями и строить конструктивные взаимоотношения с окружающими помогает человеку устанавливать качественные отношения во всех жизненных сферах.
Итак, эмоции играют важную роль в жизни человека. Они сопровождают нас всю жизнь. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям и к тому, что происходит с нами. Эмоции играют большую роль в нормализации отношений между людьми и различным образом влияют на нашу деятельность.
Что же такое эмоции?
Эмоции – это субъективные реакции организма на воздействия внешних или внутренних раздражителей, которые проявляются в виде радости, страха, гнева и т.д.
С помощью эмоций человек выражает личностное отношение либо к реальным, либо к возможным ситуациям, к окружающему миру и к самому себе. Эмоции выражаются в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных на данный момент потребностей и как правило выступают одним из главных регуляторов человеческой деятельности. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Работая над развитием эмоционального интеллекта посредством театрализованной деятельности можно выделить ряд этапов.
На первом этапе происходит знакомство с основными базовыми эмоциями при чтении сказок, рассказов, потешек, стихов, а также при рассматривании с детьми сюжетных картинок. Например, картинка (это может быть любое улыбающееся лицо), «Радость» «Грусть», «Страх», «Злость», «Удивление». 9 Проводится беседа: Какое настроение у героя на этой картинке? Почему вы так думаете? В каких ситуациях у нас бывает радостное, грустное настроение? Когда испытываем злость, страх.
При рассматривании изображения отмечается форма губ, положение бровей, характерные для того или иного настроения («радость» — веселые глаза слегка прищурены, уголки губ приподняты вверх, выражение лица веселое; «грусть» — глаза смотрят вниз, брови сдвинуты к переносице, уголки рта опущены вниз, «страх» — брови высоко подняты, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт; «злость» — брови нахмурены, глаза смотрят из-под бровей, губы плотно сжаты.)
Данный способ учит умение распознавать эмоциональное состояние героев, называть изображать эмоцию, находить соответствующую пиктограмму. Самое главное учить детей проговаривать свои эмоции.
Используются сюжетные картинки, на которых изображены ситуации (например, девочка разбила чашку) каждый ребенок угадывает и объясняет, какое чувство переживает его герой и почему. Вспоминают эпизоды из собственной жизни.
Ведется работа с отрывками из литературных произведений характеризующие эмоциональное состояние, а дети угадывают его. Например, иллюстрации из сказок. Послушайте отрывок из сказки, какое чувство испытывают герои? Изобразите его с помощью мимики и жестов.
∙ Отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козленочка…» (грусть, печаль);
∙ Отрывок из сказки «Гуси-лебеди»: «Спрятала печка брата с сестрой, а гуси уже налетели, кружат над ними» (страх);
∙ Отрывок из сказки «Репка»: «Выросла репка большая - пребольшая!» (удовольствие, радость);
∙ Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг);
∙ Отрывок из сказки «Царевна-лягушка»: «Заговорила тут с Иваномцаревичем лягушка…» (удивление);
∙ Отрывок из сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет» (печаль, грусть).
На этом этапе уточняется содержание произведения: перечисляют героев, персонажей, их действия.
Учатся определять характер героев (добрый, злой, хитрый, жадный и т. д. и пересказывать сюжет.
Прослушивают произведения в аудиозаписи в исполнении известных актеров. При прослушивании дети очень эмоционально реагируют, на их лицах можно наблюдать смену эмоций и появление разнообразных настроений.
Можно «Придумать сказку» . На карточке с изображением Колобка в разных эмоциональных состояниях с одной стороны, а на противоположной стороне предлагается придумать и нарисовать. Что происходило с Колобком? Почему у него менялось настроение? и т.п.
На втором этапе учатся изображать соответствующие эмоции мимикой и жестами. Для решения этих задач подбираются дидактические игры: «Азбука настроений», «Тренируем эмоции», «Распознай эмоцию» , «Театр настроений» , «Найди пару» . Дети изображают эмоции перед зеркалом. Выбирают «Самое радостное лицо», «Самое злое», «Самое пугливое», «Самое грустное». В своей работе я использую «Кубик эмоций».
«Кубик эмоций» позволяет развивать эмоциональную сферу дошкольников, расширять представления об эмоциях. Детям нравится изображать, например, «радостного зайку», «грустную лисичку», «веселую бабочку», «Злую собаку» и т.п.
С целью обучения дошкольников средствам выразительности применяются упражнения:
1. Упражнение. «Произнеси слова, выражая голосом разные чувства. (зло, радостно, задумчиво, с обидой, в страхе, со стыдом), например, «молодец».
2. Упражнение. «Измени смысл, переставив ударение на другое слово»: «Дай мне игрушку», «Мама придет за мной», «Я сегодня постарался»
Используется ролевое проигрывание ситуации. Детям предлагается найти нужную интонацию и успокоить плачущего ребенка, пожурить друга за драку, поблагодарить маму за подарок; поприветствовать друга, которого рад или не рад видеть, и т.д.
Интонация голоса педагога является образцом для подражания. Такие упражнения необходимы для обогащения, дифференциации знаний детей об эмоциях, способах их вербального и невербального выражения.
«Ролевая гимнастика» помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию. Дети учатся обыгрывать текст. («Дружный круг». Если вместе соберемся, если за руки возьмемся и друг другу улыбнемся, поравняемся, пройдемся как лисички, как зайчики как солдаты, как старушки. Нужно пройти по кругу как: злой волк, малыш, медведь, лиса. Попрыгать, как: воробушек, стрекоза, кролик…) Этот способ учит детей обыгрывать литературный текст.
«Эмоциональная зарядка» Используя этот способ у детей выражаются только положительные эмоции.
Улыбнемся мы вот так!…… (Руки вверх, вытянулись)
Застесняемся вот так!… (Голова опущена вниз, руки прижаты впереди, носком водим
полукруг на полу.)
Рассмеёмся мы вот так! (Руки сложены на животе (ха-ха Ха-ха!)
Разозлимся, (Руки согнуты в локтях, зажаты пальца в кулаки).
Топнем ножкой, (Топаем ногой)
Удивимся, (Руки разводим, плечи чуть приподнимаем)
Хмурим бровки .. (хмуримся, наклонена голова)
Расправляем …. (Выпрямляемся, расправляя брови)
Хорошо все чувства знаем! ( Руки вытянуты вперед показываем «класс»).
На третьем этапе распределяются роли и ставятся совместные спектакли по сказкам: «Теремок», «Репка», и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...
Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...
Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.Представленная диагности...
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...
План инновационной деятельности "Театрализованная деятельность как средство формироания эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14815805","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 500px; height: 688px;","width":"349"}}]][[{"type":"media","view...
Социально-адаптирующая технология формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Технология, перспективное планирование, диагностика, конспекты....