Создание условий для детей аутистов в ДОО
консультация (старшая группа)
В основу инклюзивного образования для детей аутистов положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности.
Система инклюзивного образования для детей аутистов включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Создание условий для детей аутистов в ДОО" | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Светлячок»
Тема:
«Создание условий для детей аутистов в ДОО»
(инклюзивная группа )
В основу инклюзивного образования для детей аутистов положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности.
Система инклюзивного образования для детей аутистов включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого есть специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей аутистов в дошкольном общеобразовательном учреждении.
В нашем детском саду открыта инклюзивная группа для детей с аутистическим спектором.
Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушение внутриутробного развития и истощающее болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами. Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по – настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза , но мы можем сделать многое : понять ребенка , принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОО изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности , в следующем:
Во – первых, необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе , поэтому следует комментировать для него все происходящее и намечаемые действия ( «Сейчас все собираются на музыкальное занятие , и ты тоже пойдешь на него ; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).
Во –вторых, надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления , но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя.» Надо попросить : «дай поиграть»). Предлагаемая ребенку речевая формула должна зависеть от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко перебрать произошедшие за день события , рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».
Инклюзивное образование для детей аутистов строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Условия реализации инклюзивной практики для детей аутистов в детском саду.
Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход детей с аутистическим спектром
Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе:
-Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания.
-Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой д/с группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.
-Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.
-Способствуют развитию положительной самооценки детей.
-Разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам.
-Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка.
-Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями.
-Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с
собственным темпом развития каждого ребенка.
Ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием.
-Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах. Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий.
-Создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма
распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы.
-Стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи.
-Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата.
-Предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе («дежурные по...»).
-Организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на
приусадебной площадке и т.п.
-Используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение.
Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса
В соответствии с ФГОСами большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:
• Среда должна быть безопасной.
• Среда должна быть комфортной и уютной.
• Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
• Среда должна быть информативной.
• Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.
Организация отношений между участниками
Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители,
1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
#1059;важительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
#1069;ффективно работают как единая профессиональная команда
для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей
и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка.
#1055;едагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.
Построение инклюзивного процесса для детей аутистов в группе детского сада
Построение образовательного процесса в группе детского сада для детей аутистов выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
- Беседа и анкетирование родителей
- Диагностика развития ребенка
- Наблюдение за поведением в группе
2. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
3. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях
инклюзивной группы.
Содержание инклюзивного образования для детей аутистов реализуется в разных формах:
_ индивидуальные занятия со специалистами
_ активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)
_ совместная деятельность и игра в микро группах с другими
детьми
_ прием пищи
_ дневной сон
_ детско-родительские группы
_ праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.
Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы позволяющие преодолеть их. Методика М. Монтессори разработана на основе этой технологии.
Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.
Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику для детей аутистов, если:
все дети, включенные в образовательный процесс
• показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
родители детей
• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Детский аутизм - не приговор. Ведь даже среди знаменитых людей тоже были аутисты. Это и Вуди Аллен, и Винсент Ван Гог, и Вирджиния Вульф, и даже Леонардо да Винчи. Кто знает, может и эти дети пополнят этот список общепризнанных мировых гениев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий, побуждающих детей третьего года жизни к двигательной активности и способствующих развитию у них основных видов движений (прыжков)
Как известно, именно интерес играет ведущую роль в формировании положительного эмоционального состояния детей в ходе физкультурных мероприят...
Создание условий, побуждающих детей к речевому общению в повседневной жизни группы
Консультация для воспитателей ДОУ...
Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста
Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста...
Презентация "Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду"
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду....
«Лэпбук как средство создания условий развития детей»
В условиях реализации ФГОС ДО, который ориентирован на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития...
Консультация для педагогов на тему: «Создание условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью.Ежег...