Роль семейных игр в расширении кругозора ребенка.
статья
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semeynyh_igr_v_rasshirenii_krugozora_rebenka.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семейных игр в расширении кругозора ребенка.
Актуальность. Игра тесным образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает большое значение. В дошкольные годы жизни ребенка игра в семье является таким видом деятельности, в котором формируется его личность.
В игре, закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В процессе игры ребенок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.
О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Благодаря игре ребенок развивает образное и логическое мышление, речь и воображение. Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению, действительности. Игра необходима ребёнку. Стремление взрослых ввести ребёнка в мир практической жизни, лишить его игры, сказки, фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного
1.Игра – основная форма воспитания и развития в семье.
Ребёнок постигает мир с помощью игры. Игра развивает, воспитывает. В процессе игровой деятельности ребёнок усваивает правила и манеры поведения, которые ему понадобятся, чтобы справляться с жизненными сложностями. Дети могут с удовольствием играть одни, но также они обычно охотно играют и совместно с другими.
В то время, когда ребёнок играет один, он ведёт своеобразный внутренний диалог, а игра с другими детьми, а также с родителями, дедушками, бабушками, сёстрами, братьями или друзьями представляет собой коммуникацию, обмен информацией и опытом. Важно, чтобы у ребёнка была возможность и для того, и для другого.
В ходе совместных игр передаются знания, вырабатываются способы поведения и тренируются навыки. В совместных играх дети играют разные роли, в которых отражается повседневный опыт и собственные взгляды ребёнка. Обсуждаются проблемы, формулируются убеждения, происходит разъяснительная работа. В процессе игры передаются правила и ценности, которые пригодятся и в других ситуациях.
Самые лучшие совместные домашние игры возникают спонтанно и проходят без наставлений или указаний. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование!
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности ребенка.
2.Значение совместных игр в семье для развития кругозора
Родители – первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее развивается его кругозор.
С использованием игр в семье создается положительная эмоциональная атмосфера, устанавливается более тесный контакт между взрослыми и детьми. Наличие правил в играх, и их соблюдение также способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.
В чем же преимущество использования игр в практике семейного воспитания? Прежде всего, в простоте и доступности их организации. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде. Положительной стороной использования совместных игр заключается в простоте их проведения и использования в любое время.
Любовь и внимание – самое ценное, что могут подарить своему ребенку родители. Совместные игры с детьми являются залогом хороших взаимоотношений в семье. Но любая мама желает, чтобы в доме хотя бы на несколько минут воцарились спокойствие и тишина. Конечно, проще всего
включить мультики или дать в руки смартфон, но только это далеко не самый лучший вариант. Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем смог занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности.
Игра для ребенка - школа поведения. Умный любящий взрослый обязательно использует игру для воспитания маленького человека, постарается для этой цели взять от игры как можно больше. Игра формирует характер человека.
3. Виды игр.
Ролевая игра у детей дошкольного возраста представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. В ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
Современные настольные игры для всей семьи.
Экономические игры позволяют развернуть стратегическую борьбу за территории и ресурсы. Самой популярной в этом сегменте уже много лет является всем известная игра "Монополия".
Игры-бродилки– ставят основной задачей достижение определённой точки на игровом поле или отправляют на поиск заданных предметов.
Классические настольные игры не утратили свою популярность и по сей день. Шашки, шахматы, домино – игры на все времена.
Проводя время за играми с детьми, родители показывают, что ребенок -значимый член семьи.
В ходе настольных игр могут случаться конфликтные ситуации, например, в пятилетнем возрасте можно столкнуться с проблемой, что ребенок не умеет проигрывать. Он начинает плакать и обижаться. Важно объяснить, что играть с человеком, который всегда выигрывает неинтересно, что от игры люди должны получать радость, а не скандалы и обиды. Когда случаются подобные конфликты, хорошо помогают подвижные игры, например «подушечный бой», или «игрушечный салют» (мягкие игрушки сложить в покрывало и на счет «Три» резко поднимают его за углы – получается салют), которые помогают выпустить пар, переключиться на другую деятельность. Проводить время со своим ребенком очень важно, это сплачивает, помогает находить много общего. Очень важно качественно проводить время вместе и вместе создавать совместные воспоминания!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра становится своеобразным миром, где ребенок и родители могут быть на одном уровне, где проявляется и любовь, и забота. Где можно ненавязчиво учить новое поколение старым, давно испытанным жизненным хитростям. Именно в семейной игре ребенок может чувствовать себя индивидуальностью. Чем больше взрослые играют со своими детьми, тем лучше между ними взаимоотношения. Совместные игры сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.
Рекомендации родителям «Как организовать игру»
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми в ущерб учебе. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых, развивающих и обучающих элементов - должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!». Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и скляночки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное — это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам. Разве не ради этого придумываем мы игры, затеи?
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети - большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра - дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».
Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетется еле-еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Ни одна мама не разбудит ребеночка толчком, но еще опаснее неосторожным движением будить ребенка, погрузившегося в игру как в сон. Когда маленький играет на полу, а ты проходишь мимо, то вся забота - не встретиться с ним взглядом, потому что и взгляд - вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то легко совершить потом обратное превращение палки в коня.
Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно - победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре - это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Дети очень любят, когда родители играют с ними. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. Участвуя в играх детей, родители учатся устанавливать равные отношения с ребёнком, преодолевать свою авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретение новых сюжетов игр, ролей. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, интимнее. Нельзя упускать этот момент, ведь если родители не сумели установить контакт с дошкольником, то потом, когда он станет подростком, найти взаимопонимание будет значительнее труднее.
Играйте вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! Будьте терпеливы с вашими детьми. Будьте помощником, а не руководителем. Помогайте им так, как садовник помогает дереву. Вы не заставите дерево расти быстрее, природу нельзя форсировать. Можно только сажать семена, поливать, вносить удобрения и ждать!
Список литературы
- Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке волшебника" М.: просвещение, 1996
- Опыт Е.Е. Кравцовой, описанного ею в курсе лекций по дисциплине "Психологические основы дошкольного воспитания"
- Д.Б. Эльконин "Психология игры" 1977
- Интернет-источникиВикипедия: свободная энциклопедия. [http//ru.wikipedia.org];Электронная библиотека МГППУ. [http//psychlib.ru/mgppu/EPI-001.HTM]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная деятельность по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием "Из прошлого утюга"
Представлен конспект познавательной деятельности по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием на тему "Из прошлого утюга" . Дети знакомятся с историей создания утюга: валек- ...
Роль семейных традиций в эмоциональном благополучии ребенка.
Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций:"Семейные традиции-это обычные принятые в семье нормы,манеры поведения, обычаи и взгляды, которые которые передаются из поколения в поколен...
«Роль семейных кубанских традиций в воспитании ребенка»
В стате рассматривается роль семейных традиций кубанских казаков в воспитании ребенка дошкольного возраста....
Родительское собрание на тему: «Роль семейного чтения в развитии личности ребенка»
Всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во...
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"...
Примерные вопросы для расширения кругозора ребенка
Примерные вопросы для расширения кругозора ребенка...
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка".
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка" (старшая группа)...