РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ушакова Ксения Сергеевна

Данная статья будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования. В статье раскрывается тема социокультурных навыков дошкольников через музыкальное творчество. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

К. С. Ушакова, Филиал МБДОУ детского сада

комбинированного вида «Надежда»,

детский сад комбинированного вида № 252, г. Екатеринбург

 

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Современное общество стремительно меняется, предъявляя новые требования к системе образования. Такие требования способствуют появлению новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.

В основе дошкольного образования лежит принцип формирования у детей взаимодействия с обществом в социокультурных условиях. Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности ребенка (самооценки, нравственных ценностей, социализации, эмоционального развития). Принцип социокультурного развития подразумевает наличие у воспитанников уважения к родному языку и истории, к национальной культуре и ценностям.

«В самом широком смысле социокультурное развитие понимается как процесс вхождения личности в контекст современной культуры, принятие и присвоения общечеловеческих и отечественных (национальных) ценностей, социальных норм и традиций, присущих данному обществу» [6, с. 5].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается важность знакомства детей с социокультурными нормами, традициями семьи, общества и государства.

Социокультурное развитие детей дошкольного возраста происходит благодаря формированию у дошкольников представлений о традициях, культуре и многообразии народа [1]. Дошкольное образование способствует самостоятельному выбору социокультурных ориентиров, на которые ребенок сможет опираться в дальнейшей жизни. Становление социокультурных ценностей непрерывно связано с теми условиями, в которых проживает ребенок. Первой ступенью знакомства ребенка с мировой культурой, познания общечеловеческих ценностей, является национальная культура. Чем больше и содержательнее будут знания ребенка о родном крае, его населении, природе, традициях, тем более эффективно они проявятся в приобщении к культуре родного края [5].

Одним из наиболее действенных и богатейших средств нравственного воспитания детей является музыка.

Музыкальное воспитание и образование получает социокультурное значение в том случае, если оно построено на основе индивидуальных возрастных и психологических особенностях ребенка, знакомстве с музыкально-художественной культурой разных народов и эпох.

Основная задача музыкального воспитания в дошкольном возрасте – приобщение детей к миру искусства, развитию музыкальности, духовно-нравственных качеств и общей культуры воспитанников. Музыка оказывает плодотворное влияние на формирование личности подрастающего поколения.

Различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию отношений ребенка к окружающему миру, самому себе, социуму. Слушая музыку, дети учатся сопереживать героям, выражать свое отношение к предлагаемой ситуации. Правильно подобранный музыкальный материал стимулирует развитие чувств патриотизма, сопричастности к родной культуре и стране.

Наиболее плодотворной отраслью для развития социокультурных норм детей является фольклор. В народных произведениях заключены нормы и правила поведения в быту, отношение к природе. Они легко воспринимаются дошкольниками с самого раннего возраста. Одна из доступных детям форм фольклора - народная песня. Она близка и понятна детям по певческому диапазону, легко и быстро запоминается. Даже не умея петь, дети непроизвольно повторяют за взрослым короткие фразы и простые мелодии. Фольклорные песни становятся действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания [2].

Важное место в народном искусстве занимают музыкальные игры. Они органично вписываются в деятельность детей в детском саду, доступны и понятны детям своей простотой и занимательностью действий. В народных играх отражается культура, правила поведения в обществе. Народные музыкальные игры вызывают у детей радость, веселье, помогают наладить эмоциональный контакт в коллективе. В каждой игре имеются определенные правила, которым должен следовать участник. Фольклорные игры - это коллективная форма взаимодействия, следовательно, они способствуют развитию у детей партнерских качеств, помогают им усваивать правила, нормы жизни и общения с окружающим миром. С помощью народны игр у воспитанников формируются нравственные качества и моральные нормы.

Одной из интерпретаций народных музыкальных игр выступает хоровод. В данном жанре в тесной взаимосвязи выступают музыкальное искусство, хореография и театрализация. Важно отметить, что в хороводе все участники держатся за руки, что придает ощущение сплоченности, единства коллектива. В хороводе, как и в народных играх, есть определенные правила и роли, которые взаимодействуют друг с другом.

Говоря о приобщении ребенка к социокультурным нормам и правилам необходимо отметить важность народного танца и игры на музыкальных инструментах. Танец, как вид музыкальной деятельности очень близок детям. С помощью движений дошкольники удовлетворяют свою потребность в эмоциональном выражении. Фольклорные пляски сочинялись в момент народного веселья. Они передают красочность, яркость, национальный колорит, ритмичность, радость и выразительность движений. Народный танец выражает фантазию и чувства людей. В каждом танце есть определенный сюжет, своя драматургическая линия. С помощью танца отображается действительность, проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика и мораль [4].

Игра на детских музыкальных инструментах приносит детям радость и удовольствие. Совместная музыкальная деятельность способствует развитию умения действовать сообща, работать в коллективе, создавая единый творческий продукт. Знакомство с народными музыкальными инструментами помогает развить представления детей о звучании музыкальных инструментов, историей их создания, а так же развивает чувственно-эмоциональный опыт детей, внутренний мир. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки, исполняя и сочиняя произведения, дети узнают культуру своего народа [3].

Фольклорный музыкальный материал непрерывно используется в музыкальной деятельности детского сада. Народная музыка звучит на праздниках и других мероприятиях, где дошкольники получают возможность наиболее полно погрузиться в родную культуру (песни, танцы, игры, хороводы, пословицы и т. д.).

Подводя итог, можно сказать, что с помощью музыкального творчества с самого раннего возраста у детей закладываются основы нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения в социуме, что помогает сформировать гармонично развитую личность. Музыкальный фольклор соединяет в себе устоявшиеся нравственные ценности, помогает детям выбрать верные ориентиры в культуре и обществе. Народная музыка становится способом воспитания патриотизма, нравственности, национального самосознания у дошкольников. Музыкальный фольклор стимулирует развитие интереса ребенка к окружающему миру, традициям, культуре, помогает сформировать нравственные ценности.

Список литературы

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: 2013 г.

2. Зуева С. П. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования // Молодой ученый № 10, 2012. – С. 331-333.

3. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / [Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.] ; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2011. – 270 с. : ил., нот. ил.

4. Портнов Г. П. Ну-ка, дети, встаньте в круг! Танцы народов мира: пособие для преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / Г. П. Портнов. – СПб.: Композитор, 2010. – 64 с.

5. Степанов В. А. Социокультурные нормы: Учебник / В. А. Степанов. – Л.: Мир, 2015. – 347 с.

6. Федоскина О. В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук / О. В. Федоскина. Тюмень, 2004. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность

Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека. А потому для становления личности дошкольника, развития его вн...

Презентация проекта "Развитие речевых навыков дошкольников через устное народное творчество".

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь пер...

Выступление на педагогическом совете по итогам учебного года «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность»

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его первоначальной социализации. Педагогическая помощь в музыкальной игровой деятельности содействует нако...

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психолог...

Консультация для педагогов " Пение в дошкольном возрасте. Развитие певческих навыков детей через музыкально-дидактические игры.

Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слухов...