РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная статья будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования. В статье раскрывается тема социокультурных навыков дошкольников через музыкальное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_sotsiokulturnyh_navykov_doshkolnikov_cherez_muzykalnoe_tvorchestvo.docx | 22.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
К. С. Ушакова, Филиал МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Надежда»,
детский сад комбинированного вида № 252, г. Екатеринбург
РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Современное общество стремительно меняется, предъявляя новые требования к системе образования. Такие требования способствуют появлению новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.
В основе дошкольного образования лежит принцип формирования у детей взаимодействия с обществом в социокультурных условиях. Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности ребенка (самооценки, нравственных ценностей, социализации, эмоционального развития). Принцип социокультурного развития подразумевает наличие у воспитанников уважения к родному языку и истории, к национальной культуре и ценностям.
«В самом широком смысле социокультурное развитие понимается как процесс вхождения личности в контекст современной культуры, принятие и присвоения общечеловеческих и отечественных (национальных) ценностей, социальных норм и традиций, присущих данному обществу» [6, с. 5].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается важность знакомства детей с социокультурными нормами, традициями семьи, общества и государства.
Социокультурное развитие детей дошкольного возраста происходит благодаря формированию у дошкольников представлений о традициях, культуре и многообразии народа [1]. Дошкольное образование способствует самостоятельному выбору социокультурных ориентиров, на которые ребенок сможет опираться в дальнейшей жизни. Становление социокультурных ценностей непрерывно связано с теми условиями, в которых проживает ребенок. Первой ступенью знакомства ребенка с мировой культурой, познания общечеловеческих ценностей, является национальная культура. Чем больше и содержательнее будут знания ребенка о родном крае, его населении, природе, традициях, тем более эффективно они проявятся в приобщении к культуре родного края [5].
Одним из наиболее действенных и богатейших средств нравственного воспитания детей является музыка.
Музыкальное воспитание и образование получает социокультурное значение в том случае, если оно построено на основе индивидуальных возрастных и психологических особенностях ребенка, знакомстве с музыкально-художественной культурой разных народов и эпох.
Основная задача музыкального воспитания в дошкольном возрасте – приобщение детей к миру искусства, развитию музыкальности, духовно-нравственных качеств и общей культуры воспитанников. Музыка оказывает плодотворное влияние на формирование личности подрастающего поколения.
Различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию отношений ребенка к окружающему миру, самому себе, социуму. Слушая музыку, дети учатся сопереживать героям, выражать свое отношение к предлагаемой ситуации. Правильно подобранный музыкальный материал стимулирует развитие чувств патриотизма, сопричастности к родной культуре и стране.
Наиболее плодотворной отраслью для развития социокультурных норм детей является фольклор. В народных произведениях заключены нормы и правила поведения в быту, отношение к природе. Они легко воспринимаются дошкольниками с самого раннего возраста. Одна из доступных детям форм фольклора - народная песня. Она близка и понятна детям по певческому диапазону, легко и быстро запоминается. Даже не умея петь, дети непроизвольно повторяют за взрослым короткие фразы и простые мелодии. Фольклорные песни становятся действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания [2].
Важное место в народном искусстве занимают музыкальные игры. Они органично вписываются в деятельность детей в детском саду, доступны и понятны детям своей простотой и занимательностью действий. В народных играх отражается культура, правила поведения в обществе. Народные музыкальные игры вызывают у детей радость, веселье, помогают наладить эмоциональный контакт в коллективе. В каждой игре имеются определенные правила, которым должен следовать участник. Фольклорные игры - это коллективная форма взаимодействия, следовательно, они способствуют развитию у детей партнерских качеств, помогают им усваивать правила, нормы жизни и общения с окружающим миром. С помощью народны игр у воспитанников формируются нравственные качества и моральные нормы.
Одной из интерпретаций народных музыкальных игр выступает хоровод. В данном жанре в тесной взаимосвязи выступают музыкальное искусство, хореография и театрализация. Важно отметить, что в хороводе все участники держатся за руки, что придает ощущение сплоченности, единства коллектива. В хороводе, как и в народных играх, есть определенные правила и роли, которые взаимодействуют друг с другом.
Говоря о приобщении ребенка к социокультурным нормам и правилам необходимо отметить важность народного танца и игры на музыкальных инструментах. Танец, как вид музыкальной деятельности очень близок детям. С помощью движений дошкольники удовлетворяют свою потребность в эмоциональном выражении. Фольклорные пляски сочинялись в момент народного веселья. Они передают красочность, яркость, национальный колорит, ритмичность, радость и выразительность движений. Народный танец выражает фантазию и чувства людей. В каждом танце есть определенный сюжет, своя драматургическая линия. С помощью танца отображается действительность, проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика и мораль [4].
Игра на детских музыкальных инструментах приносит детям радость и удовольствие. Совместная музыкальная деятельность способствует развитию умения действовать сообща, работать в коллективе, создавая единый творческий продукт. Знакомство с народными музыкальными инструментами помогает развить представления детей о звучании музыкальных инструментов, историей их создания, а так же развивает чувственно-эмоциональный опыт детей, внутренний мир. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки, исполняя и сочиняя произведения, дети узнают культуру своего народа [3].
Фольклорный музыкальный материал непрерывно используется в музыкальной деятельности детского сада. Народная музыка звучит на праздниках и других мероприятиях, где дошкольники получают возможность наиболее полно погрузиться в родную культуру (песни, танцы, игры, хороводы, пословицы и т. д.).
Подводя итог, можно сказать, что с помощью музыкального творчества с самого раннего возраста у детей закладываются основы нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения в социуме, что помогает сформировать гармонично развитую личность. Музыкальный фольклор соединяет в себе устоявшиеся нравственные ценности, помогает детям выбрать верные ориентиры в культуре и обществе. Народная музыка становится способом воспитания патриотизма, нравственности, национального самосознания у дошкольников. Музыкальный фольклор стимулирует развитие интереса ребенка к окружающему миру, традициям, культуре, помогает сформировать нравственные ценности.
Список литературы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: 2013 г.
2. Зуева С. П. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования // Молодой ученый № 10, 2012. – С. 331-333.
3. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / [Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.] ; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2011. – 270 с. : ил., нот. ил.
4. Портнов Г. П. Ну-ка, дети, встаньте в круг! Танцы народов мира: пособие для преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / Г. П. Портнов. – СПб.: Композитор, 2010. – 64 с.
5. Степанов В. А. Социокультурные нормы: Учебник / В. А. Степанов. – Л.: Мир, 2015. – 347 с.
6. Федоскина О. В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук / О. В. Федоскина. Тюмень, 2004. – 24 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...
консультация музыкального руководителя "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"
консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ...
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность
Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека. А потому для становления личности дошкольника, развития его вн...
Презентация проекта "Развитие речевых навыков дошкольников через устное народное творчество".
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь пер...
Выступление на педагогическом совете по итогам учебного года «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность»
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его первоначальной социализации. Педагогическая помощь в музыкальной игровой деятельности содействует нако...
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психолог...
Консультация для педагогов " Пение в дошкольном возрасте. Развитие певческих навыков детей через музыкально-дидактические игры.
Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слухов...