Общие методические основы организации детского конструирования.
методическая разработка

Яковлева Екатерина Александровна

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

«Общие методические основы организации детского конструирования»

Выполнила:  Воспитатель

Яковлева Екатерина

Александровна

2024

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Общие методические основы организации детского конструирования»

Тема:

Общие методические основы организации детского конструирования.

Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать. Л. Н. Толстой

Актуальность

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

Дошкольник - прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки в большей мере реализуются и совершенствуются в конструировании.

Методические принципы организации процесса детского конструирования:

• движение в процессе обучения от общего к частному;

• использование разнообразных форм организации обучения; (фронтальные, групповые, индивидуальные формы, самостоятельная деятельность):

• сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования, событийный характер конструирования (учет тематического планирования);

• организация партнерства (диалогическая форма работы педагога с детьми);

• систематическое обогащение представлений детей об окружающей действительности, потенциальных объектах конструирования;

• создание условий для экспериментирования детей с различными конструктивными материалами;

• предоставление детям возможности самостоятельного свободного конструирования.

Этапы обучения конструированию:

Тематичность и этапность обучения конструированию проводятся во все этапы обучения конструированию: подготовительный, основной, этап развития самостоятельности, этап развития творчества, этап включения конструкции в игру или какие-либо другие виды детской деятельности.

Оборудование / материал для технического конструирования:

На занятиях по конструированию важно продумать такие методы и приемы, чтобы ребенок захотел учиться конструировать и мастерить.

От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие

из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программирующие конструкторы.

Для конструирования можно использовать традиционные строительные наборы, состоящие из деталей, окрашенных в четыре основных цвета, а также любые другие наборы, деревянные, пластмассовые,металлические.

Строить нужно, соблюдая основные законы архитектуры:

• Полезность

• прочность

• красота

полезность - постройки могут быть разного назначения: для человека (дворцы, жилые дома, служебные здания и т. д); для животных (конура, ферма и т. д)

- прочность-конструкция будет прочной, если ее строить, соблюдая следующие правила: - все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу; - основание конструкции (фундамент, 1-й этаж, опоры, нужно делать прочным.

А каждый следующий этаж должен быть чуть меньше предыдущего, как в пирамиде;

- красота – постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Покажите, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями. Хорошо если ребенок будет проговаривать процесс и результат строительства.

Процесс строительства:

• Замысел: - Что задумали строить? - О ком позаботимся?

• Материал: - Из чего будем строить?

• Средства деятельности: - Последовательность возведения конструкции: - Что сначала положим, что потом?

• Результат: - Доволен ли ты постройкой? - Почему? - Получилась ли она удобной, прочной, красивой?

Провести обследование: - Как вы позаботились?

Дать общую эмоциональную оценку их заботы. Открыть возможность ребенку совершенствовать содержание образа.

Методические рекомендации:

• Следует познакомить детей со строительными деталями, их свойствами, помочь овладеть конструкторскими навыками и умениями. Начинать лучше с анализа сооружений на рисунках, выделяя основные части, определяя их функциональное назначение.

• Очень важно дать детям представления о предметах, которые могут стать объектами конструирования. Для этого следует рассматривать транспортные средства, различные механизмы, архитектурные сооружения. Это вызывает интерес к конструктивной деятельности, желание моделировать, строить, экспериментировать.

• Уделять следует особое внимание обучению детей, преобразованию построек и конструкция по разным параметрам, сооружению их по словесным инструкциям. Полезны упражнения в плоскостном моделировании (выкладывание изображений и плоских фигур).

• Дети любят моделировать и строить по элементарным схемам, разбираться в несложных планах – это развивает навыки пространственной ориентации.

• Формированию эстетического вкуса способствует оформление сооружений дополнительными материалами – вырезанными из бумаги цветами, деревьями, готовыми мелкими игрушками и пр.

В работе с конструктором рекомендуется использовать мольберты, где дети могут нарисовать, например, здания, машины, мосты, а затем использовать свои рисунки, как образцы для конструирования. На мольбертах удобно демонстрировать чертежи, схемы, планы т. д.

В силу физиологических особенностей ребенок не может длительное время чего-то ждать, например своей очереди или окончания работы других детей – начинает отвлекаться, нервничать. Учитывая это, можно предложить ему сделать что-нибудь еще по своему желанию или отойти от рабочего стола и заняться другой спокойной деятельностью, а к концу занятия, когда начнется анализ детских работ, подключиться ко всем.

Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов в доступной игровой для них форме, от простого к сложному.

В младшем дошкольном возрасте подчеркиваются достоинства постройки, ребенку предлагается рассказать об отдельных частях сооружения. Хорошо зарекомендовал себя игровой прием, при котором анализ делается от лица игрушки. Тогда и критика не обижает, а воспитывает (если ребенок, например, шалил на занятии, а его постройка не удалась по этой причине).

Старших детей учат самостоятельно анализировать постройки, высказываться о работе товарища, давать советы друг другу, делиться мнением, как бы построил сам, какие бы более рациональные решения применил. Важно учить детей доброжелательно, уважительно относиться к работе товарищей, тактично, справедливо говорить о недостатках и. конечно, не обижаться на критику.

Каждому ребенку необходимо видеть, что педагогу небезразлична его работа. Способы поощрения могут быть разными. Это и приветливое слово, и мимика, и молчаливое пожатие детской руки.

Включение игры в процесс занятий по конструированию не случайно. Начиная играть, ребенок всегда сначала что-то придумывает, а потом решает, как собрать недостающую ему игрушку. Играя, он всегда что-то сооружает: мост или речной порт, один дом или целый город, конструирует вертолет или самолет. У ребенка, создавшего на занятии постройку или поделку, обязательно возникает потребность поиграть с ней.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

Знания/представления:

уточняются и углубляются представления об окружающем мире;

о качестве предметов, о форме, цвете, пропорции;

Конструктивно-технические умения:

(сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т. д)

Обобщенные умения:

• целенаправленно рассматривать предметы,

•сравнивать их между собой и разделять на части,

• видеть в них общее и различное,

• находить ровные конструктивные части, от которых зависит расположение

других частей,

• делать умозаключения и обобщения.

Личностные качества:

• трудолюбие, самостоятельность, упорство при достижении цели, организованность, инициатива.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания

эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками развивается художественный вкус.

Стройте и играйте вместе с детьми, доставляя им радость совместной деятельности. Помните, в совместной деятельности быстрее формируется конструктивный опыт, да и отношения с воспитанниками становятся более доверительными и эмоционально насыщенными.

Интерес детей к конструированию, желание создавать вещи своими руками, во многом зависит от атмосферы, царящей на занятиях. А большую роль в создании доверительной, спокойной обстановке играет воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной игры детей раннего и дошкольного возраста

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс кон...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста....

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».

Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1.     Понятие – режиссерские игры2.     Стадии развития ...

Методическая разработка для воспитателей детского сада на тему: «Общие методические основы организации детского конструирования»

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. ...

Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...

Выступление в рамках муниципального методического объединения "Теоретические и методические основы организации игровой деятельности"

Материал поможет начинающим педагогам разобраться в теории и методике подготовки, организации и проведения игры с детьми дошкольного возраста....