Общие методические основы организации детского конструирования.
методическая разработка
Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_metodicheskie_osnovy_organizatsii_detskogo_konstruirovaniya.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
«Общие методические основы организации детского конструирования»
Выполнила: Воспитатель
Яковлева Екатерина
Александровна
2024
Методическая разработка для воспитателей детского сада «Общие методические основы организации детского конструирования»
Тема:
Общие методические основы организации детского конструирования.
Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать. Л. Н. Толстой
Актуальность
Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
Дошкольник - прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки в большей мере реализуются и совершенствуются в конструировании.
Методические принципы организации процесса детского конструирования:
• движение в процессе обучения от общего к частному;
• использование разнообразных форм организации обучения; (фронтальные, групповые, индивидуальные формы, самостоятельная деятельность):
• сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования, событийный характер конструирования (учет тематического планирования);
• организация партнерства (диалогическая форма работы педагога с детьми);
• систематическое обогащение представлений детей об окружающей действительности, потенциальных объектах конструирования;
• создание условий для экспериментирования детей с различными конструктивными материалами;
• предоставление детям возможности самостоятельного свободного конструирования.
Этапы обучения конструированию:
Тематичность и этапность обучения конструированию проводятся во все этапы обучения конструированию: подготовительный, основной, этап развития самостоятельности, этап развития творчества, этап включения конструкции в игру или какие-либо другие виды детской деятельности.
Оборудование / материал для технического конструирования:
На занятиях по конструированию важно продумать такие методы и приемы, чтобы ребенок захотел учиться конструировать и мастерить.
От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие
из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программирующие конструкторы.
Для конструирования можно использовать традиционные строительные наборы, состоящие из деталей, окрашенных в четыре основных цвета, а также любые другие наборы, деревянные, пластмассовые,металлические.
Строить нужно, соблюдая основные законы архитектуры:
• Полезность
• прочность
• красота
полезность - постройки могут быть разного назначения: для человека (дворцы, жилые дома, служебные здания и т. д); для животных (конура, ферма и т. д)
- прочность-конструкция будет прочной, если ее строить, соблюдая следующие правила: - все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу; - основание конструкции (фундамент, 1-й этаж, опоры, нужно делать прочным.
А каждый следующий этаж должен быть чуть меньше предыдущего, как в пирамиде;
- красота – постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Покажите, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями. Хорошо если ребенок будет проговаривать процесс и результат строительства.
Процесс строительства:
• Замысел: - Что задумали строить? - О ком позаботимся?
• Материал: - Из чего будем строить?
• Средства деятельности: - Последовательность возведения конструкции: - Что сначала положим, что потом?
• Результат: - Доволен ли ты постройкой? - Почему? - Получилась ли она удобной, прочной, красивой?
Провести обследование: - Как вы позаботились?
Дать общую эмоциональную оценку их заботы. Открыть возможность ребенку совершенствовать содержание образа.
Методические рекомендации:
• Следует познакомить детей со строительными деталями, их свойствами, помочь овладеть конструкторскими навыками и умениями. Начинать лучше с анализа сооружений на рисунках, выделяя основные части, определяя их функциональное назначение.
• Очень важно дать детям представления о предметах, которые могут стать объектами конструирования. Для этого следует рассматривать транспортные средства, различные механизмы, архитектурные сооружения. Это вызывает интерес к конструктивной деятельности, желание моделировать, строить, экспериментировать.
• Уделять следует особое внимание обучению детей, преобразованию построек и конструкция по разным параметрам, сооружению их по словесным инструкциям. Полезны упражнения в плоскостном моделировании (выкладывание изображений и плоских фигур).
• Дети любят моделировать и строить по элементарным схемам, разбираться в несложных планах – это развивает навыки пространственной ориентации.
• Формированию эстетического вкуса способствует оформление сооружений дополнительными материалами – вырезанными из бумаги цветами, деревьями, готовыми мелкими игрушками и пр.
В работе с конструктором рекомендуется использовать мольберты, где дети могут нарисовать, например, здания, машины, мосты, а затем использовать свои рисунки, как образцы для конструирования. На мольбертах удобно демонстрировать чертежи, схемы, планы т. д.
В силу физиологических особенностей ребенок не может длительное время чего-то ждать, например своей очереди или окончания работы других детей – начинает отвлекаться, нервничать. Учитывая это, можно предложить ему сделать что-нибудь еще по своему желанию или отойти от рабочего стола и заняться другой спокойной деятельностью, а к концу занятия, когда начнется анализ детских работ, подключиться ко всем.
Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов в доступной игровой для них форме, от простого к сложному.
В младшем дошкольном возрасте подчеркиваются достоинства постройки, ребенку предлагается рассказать об отдельных частях сооружения. Хорошо зарекомендовал себя игровой прием, при котором анализ делается от лица игрушки. Тогда и критика не обижает, а воспитывает (если ребенок, например, шалил на занятии, а его постройка не удалась по этой причине).
Старших детей учат самостоятельно анализировать постройки, высказываться о работе товарища, давать советы друг другу, делиться мнением, как бы построил сам, какие бы более рациональные решения применил. Важно учить детей доброжелательно, уважительно относиться к работе товарищей, тактично, справедливо говорить о недостатках и. конечно, не обижаться на критику.
Каждому ребенку необходимо видеть, что педагогу небезразлична его работа. Способы поощрения могут быть разными. Это и приветливое слово, и мимика, и молчаливое пожатие детской руки.
Включение игры в процесс занятий по конструированию не случайно. Начиная играть, ребенок всегда сначала что-то придумывает, а потом решает, как собрать недостающую ему игрушку. Играя, он всегда что-то сооружает: мост или речной порт, один дом или целый город, конструирует вертолет или самолет. У ребенка, создавшего на занятии постройку или поделку, обязательно возникает потребность поиграть с ней.
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
Знания/представления:
уточняются и углубляются представления об окружающем мире;
о качестве предметов, о форме, цвете, пропорции;
Конструктивно-технические умения:
(сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т. д)
Обобщенные умения:
• целенаправленно рассматривать предметы,
•сравнивать их между собой и разделять на части,
• видеть в них общее и различное,
• находить ровные конструктивные части, от которых зависит расположение
других частей,
• делать умозаключения и обобщения.
Личностные качества:
• трудолюбие, самостоятельность, упорство при достижении цели, организованность, инициатива.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания
эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками развивается художественный вкус.
Стройте и играйте вместе с детьми, доставляя им радость совместной деятельности. Помните, в совместной деятельности быстрее формируется конструктивный опыт, да и отношения с воспитанниками становятся более доверительными и эмоционально насыщенными.
Интерес детей к конструированию, желание создавать вещи своими руками, во многом зависит от атмосферы, царящей на занятиях. А большую роль в создании доверительной, спокойной обстановке играет воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...
Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной игры детей раннего и дошкольного возраста
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс кон...
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста....
«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».
Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1. Понятие – режиссерские игры2. Стадии развития ...
Методическая разработка для воспитателей детского сада на тему: «Общие методические основы организации детского конструирования»
Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. ...
Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...
Выступление в рамках муниципального методического объединения "Теоретические и методические основы организации игровой деятельности"
Материал поможет начинающим педагогам разобраться в теории и методике подготовки, организации и проведения игры с детьми дошкольного возраста....