Консультация для воспитателей группы раннего развития.
консультация
В данной консультации представлен обобщеннй опыт работы по развитию навыков одевания и раздевания с целью повышения профессионального мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_odevaniyu.docx | 22.15 КБ |
uchim_malysha_odevatsya.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей групп раннего развития
«Развиваем навыки самообслуживания-умение одеваться и раздеваться – у детей группы раннего развития»
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы предлагаем вам поговорить о развитие навыков одевания и раздевания у малышей. Когда родители готовят ребенка к поступлению в детский сад, то чаще всего они стараются научить его есть самостоятельно и ходить на горшок и это понятно почему, ведь пока ребенок малютка сухость и сытость – главные показатели его хорошего настроения и благополучия. И многие не задумываются, а может и не знают когда необходимо учить ребенка раздеваться и одеваться и для чего это так необходимо малышу. ( слайд почему необходимо учить )
Сразу хочу подчеркнуть, что в большей степени в том, что ребенок не умеет и не хочет одеваться виноваты взрослые. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:
- спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
- стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
- сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановит
Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:
- ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
- занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
- совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.
Поэтому основная работа по научению ребенка одеванию и раздеванию ведется нами- воспитателями детского сада.
В каком же возрасте необходимо учить ребенка одеваться и раздеваться? Одевание и раздевания два разных процесса и соответственно приступать к формированию данных навыков необходимо в разном возрасте. Сначала ребенка группы раннего развития учат раздеваться, выполняя самые простейшие действия, которые малыш выполняет без усилий. Это снимание тапочек, снимание панамки с головы, снимание трусиков перед туалетом, снимание шортиков. А вот возраст для начала обучению этим навыкам психологи считают самым благоприятным -это 3 года. Именно в этом возрасте ребенок стремиться к самостоятельности, именно в три года ребенок отделяет себя от мамы и начинает осознавать себя как личность и как не странно именно кризис трех лет помогает ребенку пытаться все делать самому, в том числе одеваться и раздеваться. Но чтобы успешно овладеть навыками раздевания и одевания уже с яслей необходимо развивать и формировать у ребенка определенные моторные навыки (слайд про моторные навыки)
Ведь процесс одевания – это сложный процесс для ребенка, который состоит из разных действий. Во-первых-нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, затем- переднюю часть и спинку платья, рубашки или шорт, соотнести движение руки, «примеряясь» к предмету, постоянно сравнивать и контролировать свои действия. Вспомните как нам – взрослым – нелегко дается обучение работе с новыми инструментами, например, работа спицами или крючком, работа на швейной машинке и другие. Примерно то же самое испытывает маленький ребенок, когда он учится одеваться. И если не учить ребенка навыкам самообслуживания, то результатом может стать неряшливость и неопрятность, а неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.
Обучение навыкам раздевания и одевания идет последовательно и состоит из нескольких этапов.(слайд этапы формирования навыков )
Этап первый. Показ взрослого.
На данном этапе важно демонстрировать и проговаривать каждое действие, т е «Смотрите, я один пальчик просунула в носочек где резиночка, и начинаю снимать носок с пятки, а другой рукой тяну носок за носочек и снимаю его с ноги» и тд Используются разные игры с игрушками. Например- «Посмотри малыш, как я буду снимать или одевать носочки кукле» Или игры, призывающие ребенка к помощи. Например: «Поможем раздеться кукле Маше, которая гуляла вместе с нами». Сопровождаем все свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала расстегнуть пуговицы, молнию, потом снять кофту и т. д., аккуратно сложите одежду на полочку или стул ).
Этап второй. Совместные действия с ребенком.
Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях), или взрослый начинает выполнять часть действия призывая ребенка доделывать остальное самостоятельно. Это тот самый прием когда одевается носочек на пальчики и предлагается ребенку дальше действовать самому, или одели футболку на голову , а дальше тоже предлагаем действовать самому. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый на данном этапе контролирует действия ребенка и приходит на помощь, только если есть трудности. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за все, даже мелкие, успехи.
Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно.
Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий. На данном этапе можно использовать такие игры как «Покажи Маше, как ты научилась надевать юбочку, носочки» и т., что способствует закреплению навыка.
Эти этапы прорабатываются на каждый навык отдельно, то есть, ребенка учим одевать или снимать одну вещь. Не нужно стараться научить его всему и сразу. Процесс раздевания более быстрый, легче усваивается ребенком, поэтому одевание и раздевание может идти не параллельно, т е снимать какую вещь ребенок научился уже хорошо, а вот одевание может вызывать еще некоторые затруднения.
Как и в любом деле в процессе обучения раздеванию и одеванию возникают определенные трудности. ( слайд трудности)
- трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды.,( очень часто ребенок не может определить лицо и изнанку одевает вещи «навыворот», то есть швами наружу, приходится переодевать вещь. В данном случае рассказываем и показываем ребенку где лицо, а где изнанка, обращаем внимание на рисунок, швы, цвет одежды).
- сложность застегивания (шнурки, пуговицы, сложные застежки на одежде), Первое что делаем – советуем родителям по возможности подбирать ребенку одежду с замками молния или на липучках, чтобы ребенку в нашем возрасте легче было усвоить тот или иной навык. А в своей работе используем игры , которые развивают мелкую моторику.
- ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или шорт. Как справиться с данной трудностью. Понятно, мы взрослые , сразу же обращаем внимание, что шорты или брюки одеты не правильно и предлагаем ребенку снять и одеть по новой. Но часто в литературе или статьях по данной теме дают совет, что исправлять не обязательно, ребенок должен сам понять, что это не удобно и сам устранить ошибку (особенно при работе по Монтессори), но как показала практика не всегда это срабатывало. Ребенок просто не мог понять в чем же дело и просто ограничивал себя в действиях. Поэтому, наверное , чтобы решить данную трудность необходимо многократное проговаривание как правильно одевать и практика.
-сложность определения где передняя, а где задняя часть одежды (если это трусики, брюки, то ребенок часто надевает их наоборот, приходится снова переодевать. Что можно сделать, чтобы научить ребенка не ошибаться? Можно найти ориентиры на одежде- рисунок на одежде, карманы -впереди, застежка или этикетка- бирка – сзади, все это проговаривается взрослым. И родителей включаем в эту работу, чтобы одевая ребенку новую вещь они знакомили его с ориентирами в одежде.
- неприятная для малыша одежда (слишком тугой ворот футболки, в котором застревает голова; колючая кофточка, слишком плотная жесткая куртка). В данном случае конечно необходимо понимание со стороны родителей.
- малыш путает парные вещи, например, надевает ботинки наоборот: правый ботинок на левую ногу, а левый ботинок – на правую,-Английская домохозяйка Шенон рассказ про наклейки.
- ребенок путается в последовательности одевания (например, сначала наденет брюки, и только потом вспомнит, что брюки надеваются на колготки, приходится все снимать и одеваться сначала.. Для решения этой проблемы мы не просто проговариваем с ребенком что когда одеваем, но и используем картинки, так называемый алгоритм одевание и алгоритм раздевания. ( слайд с алгоритмом раздевания и алгоритмом одевания)
Вначале мы знакомим детей с алгоритмом, рассматриваем , называем вещи и разбираемся что они обозначают, а затем размещаем алгоритм на уровне глаз ребенка в приемной и можно в группе для запоминания и понимания. Использовать алгоритм можно с того момента, когда дети уже знакомы с одеждой.
Ну и в конце хотелось бы сказать, что одевание и раздевание сложный процесс, поэтому полностью и самостоятельно ребенок должен научиться одеваться к 6 годам. В 5 лет он уже может раздеваться полностью сам, а одеваться с небольшой помощью взрослого- это завязывание шапки, шнурков и одевание перчаток. Так что на решения данной задачи нам предоставлено длительное время, поэтому вооружаемся терпением и радуемся любым даже самым незначительным успехам наших воспитанников в данном направлении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В народе говорят ….. ДЕРЕВО КРАСИВО ЛИСТВОЮ, ЧЕЛОВЕК ОДЕЖДОЙ. БЕЗ ОДЕЖДЫ И БЕЗ НАДЕЖДЫ – И В ТЕПЛУЮ ПОГОДУ ЗАМЕРЗНЕШЬ. ИЗ- ПОД ПЯТНИЦЫ СУББОТА ВИДНА. ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ.
П очему необходимо учить ребенка одеваться? Если ребенка не учить одеванию, то - он часто испытывает трудности, ему приходится несколько раз делать одно и то же. В результате одевание может стать «камнем преткновения» и вызывать неприятные эмоции - У ребенка могут сформироваться капризность, эгоцентризм, упрямство . - Неумение одеваться приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом . Умение самостоятельно одеваться приводят -к возможности контроля над своим внешним видом -приучает к опрятности -воспитывает эстетический вкус и уважение к труду.
Моторные навыки РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ -Сохранять стабильную позу, не терять равновесия в динамике -Действовать двумя руками ( позже желательно определиться с ведущей) -Иметь представление о своем теле -Владеть шепотными и пинцетными захватами -Поднимать руки вверх , позже заводить их за спину, поднимать ноги и т д
Этапы формирования навыков Этап первый. Показ взрослого .
Этап второй. Совместные действия с ребенком
Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно.
Т рудности трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды сложность застегивания ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или шорт
-сложность определения где передняя, а где задняя часть одежды -малыш путает парные вещи - ребенок путается в последовательности одевания
- ребенок путается в последовательности одевания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"
В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....
Консультация для воспитателей групп раннего возраста: «Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»
какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2 - 4 лет развивается полноценно?...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Формирование компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста».
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста. Тема:,, Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре”
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь-играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможетобъяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пус...
Консультация для воспитателей групп раннего развития по развитию общеречевых навыков у детей.
Вниманию воспитателей предложены картотеки игр и игровых заданий по основным разделам работы, направленной на развитие общеречевых навыков у детей раннего возраста....
Консультация для воспитателей групп раннего возраста: «Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»
Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2 - 4 лет развивается полноценно?...