Рабочая программа кружка.Экологический кружок "Капелька"
рабочая программа (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №61»,
г. Находка.
ул.Спортивная,37
тел.8(4236)636783
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
“Экологический кружок”Капелька”
Подготовительная к школе группа “Теремок”
Возраст воспитанников 6-7лет
Срок реализации 1 год
Воспитатель
Костина Наталья Александровна
г. Находка 2023
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Комплексно-тематическое планирование
3. Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы.
Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояние практики экологического образования в ДОУ свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми.
Ребенок выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экологической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ. Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о живой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Регламент работы кружка.
Добровольное участие детей.
Наполняемость кружка: 10-12 детей подготовительной к школе группы группы.
Образовательная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
Продолжительность экологической образовательной деятельности 25 - 30 минут.
Регулярность проведения экологичекой образовательной деятельности– 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Всего 36 образовательных экологических ситуаций в год.
Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).
Создание и поддержание в ходе экологических образовательных ситуаций эмоционально-позитивного фона.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
Цели и задачи программы
Цели программы:
Создание условий для формирования эколого-краеведческой культуры детей старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности.
Формирование потребности познавать окружающий нас мир.
Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Основные задачи программы:
Воспитывать экологическую культуру дошкольников-граждан 21 века
Побуждать к бережному отношению к природе
Развивать экологическое мышление,критичность,исследвательские навыки.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей.
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Основные формы и методы работы:
Экскурсия
Наблюдение
Беседа
Исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность
Проектная деятельность
Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Работа с природным материалом.
Конкурсы знатоков
Экологические акции
Практическая работа
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы в группе созданы благоприятные условия:
Центр экспериментирования и экологии.
Методические, наглядно - иллюстрированные материалы;
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскоп, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
пипетки, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Календарь природы.
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
Воронки
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
песочный набор,
Экологические наборы «Лекарственные растения», «Живые обитатели Японского моря»,
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
Для аппликации (цв/бумага, белая/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для удобства восприятия темы представлены в виде таблицы.
Общие сведения о кружке:
вид кружка – переменного состава
год занятия кружка – пятый
количество членов кружка – 12 человек
возраст кружковцев – 6-7 лет,
количество занятий – в 1 раз в неделю / 36 час в учебном году
место занятий – МБДОУ д.с №61 группа «Теремок» г. Находка
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения: игра – путешествия ; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность,экологические акции,праздники.
Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе, наблюдение, экспериментирование.
Практические: игры – эксперименты, дидактические упражнения (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.
Словесные: рассказывание, беседа, активное чтение-слушание,комментирование ,мини-доклады.
Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.
Формы подведения итогов по проделанной работе:
1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в Приморском крае; правила поведения в экстремальных условиях; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.
2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
Тематический план
Ожидаемый результат:
Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:
Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
Желание заботиться о живых объектах природы;
Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
Попытка оценивать свое поведение.
В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит эмоции ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой развивает память, речь, мышление.
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года.
Список используемой литературы
Алябьева Е.А. Природа Сказки и игры для детей. М. Сфера 2021
Вакуленко Ю.А «Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры.» М. СИНТЕГ 2018г.
Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром» М. Мозаика – Синтез 2020г.
Кокуева Л.С. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» М. АРКТИ 2019г.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. Просвещение 2018г.
Шорыгина Т. «Беседы о воде в природе: Методические рекомендации» М. Сфера 2017г.
«Формирование экологической культуры дошкольников» М. Высшая школа 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Программа кружка "Экологический знайка"
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируются первоо...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...