Рабочая программа кружка.Экологический кружок "Капелька"
рабочая программа (подготовительная группа)

Костина Наталья Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

              учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №61»,

                                                    г. Находка.

                                               ул.Спортивная,37

                                              тел.8(4236)636783

 

                                                                    

 

                                РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА

                                   “Экологический кружок”Капелька”

                             Подготовительная к школе группа “Теремок”

                                        Возраст воспитанников 6-7лет

                                              Срок реализации 1 год

 

                             

 

                                                                                                           Воспитатель

                                                                         Костина Наталья Александровна



 

                                                         г. Находка 2023




 

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Комплексно-тематическое планирование

3. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Актуальность.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы. 

Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояние практики экологического образования в ДОУ свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми.

Ребенок выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экологической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ. Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о живой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.

Регламент работы кружка.

  1. Добровольное участие детей.

  2. Наполняемость кружка: 10-12 детей подготовительной к школе группы группы.

  3. Образовательная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.

  4. Продолжительность экологической образовательной деятельности  25 - 30 минут.

  5. Регулярность проведения экологичекой  образовательной деятельности– 1 раз в неделю, во второй половине дня.

  6. Всего  36 образовательных  экологических ситуаций в год.

  7. Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).

  8. Создание и поддержание в ходе экологических образовательных ситуаций  эмоционально-позитивного фона.

  9. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

Цели и задачи программы

Цели программы:

  • Создание условий для формирования эколого-краеведческой культуры детей старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности.

  • Формирование потребности познавать окружающий нас мир.

  • Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Основные задачи программы:        

  • Воспитывать  экологическую  культуру дошкольников-граждан 21 века

  • Побуждать к бережному отношению  к природе

  •      Развивать экологическое мышление,критичность,исследвательские    навыки.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. 

 

  • Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

  • Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

  • Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Основные формы и методы работы:

  • Экскурсия

  • Наблюдение

  • Беседа

  • Исследовательская деятельность

  • Экспериментальная деятельность

  • Проектная деятельность

  • Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

  • Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

  • Работа с природным материалом.

  • Конкурсы знатоков

 

  • Экологические акции

  • Практическая работа


 

Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы в группе созданы благоприятные условия:

  • Центр экспериментирования  и экологии.

  • Методические, наглядно - иллюстрированные материалы;

  • Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскоп, лупы;

  • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

  • пипетки, мерные ложечки, вата, бинт;

  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

  • Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода);  фонарики;

  • Детские халаты, фартуки;


 

  • Календарь природы.

  • Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)

  • Воронки

  • Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

  • Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

  • песочный набор, 

  • Экологические наборы «Лекарственные растения», «Живые обитатели Японского моря», 

  • Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

  • Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

Детям предложены различные материалы:

  • Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)

  • Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

  • Для аппликации (цв/бумага, белая/бумага, клей, ножницы, трафареты…)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для удобства восприятия темы  представлены в виде таблицы.

Общие сведения о кружке:

вид кружка – переменного состава

год занятия кружка – пятый

количество членов кружка – 12 человек

возраст кружковцев – 6-7  лет, 

количество занятий – в 1 раз в неделю / 36 час  в учебном  году

место занятий – МБДОУ д.с №61 группа «Теремок» г. Находка

Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения: игра – путешествия ; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность,экологические акции,праздники. 

Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе, наблюдение, экспериментирование.

Практические: игры – эксперименты, дидактические упражнения (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.

Словесные: рассказывание, беседа, активное чтение-слушание,комментирование ,мини-доклады.

Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.

Формы подведения итогов по проделанной работе:

1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в Приморском крае; правила поведения в экстремальных условиях; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.

2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.

 

 

Тематический план

 

тема

задачи

содержание                              

1.Сентябрь

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

Дать представление о том, что эколята – это те , кто любит природу, заботится о живых существах;

воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Правила поведения человека в природе,

роль человека в природе;

наблюдение состояния деревьев, кустов участка.

2.

«Планета Земля в опасности»

Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный шар; воспитывать в детях желание беречь родную природу, изучать её.

Дидактические игры

«Природа – не природа»,

«Угадай, что в мешочке».

3.

«Мы друзья природы»

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных;

формировать представления о неразрывной связи человека с природой;

показать уникальность природы Приморского  края, её хрупкость и, в то же время могущество.

Аппликация из природного материала

«Сокровища природы»

Чтение художественной литературы: К.Родионова «Обыкновенный лес», Э.Мошковская

«Жил на свете человек», В.Орлов

«Дом под крышей голубой»

4.

«Природа - наш дом»

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Чтение стихов: «Четыре клада…» Маханева М.; наблюдение, опыты «Ладошки»;

уборка территории детского сада.

 

1 Октябрь

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы (Солнце – это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света); уточнить знания о строении солнечной системы.

Составление макета «Солнечная система»;

аппликация

«Солнечная система»;

загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение.

2.

«Вода и её загрязнение»

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

закрепить знания об исследование воды человеком, необходимость экономии воды.

Чтение экологических сказок «Как люди речку обидели» и др.

Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда»;

наблюдения, опыты.

3.

«Волшебная вода», «Круговорот воды в природе»

Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара;

уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара).

Исследовательская работа; опыты по выявлению свойств воды; наблюдение за снегом, изморозью. Просмотр обучающих фильмов «О воде живой и мертвой».

Изготовление листовки

«Берегите воду».

4.

«Что мы знаем о воздухе»

Систематизировать знания о свойствах воздуха; уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов; расширить представления детей о свойствах воздуха (имеет вес, при нагревании расширяется); уточнить знание о воздухе как необходимом условии жизни на Земле; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.

Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками; опыты по выявлению свойств воздуха.

1 Ноябрь.

«Почва – живая земля»

Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»; о загрязнении почвы и возможных последствиях; необходимость охраны почвы.

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (Человек – часть природы).

Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Обучающий фильм «География для самых маленьких».

Дидактические игры; опытно – экспериментальная деятельность.

2.

«Простые и ценные камни в природе»

Уточнить знания детей о природных ресурсах, полезных ископаемых. Познакомить с отличительными признаками камней; развивать умение выстраивать гипотезу и сравнивать ее с результатом; воспитывать бережное отношение к природе;

развивать интерес к коллекционированию.

Емкости для пересыпания (, с песком и глиной, лупы, сита, доски для лепки, вода), алгоритм обследования предмета; песочные часы; деревянные палочки.

3.

«Почему бывают разные времена года»

Формировать представление (солнце – источник света и тепла). Доступно объяснить, как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Видеофильмы, иллюстрации, презентации, опыты.

 

4.

«Растение - как живой организм»

Уточнить и закрепить представления детей о комнатных растениях. Расширить представления детей об условиях, необходимых для роста растений (свет, воздух, тепло, вода); формировать представление о растениях, их росте, развитии; дать понятие о новом способе выращивания растений – черенковании.

Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края.

Дидактические игры «Узнай дерево», «С какой ветки детки?» и др.; модели «Что нужно растениям».

1 Декабрь.

«Лес многоэтаж-ный»

Способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; формировать умение различать многолетние и однолетние растения; сравнивать по признакам; воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка»; интерактивная игра «Волшебный лес»; дидактическая игра «Опиши дерево»; загадывание загадок; наблюдение за ивой, посаженнной прошлой осенью.

2.

«Путешествие в мир комнатных растений»

«Растения в нашем уголке природы»

Продолжать формировать интерес к флоре на примере комнатных растений; познакомить со строением растения (корень, побег-стебель с листьями и цветок)

5-6 комнатных растений с различными стеблями, листьями, цветами; наблюдения за ростом корней зелёного лука на стеклянном исследовательском стенде.

3. «Влаголюбивые, засухоустойчивые растения»

Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность, аккуратность, самоконтроль.

Создание алгоритма

«Как ухаживать за комнатными растениями».

4.

«Размноже-ние растений»

Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле, как необходимых условиях его развития. Закрепить представления что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, для продолжения жизни. Формировать умение пересаживать комнатные растения. Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями).

Контейнеры с землей, черенки, побеги, листовые черенки, семена растений, лейки, палочки для рыхления, лопатки.

Наблюдения за

прорастанием семян .

Ведение дневника наблюдений.

1 Январь.

«Уход за комнатными растениями»

Упражнять детей в несложных навыках ухода за растениями: поливать их, вытирать пыль на листьях, рыхлить землю.

Наблюдение, работа по схемам и алгоритмам.

 

2.

«Как животные проводят зиму в лесу?»

«Как лесные звери проводят зиму в лесу»

Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Приморского края (трудные условия жизни в холодный период).

Дать представление о питании животных зимой, способы передвижения, места обитания.

Сезонные изменения в жизни животных Приморского края. Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Видеофильм «География для самых маленьких», кукла-Зима, репродукции, иллюстрации «Дикие животные».

Дидактические игры «Угадай, где я живу», «Чей детёныш?», следы животных.

3.

«Наши четвероногие друзья – собака.

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, преданна человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, Подвижные игры

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

Выставка фотографий и рисунков.

4.

Сохраним ёлочку-красавицу наших лесов.

Воспитывать бережное отношение к ели, желание сохранить её в лесах родного края.

Рассматривание иллюстраций «Смешанный  лес зимой», «Смешанный  лес летом». Наблюдения за кедром на участке детского сада (дерево, хвоя, шишки, кора…). Дидактическая игра «Подбери шишку к дереву» (ель, сосна, кедр, лиственница).
Изготовление наряда для новогодней ёлки (кормушки – игрушки).

1 Февраль.

«Этот удивительный мир насекомых»

Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм.

Чтение художественной литературы Н.Романова «Муравей Красная точка».

2 .

«Беседа о зимующих птицах»

Формировать умение распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Дать представление о сезонных изменениях в жизни птиц.

Воспитывать любовь и заботу к пернатым.

Дидактическая игра по классификации птиц «Подбери картинку»; иллюстрации зимующих птиц; видеофильмы.

Изготовление кормушек и листовок «Берегите птиц».

Чтение художественной литературы В.Чаплина Крылатый будильник»

3..

«Мой край родной, заповедные места»

Формировать знания о заповедниках Приморского края. Продолжать изучение «Красной книги».

Показать необходимость охраны редких видов животных и растений.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Мультимедийная презентация

«Красная книга».

Иллюстрации редких животных и растений.

4..

«Когда животных в природе становится много или мало»

Формировать умение замечать нарушение равновесия в природе. Способствовать формированию понимания взаимосвязи обитателей леса, цепочек питания.

Развивать способность анализировать и обобщать.

Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

Развивать умение классифицировать животных по нескольким признакам (внешний вид, питание, место обитания).

Дидактическая игра «Невидимые нити», «Пищевые цепочки».

Изготовление схемы

пищевых цепочек.

 

1 .Март  «Красная книга Приморского края»

Расширять представление об особенностях приспособления животных к окружающей среде (познание). Расширять представления о родном крае.

Игра с правилами «Сыщики»; таблица «Классификация животных»; моделирование (составление схем).

Поход в лес

«Зимнее царство»

Учить детей видеть красоту зимнего леса, наблюдать за растениями зимой.

Распознавать следы лесных обитателей на снегу. Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки.

Иллюстрации зимы. Дидактическая игра «Чей след?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?» и др.

ТСО с записью пения птиц, маски птиц, зверей, пни березовые, осиновые и дубовые, елки.

3.

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе Приморского края: холодно, дует холодный, порывистый ветер.

Развивать способность анализировать и обобщать.

Модель

«Времена года»;

видеофильм

«Как лето зиму сменяет»,

дидактическая игра «Как солнце обогревает планеты». Иллюстрации зимы и зимних явлений.

4.

Взаимосвязь погоды и основных явлений природы.

Дать представление об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду.

Об изменениях природы в разные времена года.

О людях, которые предсказывают погоду.

О приборах, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер и т.д.)

Иллюстрации основных явлений природы (дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад и т.д.).

Картинки различных видов облаков.

Картинки флюгера, термометра, барометра.

1 Апрель.

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Творческое задание: плакат «Дикие животные в зимнем лесу родного края».

Игры «Мы маленькие зайчики», «Закончи предложения».

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Демонстрационный материал «Животные Севера», видеофильм «Животные Севера»

3 . «Дикие животные»

Формировать у детей представления о диких животных: зайцах, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

Игрушки (заяц, белка, медведь); угощение для животных (морковка, капуста, шишки, конфеты). Цветные бусы из льдинок, крупные деревянные бусы разных цветов; шнур для нанизывания бус; изображение и трафарет зайца.

 

4.

«Мы туристы»

Формировать экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе.

Изготовление знаков «Берегите природу».

1 Май.

«Земля – живая планета»

«Человек - как часть природы»

Познакомить с понятием «Жизнь на Земле», общие условия для растений, животных и людей.

Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни.

Дидактическая игра «Где чей дом?»

Выпуск листовок, плакатов

«Сбережем планету нашу».

2

«Юные спасатели леса»

«Как человек охраняет природу»

Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.

Способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.

Познакомить детей с экологическими сказками.

Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.

Воспитывать любовь к природе.

Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.

Сюжетно-ролевая игра «Мы спасатели».

Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

3.

«Сказка ложь, да в ней намек»

Формировать у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а так -же зачатки экологического идеала с помощью загадок и сказок о животных, где добро побеждает зло, прекрасное над безобразным.

Чтение экологических сказок на экологическую тему: «Родник», «Дождевой червяк», и др.

4.

Показатель результативности реализуемой программы

Досуг: «Мы любим природу»

- викторина

- выставка

 

Ожидаемый результат:

Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:

  • Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

  • Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

  • Желание заботиться о живых объектах природы;

  • Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

  • Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

  • Попытка оценивать свое поведение.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит эмоции ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой развивает память, речь, мышление.

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года. 

 

Список используемой литературы

 

  1. Алябьева Е.А. Природа Сказки и игры для детей. М. Сфера 2021

  2. Вакуленко Ю.А «Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры.» М. СИНТЕГ 2018г.

  3. Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром» М. Мозаика – Синтез 2020г.

  4. Кокуева Л.С. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» М. АРКТИ 2019г.

  5. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. Просвещение 2018г.

  6. Шорыгина Т. «Беседы о воде в природе: Методические рекомендации» М. Сфера 2017г.

  7. «Формирование экологической культуры дошкольников» М. Высшая школа 2020г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Программа кружка "Экологический знайка"

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируются первоо...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...