консультация
консультация

Терёхина Светлана Петровна

«Особенности речевого развития детей 3 года жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

Консультация для родителей

«Особенности речевого развития детей 3 года жизни»

                                                    Выполнила воспитатель: Терёхина

                                                                             Светлана Петровна

2024

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы показателя, на которые должны ориентироваться и обращать своё внимание родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, то необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать.

Характерные особенности.

Нормой речевого развития детей 3 лет является 1 500 слов;

Попытки говорить чётко и правильно, порой даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и не так, как хотелось бы;

Речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется, старается;

Внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить и запоминать;

Создание собственных словоформ;

Попытки рифмовать слова;

С удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;

Но всё-таки, речевое развитие детей 3 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, не совсем точно употребляют падежные окончания и предлоги;

Нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш);

Путают звуки;

Переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме ребенок этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет.

Несмотря на то, что все показатели индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего ребенка в будущем. Вот что он должен уметь делать в данном возрасте:

Проговаривать собственное имя, отчество и фамилию;

Называть имена родственников и друзей;

Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;

Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка, одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);

Находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;

Называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;

Точно повторять услышанное;

Пересказывать мультфильм, сказку;

В процессе речи разговаривать громко и тихо.

Нет ничего страшного, если ребенок немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.

Отклонения.

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего ребенка задержки речевого развития. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более, что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего ребенка. Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

Ребёнок постоянно тарахтит;

Его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;

Его сложно понять;

В речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;

Ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;

Глотает окончания слов;

Произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;

Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;

Приоткрытый рот;

Частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3 лет.

Полезная информация. Есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением функций мозга или ЦНС. А есть элементарная нехватка внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.

Методики развития.

Существуют разные методики развития речи детей 3 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно.

Постоянно расширяйте сферу общения своего ребенка. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.

Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его на протяжении нескольких дней.

Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.

Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.

Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.

При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребенка.

Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.

Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.

Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.

Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.

Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....