консультация
консультация
«Особенности речевого развития детей 3 года жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15» города Алейска Алтайского края
Консультация для родителей
«Особенности речевого развития детей 3 года жизни»
Выполнила воспитатель: Терёхина
Светлана Петровна
2024
Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы показателя, на которые должны ориентироваться и обращать своё внимание родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, то необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать.
Характерные особенности.
Нормой речевого развития детей 3 лет является 1 500 слов;
Попытки говорить чётко и правильно, порой даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и не так, как хотелось бы;
Речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется, старается;
Внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить и запоминать;
Создание собственных словоформ;
Попытки рифмовать слова;
С удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
Но всё-таки, речевое развитие детей 3 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, не совсем точно употребляют падежные окончания и предлоги;
Нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш);
Путают звуки;
Переставляют слоги в словах.
Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?
Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме ребенок этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.
Нормы речевого развития детей 3-4 лет.
Несмотря на то, что все показатели индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего ребенка в будущем. Вот что он должен уметь делать в данном возрасте:
Проговаривать собственное имя, отчество и фамилию;
Называть имена родственников и друзей;
Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка, одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
Находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
Называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
Точно повторять услышанное;
Пересказывать мультфильм, сказку;
В процессе речи разговаривать громко и тихо.
Нет ничего страшного, если ребенок немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.
Отклонения.
Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего ребенка задержки речевого развития. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более, что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего ребенка. Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:
Ребёнок постоянно тарахтит;
Его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
Его сложно понять;
В речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
Ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
Глотает окончания слов;
Произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
Приоткрытый рот;
Частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.
Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3 лет.
Полезная информация. Есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением функций мозга или ЦНС. А есть элементарная нехватка внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.
Методики развития.
Существуют разные методики развития речи детей 3 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно.
Постоянно расширяйте сферу общения своего ребенка. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его на протяжении нескольких дней.
Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.
Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребенка.
Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.
Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.
О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....