Доклад "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
статья

Валентина Александровна Девицкая

доклад по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»        

                                                                                                   Д.С.Лихачёв

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать нравственного человека, любящего свой дом, своих родителей, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. 

    Концепция дошкольного воспитания выдвинула перед педагогами ДОУ задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является ФГОС и ФОП. В них определены основные принципы дошкольного образования, среди них: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

    Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится и в официальном проектном документе Министерства образования и науки России «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». Создатели проекта называют приоритетной задачу «формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями XXI века, закладываются основы гражданских качеств, готовых к мирному созиданию и защите Родины». Нравственное возрождение – это одно из условий выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности. Дошкольное детство – очень важный период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются основы гражданских качеств.  Социокультурная ситуация сегодняшнего дня ставит перед воспитателями дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Часто в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и, пока нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, так как чувство патриотизма многогранно по содержанию. Представления детей о патриотизме во многом зависят от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе. От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из бесед и рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он станет гражданином. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас зачастую материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о великодушии, доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает духовная и волевая и незрелость, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного гражданина.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотизм к Родине у него проявляется в восхищении своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть за несколько занятий. Это результат длительной, систематической и целенаправленной работы с дошкольником. Воспитание детей осуществляется постоянно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. Тематическое планирование способствует системному и эффективному усвоению дошкольниками знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Только изменяются содержание, объем и сложность материала, а следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы соотносятся с конкретными событиям и праздниками (День защитника Отечества, День Победы, встреча с ветеранами ВОВ, и другие, а также национальные праздники). Формирование любви к Родине нужно прививать с учетом возраста:

  в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

 в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка

  в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, к своей Отчизне, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности

.Для работы используются такие формы как:

- Наблюдения.

- Организация экскурсий и целевых прогулок.

- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).

- Проектная деятельность.

- Моделирование и решение проблемных ситуаций.

- Придумывание сказок, историй и их театрализация.

- Трудовая деятельность.

- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).

- Познавательно-исследовательская деятельность.

- Чтение.

- Сочинение писем и пожеланий (заболевшим сверстникам и взрослым).

- Игровая деятельность.

Так как ведущей деятельностью в ДОУ является игровая, часто используются игры из картотеки (вот некоторые из них, эти игры и упражнения можно проводить  на прогулке. во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей)

1. Игра «Моих родителей зовут…»

Закрепляем знание имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Для игры используем мяч, который передаем по кругу и называем имя и отчество своих родных.

2. Игра  «Мой адрес».

В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый)по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе? Или Я живу на улице? Или: Я живу в доме №? Или: Я живу в квартире №? Или: я живу в стране под названием? Рядом с моим домом находится? И т. д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.

3.Игры «Добрые слова»

Воспитываем в детях доброжелательность, положительное отношение друг к другу; закрепляем умение использовать в речи «добрые слова».

Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

4. Игра «Как я дома помогаю»

Воспитывать заботливое отношение к членам семьи.

В первый раз можно использовать сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок.

Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.

5. Игра «Наш детский сад».

Эта игра помогает закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках. Помогает воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.

Для игры необходимо: фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок.

 воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т. д.

6. Игра «Наш город»

Закрепляет знания детей о своем городе. В игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.

7.Дидактическая игра «Флаг России»

Дети должны из 3 полосок разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта игра помогает им узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно, формирует знания о флаге своей страны.

8.Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Знакомство детей с русскими народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины.

9.Дидактическая игра «Русские матрешки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики или пазлов.

10.Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цели:

1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Ход игры:

Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.

11. Игра «Народные промыслы» (собери узор)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки и изображения с предметами народного творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел, дети называют и собирают.

Для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «воспитываться» будущий гражданин своей страны. А профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

 Нравственно-патриотическое воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом такого воспитания дошкольников становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у человека, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...