Доклад "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
статья
доклад по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать нравственного человека, любящего свой дом, своих родителей, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Концепция дошкольного воспитания выдвинула перед педагогами ДОУ задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является ФГОС и ФОП. В них определены основные принципы дошкольного образования, среди них: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится и в официальном проектном документе Министерства образования и науки России «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». Создатели проекта называют приоритетной задачу «формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями XXI века, закладываются основы гражданских качеств, готовых к мирному созиданию и защите Родины». Нравственное возрождение – это одно из условий выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности. Дошкольное детство – очень важный период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются основы гражданских качеств. Социокультурная ситуация сегодняшнего дня ставит перед воспитателями дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Часто в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и, пока нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, так как чувство патриотизма многогранно по содержанию. Представления детей о патриотизме во многом зависят от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе. От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из бесед и рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он станет гражданином. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас зачастую материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о великодушии, доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает духовная и волевая и незрелость, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного гражданина.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотизм к Родине у него проявляется в восхищении своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть за несколько занятий. Это результат длительной, систематической и целенаправленной работы с дошкольником. Воспитание детей осуществляется постоянно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. Тематическое планирование способствует системному и эффективному усвоению дошкольниками знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Только изменяются содержание, объем и сложность материала, а следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы соотносятся с конкретными событиям и праздниками (День защитника Отечества, День Победы, встреча с ветеранами ВОВ, и другие, а также национальные праздники). Формирование любви к Родине нужно прививать с учетом возраста:
∙ в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
∙ в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
∙ в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, к своей Отчизне, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности
.Для работы используются такие формы как:
- Наблюдения.
- Организация экскурсий и целевых прогулок.
- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).
- Проектная деятельность.
- Моделирование и решение проблемных ситуаций.
- Придумывание сказок, историй и их театрализация.
- Трудовая деятельность.
- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Чтение.
- Сочинение писем и пожеланий (заболевшим сверстникам и взрослым).
- Игровая деятельность.
Так как ведущей деятельностью в ДОУ является игровая, часто используются игры из картотеки (вот некоторые из них, эти игры и упражнения можно проводить на прогулке. во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей)
1. Игра «Моих родителей зовут…»
Закрепляем знание имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Для игры используем мяч, который передаем по кругу и называем имя и отчество своих родных.
2. Игра «Мой адрес».
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый)по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе? Или Я живу на улице? Или: Я живу в доме №? Или: Я живу в квартире №? Или: я живу в стране под названием? Рядом с моим домом находится? И т. д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.
3.Игры «Добрые слова»
Воспитываем в детях доброжелательность, положительное отношение друг к другу; закрепляем умение использовать в речи «добрые слова».
Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
4. Игра «Как я дома помогаю»
Воспитывать заботливое отношение к членам семьи.
В первый раз можно использовать сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок.
Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.
5. Игра «Наш детский сад».
Эта игра помогает закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках. Помогает воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.
Для игры необходимо: фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок.
воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т. д.
6. Игра «Наш город»
Закрепляет знания детей о своем городе. В игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.
7.Дидактическая игра «Флаг России»
Дети должны из 3 полосок разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта игра помогает им узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно, формирует знания о флаге своей страны.
8.Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Знакомство детей с русскими народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины.
9.Дидактическая игра «Русские матрешки»
Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики или пазлов.
10.Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Цели:
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.
Ход игры:
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.
11. Игра «Народные промыслы» (собери узор)
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел, дети называют и собирают.
Для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «воспитываться» будущий гражданин своей страны. А профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Нравственно-патриотическое воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом такого воспитания дошкольников становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у человека, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...