Проект "Гжель"
проект (старшая группа)
Существенным содержанием русской культуры является ее быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.
Роспись в стиле Гжель является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства, с ее помощью можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Гжель" | 100.45 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта | |
1. | Пояснительная записка. |
2. | Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект |
3 | Цель и задачи проекта |
4 | Этапы реализации проекта |
4.1 | Взаимодействие с родителями |
4.2 | Ожидаемые результаты |
5 | Ресурсное обеспечение проектной деятельности (техническая платформа) |
5.1 | Материально-техническое оснащение |
5.2 | Список используемой и рекомендуемой литературы |
6 | Формы оценивания качества образовательной деятельности по проекту |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Гжель» |
Основания для разработки проекта | |
Руководители проекта | Лифанова Татьяна Анатольевна, воспитатель разновозрастной группы 5-7(8) лет комбинированной направленности «Почемучки» МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды». |
Участники проекта | Дети, родители, воспитатель |
Цель проекта | Использование инновационной педагогической технологии метода проектов в изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. |
Задачи проекта | Дети: 1.Знакомство участников проекта с гжельской росписью. 2.Раскрыть творческие способности детей. 3.Исполнение элементов гжельской росписи на готовых шаблонах. 4.Сформированный навык технического исполнения гжельской росписи Родители: 1. Проявлять инициативу к оформлению, организации проекта. 2. Совместная деятельность детей и родителей. 3. Воспитание патриотизма, любви к родине через ознакомление с видами росписи. Педагоги: 1. Создать творческую атмосферу в группе, в общении с воспитанниками, родителями при реализации проекта. 2. Строить воспитательно-образовательный процесс на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей. 3. Организовать взаимодействие с родителями в целях сотрудничества и помощи в реализации проекта. 4. Приобщить детей к совместному труду, поддерживать желание выполнять работу своими руками. Радоваться результатам своего труда. |
Сроки реализации проекта | 01.02.2023 – 31.03.2023 г. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационный 2 этап – практический 3 этап – итоговый |
Ожидаемые результаты | Дети: 1. Проявление интеллектуальной активности, познавательного интереса. 2. Развитие потребности в художественно-творческой деятельности, мировосприятия детьми средствами искусства. 3. Сформированность у воспитанников навыка коллективного действия, уважительного и доброжелательного отношения в разных видах художественно – эстетической деятельности. 4. Понимание эмоционального состояния взрослых и других детей. Родители: 1. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком. 2. Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как развивающейся творческой группе. Педагоги: 1. Сформированный навык технического исполнения гжельской росписи. 2. Обогащение знаний детей по данной теме. 3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) в целях сотрудничества, помощи в подготовке праздника. 4. Реализация цикла мероприятий по данному виду деятельности, направленных на достижение целей проекта. |
Предполагаемые продукты проекта | 1.Сплоченность участников проекта общностью целей. 2.Педагог – профессионал, ребенок - творец, родитель – партнер. 3.Презентация проекта 4.Создание Лэпбука «Волшебная гжель» 5.Создание предметно-развивающей среды в ходе реализации проекта |
Территория реализации проекта | МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды, Надымского района», группа «Почемучки» |
- Пояснительная записка
Актуальность
Существенным содержанием русской культуры является ее быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.
Роспись в стиле Гжель является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства, с ее помощью можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.
Тема проекта «Гжель» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:
- Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?
- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?
- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?
- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей?
Декоративное рисование, аппликация и лепка по мотивам росписи гжель в интересной, ненавязчивой форме решают эти проблемы.
В качестве научной основы проекта использован опыт работы практикующего педагога дошкольного образовательного учреждения Скорлуповой О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством».
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект
Обоснование проблемы:
Тактические цели
- Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи росписи в стиле гжель.
Задачи:
- Организация предметной среды.
- Подбор методического материала для проекта.
- Организация материально-технического обеспечения.
Ожидаемые результаты первой тактической цели:
1. Созданная предметная среда с учетом темы проекта.
2. Методический материал, в свете современности нацеленный на развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка и родителя.
3. Создание выставочного мини-центра.
Продукт первой тактической цели:
1. База образцов росписей.
2. Методические пособия и рекомендации.
3. Выставочный мини-центр.
2. Сформировать творческий союз «педагог-ребенок-родитель».
Задачи:
- Выбор участников проекта.
- Формирование мотивации участников проекта.
- Формирование у воспитанника ДОУ и родителя отношения к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса и навыков технического исполнения гжельской росписи.
Ожидаемые результаты второй тактической цели:
1.Готовность участников проекта к деятельности.
2.Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как развивающейся творческой группе.
3.Сформированный навык технического исполнения гжельской росписи.
Продукт второй тактической цели:
1. Сплоченность участников проекта общностью целей.
2. Педагог – профессионал, ребенок - творец, родитель – партнер.
3. Готовые работы проекта.
4. Создание Лэпбука «Волшебная гжель»
3. Организовать насыщенное и творческое взаимодействие участников проекта.
Задачи:
- Знакомство участников проекта с гжельской росписью.
- Исполнение элементов гжельской росписи на готовых шаблонах.
- Дальнейшее сотрудничество с участниками проекта.
Ожидаемые результаты третьей тактической цели:
1. Информационная грамотность участников проекта.
2. Создание отдельных образцов с элементами гжельской росписи.
3. Создание передового педагогического опыта
Продукт третьей тактической цели:
1. Презентация по теме проекта.
2. Проект «Гжель»»
Проект реализуется в форме взаимодействия педагогов, детей и родителей. Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей. Воспитатель, расширяя знания детей, знакомит с новыми способами рисования узора, имеет возможность направлять работу в нужное русло.
Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: 01.02.2023 – 31.03.2023 г.
Возраст детей: 5-7(8) лет, разновозрастная группа комбинированной направленности.
Механизмы реализации проекта:
- Изучение методической литературы
- Мониторинг изобразительной деятельности детей
- Работа с родителями
- Пополнение развивающей среды
- Индивидуальная, подгрупповая работа с детьми в режимных моментах.
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Участники | Ожидаемый результат, продукт деятельности | |
I – ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | ||||
1 | Анализ воспитательного процесса по данной теме | Воспитатели | Проанализированы программно-методическое, наглядно-методическое обеспечение по данной теме наличие художественной литературы | |
2 | Анкетирование родителей | Воспитатели | Выявлены образовательные инициативы семьи по данному направлению | |
3 | Интервьюирование детей | Воспитатели | Выявлен уровень знаний воспитанников по теме проекта | |
4 | Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий проекта | Воспитатели родители | Составлен план мероприятий | |
5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта в группе | Воспитатели родители, дети | Предметно-пространственная среда оснащена (полки, альбомы «Элементы росписи», фигурки «Гжель», часы, поднос, ленты, тарелки «Гжель») Группа оформлена в стиле «Гжель» | |
6 | Создание компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели | Воспитатели | Создан наглядно-дидактический материал в виде презентаций | |
7 | Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД | Воспитатели, родители | Выполнены наглядно-методические пособия по теме проекта | |
8 | Создание материалов для дистанционного консультирования родителей | Воспитатели | Включение родителей в образовательный процесс по теме проекта | |
9 | Создание мини-выставки в группе ДОУ «Экспонаты гжельской росписи» | Воспитатели родители, дети | Мини-выставка пополнена новыми образцами гжельских мастеров (приобретены тарелки, салфетки бумажные 100 шт., для росписи и украшения группы в стиле «гжель») | |
10 | Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников | Воспитатели | Для родителей подготовлены памятки, рекомендации, консультативный материал по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников |
II – ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ | ||||
| ||||
Беседа «Сине-голубое чудо Гжель» Беседа «История возникновения гжельской росписи» «Чего раньше не умел» Беседа «Ремесла на Руси» Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров С.р.и «Магазин народных промыслов» С.р.и «Город Мастеров» Д/и «Найди лишний узор» Д/и «Собери гжельскую посуду» Д/и «Собери сказку» Д/и «Угадай и расскажи» Д/и «Найди отличия» Д/и «Составь узор» Конструирование из бумаги «Чайный сервиз» Конструирование из конструктора «Город мастеров» | Воспитатели дети, родители | Проведены беседы и игры в соответствии с планом. Рассмотрены альбомы по гжельской росписи Дети - получили первоначальное представление о гжельской росписи и народных ремеслах; - научились отличать роспись в стиле гжель от других видов росписи русского народного прикладного творчества; - закрепили умение составлять узоры гжель; - закрепили умение конструировать из бумаги и конструктора разных видов | ||
| ||||
Виртуальные экскурсии - «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели» Просмотр презентаций «История Гжели» «Чудо на фарфоре» | Воспитатели дети | Проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий | ||
| ||||
Составление описательного рассказа «Гжельская посуда» Чтение легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»; Восприятие русских народных сказок, «Детям о народных промыслах», О.Н. Алексеева Заучивание чистоговорок Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «В гости к мастеру ходили» Чтение: - авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»; - легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»; - стихотворения о Гжели; «Синие цветы Гжели» Н. Сурьянинова «Гжель», П. Синявский «Незатейливый узор», Н. Радченко «Гжель», Н. Радченко Просмотр художественных альбомов: «Чудесная гжель», Л. Куцакова «Сказочная гжель», Ю. Межуева Наглядно-дидактическое пособие «Сказочная гжель», В. Вилюнова | Воспитатели дети. | Сформированы навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с товарищами Формируются духовно-нравственные представления у дошкольников, связная монологическая речь, содержательность и логика выражения. | ||
| ||||
Художественное творчество: - ООД «Знакомство с искусством гжельской росписи» - ООД «Роспись тарелки. Узорные строчки. Капелька» - ООД «Секреты гжельской розы. Роспись кружки» - ООД «, Украшаем чайник» (пластилинография) Музыкальное развитие: Русские лирические мелодии «Лебедушка», «Сударушка», «Прялица» Песни современных авторов П. Синявский, «Незабудковая гжель» «Гжель» З. Я.Роот «Россия, Россия» М. Кузьмичева «На Руси умельцев много», муз.Иванова Музыкально-игровое творчество «Матушка Гжель», «Найди гжельский узор», «Укрась тарелочку» | Воспитатели дети | В соответствии с планом воспитательно образовательной работы Проведена организованная образовательная деятельность в разной форме. Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи. Детское творчество: Оформление выставки с изделиями Гжели. Эстетическая развивающая среда Оформление выставки для родителей из детских работ данной тематики Создание шаблонов для совместного творчества по теме «Сказочная Гжель». | ||
| ||||
Физкультминутки Народные подвижные игры: «Третий лишний» «Золотые ворота» «Гуси» Хороводные игры: «Ручеек» «Гори, гори ясно» Бодрящая гимнастика | Воспитатели дети | Реализованы оздоровительные и воспитательные задачи: - потребность в ежедневных физических упражнениях; - умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; - самоорганизация, творчество, инициативность. | ||
III – ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) | ||||
1 | Выставка детских работ «Волшебная Гжель» | Воспитатели дети. | Организация выставки детских работ «Небеса России» | |
2 | Создание Лэпбука «Волшебная гжель | Воспитатели родители, дети. | Презентация Лэпбука «Волшебная гжель» | |
3 | Создание развивающей среды в группе «Почемучки» | Воспитатели родители, дети. | Оформление группы «Почемучки» | |
Обобщение опыта работы по проекту | Воспитатели | Создание презентации реализованного проекта. Публикация материалов проекта на сайте детского сада и в социальных сетях, в мессенджерах группы «Почемучки» |
Работа с родителями по проекту:
1. Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника».
2. Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
3. Выставка для родителей экспонатов гжельской росписи
4. Помощь в создании мини-выставки ДОУ «Экспонаты гжельской росписи»
5. Памятки для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
Итоги проектной деятельности.
В ходе реализации проекта уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной росписи, научились создавать выразительные узоры не только на бумаге, но и на объемных предметах. Создание совместными усилиями предновогоднего настроения. Создание благоприятной развивающей среды, способствующей положительным эмоциям детей и максимально комфортных условий в группе.
Результаты проекта:
1. Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.
2. Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
3. Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжель, лэпбук «Волшебная гжель».
4. Организована выставка детских работ «Волшебная Гжель» Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
5. Создана предметно-пространственная среда в группе, способствующая максимальному комфортному пребыванию детей в группе.
Критерии и показатели эффективности проекта.
- Качество воспитательно-образовательных мероприятий:
- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;
- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.
2. Включение родителей в образовательный процесс:
- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;
- увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.
Перспективы дальнейшего развития
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. В реализацию проектов активно включаются родители воспитанников.