Методические материалы «Традиционные формы экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методические материалы
«Традиционные формы экологического воспитания дошкольников»
Составлено для воспитателей, начинающих работать по данной теме.
Составила по опытным материалам: Шкляр Н.И.
1.1 Занятия.
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важнымусловием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности.
Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни. Занятия по ознакомлению детей с природой проводятся во всех группах детского сада.
На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям именно на занятиях этого типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления.
Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания -от слова воспитателя зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успешный результат обучения.
Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин-этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений. Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме.
Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.
В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являющиесяведущим компонентом занятия, утомляют их -необходима разрядка в движении.
Обобщающий тип занятий
Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель -выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе формируется обобщенное представление.Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос.
Важное место в беседе занимает также формулировка выводов, т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.В целом обобщающие занятия позвол яют интенсивно развивать интеллект детей –умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивают речь и абстрактное мышление, т.е. осуществляют глубокую интеллектуальную подготовку их к школе.
Углубленно-познавательный тип занятия.
Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.
На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувственных знаний воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа.Занятия строятся по-разному: на них можно использовать различный наглядный материал, проблемные ситуации и вопросы -важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.
Комплексные занятия
Комплексные занятия –это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.Если комплексное занятие правильно организовано, то по времени оно может выходить за рамки обычного занятия –это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более что –по своему усмотрению –воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, провести веселую физкультминутку.Комплексное занятие –это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.
1.2 Походы и экскурсии.
Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход-это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - инструктор по физическому воспитанию, медсестра, родители, воспитатель группы.
На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения -они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения ее детьми.
Поход в лес предполагает ознакомление дошкольников с сообществом растений -им надо показать и назвать деревья, кустарники, которые являются ведущими в составе леса. От них зависят травянистый покров, наличие грибов, ягод. Важно познакомить детей и с лесными животными, прежде всего поразличным следам их деятельности.
Походы нужно организовывать в разные сезоны, что позволяет наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды их развития.
На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора. Правильная организация этой части похода очень важна -взрослые показывают дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.
Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории-педагоги говорят, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. И, наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми, даже если на них много цветущих растений.Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми.Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Такая подготовка создаетхороший настрой у всех участников похода, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.
Экскурсии -один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием на воздухе, с движением, что способствует укреплению здоровья.
Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию они делятся на два вида: природоведческие экскурсии -в парк, лес, на реку-и экскурсии на сельскохозяйственные объекты-в поле, на огород, на птицеферму.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения в природе.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.
Экскурсии провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
1.3 Экологические праздники и досуги.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценарияхэтих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятсяпраздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы -их организует воспитатель.
1.4. Моделирование
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию.
Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с природой наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы.Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируется обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
1.5 Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода –создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Следует знать и помнить некоторые требования к использованию рассказа о природе как методабучения. Прежде всего необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении. Важно учитывать их интересы, а также опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов.
Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада.Рассказ –вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности,умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними. Не менее важна выразительность речи.Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.Использовать рассказ как метод ознакомления с природой можно уже в младших группах. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связанным с их жизненным опытом. В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляющие их размышлять, делать выводы.Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.
1.6. Использование художественной природоведческой литературы
Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Важно отбирать высокохудожественную литературу.
Детскую природоведческую литературуполезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг –сочетание чтения с непосредственным наблюдениям в природе.В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику. Для слушания книги детей первой младшей группы лучше разбить на подгруппы, а во второй младшей читать можно всем детям сразу. Воспитатель выбирает небольшое произведение с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия. Рекомендуется неоднократное повторение чтения художественного произведения.Прерывать чтение не рекомендуется.
В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубленияих.
Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.Чтение природоведческой книги используется и каксамостоятельный способ ознакомления с природой.После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы –помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
1.7 Беседа как метод ознакомления детей с природой
Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.В каждой беседе решается задача развития речи детей.В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства
. Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседы является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.
Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д.Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.
Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Не следует подбирать много иллюстративно-наглядного материала. Цель его использования-оживить впечатления детей помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа.Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Тема разговора с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несущественные для данной беседы моменты.Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.
1.8 Труд детей в природе
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия.Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детейк труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.
Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это –основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
Список литературы:
1. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М. : «Мозаика-Синтез», 2002.-112с.
2. Оуэн Д. Ф. Что такое экология? – М. :Лесн. пром-ть, 1984.-184с.
3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. /Под ред. Дьяченко О. М. – М. : НОУ Учебный центр м. Л. А. Венгера «Развитие», 2001.-141с.
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2004.-144с.
5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. / Под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : АРКТИ, 2003.-72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ И ПРОЕКТЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возрас...
Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявле...
Методическая разработка:консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Аннотация к методической разработке.Консультация для воспитателей.Тема:«Зимующие птицы нашего края»Образовательная область: познавательное развитие детей дошкольного возраста.Автор-составитель: воспит...
Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников
Консультация для воспитателей «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»...
Консультация для воспитателей ДОО "Экологические проекты-универсальная форма экологического воспитания дошкольников"
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей на тему: "Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников"
Данная тема посвящена обзору знаний в области экологического воспитания дошкольников. Могает воспитать защитников природы, дает экологические знания, учить детей быть милосердными, любить и беречь при...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...