Формирование детско-родительских отношений
методическая разработка (старшая группа)
Детско-родительские отношения — «система межличностных отношений в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада „ребенок — родители“) и сверху вниз (диада „родители — ребёнок“), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы».
Отношения между родителями и детьми – это неформатный процесс взаимодействия, не поддающийся зачастую классификации или объяснениям. Реальные предпосылки утери взаимопонимания в семье ведомы только участникам ссоры, поэтому окружающим приходится только догадываться о причинах появления конфликтов. В столкновении поколений требуется опираться на собственные предпочтения, учитывая интересы противоположной стороны. Взрослым требуется осознать, что при различных взглядах на жизнь и неверно выбранной модели воспитания общение вмиг исчезнет, как только повзрослеют дети. Формирование мировоззрения и характер чада непосредственно зависит от модели поведения взрослых, которой они будут следовать в процессе воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_detsko-rodit_otn_ns.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование детско-родительских отношений в раннем возрасте
Детско-родительские отношения — «система межличностных отношений в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада „ребенок — родители“) и сверху вниз (диада „родители — ребёнок“), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы».
Отношения между родителями и детьми – это неформатный процесс взаимодействия, не поддающийся зачастую классификации или объяснениям. Реальные предпосылки утери взаимопонимания в семье ведомы только участникам ссоры, поэтому окружающим приходится только догадываться о причинах появления конфликтов. В столкновении поколений требуется опираться на собственные предпочтения, учитывая интересы противоположной стороны. Взрослым требуется осознать, что при различных взглядах на жизнь и неверно выбранной модели воспитания общение вмиг исчезнет, как только повзрослеют дети. Формирование мировоззрения и характер чада непосредственно зависит от модели поведения взрослых, которой они будут следовать в процессе воспитания.
Семья рассматривается как среда, где родители оказывают непосредственное влияние на формирование личности своих детей как эмоционально близкие люди и как взрослые, с которыми дети идентифицируются, особенно в период детства. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
В процессе детско-родительского взаимодействия совершается социально-эмоциональное развитие ребенка, т.е. формирование социально важных качеств личности, в ходе которого происходит овладение разнообразными способами эмоционального реагирования; способностью осознавать собственные эмоции и управлять ими в различных жизненных ситуациях; установление и поддержка эмоционального контакта с другими людьми.
Р.Ж. Мухамедрахимов говорит о влиянии привязанности на развитие ребенка: если окружение ребенка соответствует его потребностям и у него есть возможность общаться с эмоционально доступным, чувствительным и стабильным близким человеком, а также формировать с ним отношения привязанности – это будет благотворно влиять на все направления развития ребенка. Выявляется также значимая связь между ускоренным развитием ребенка и уровнем привязанности матери (Николаева, 2015), а также между количеством времени, которое уделяет мама ребенку, и качеством этого взаимодействия с моторным развитием ребенка.
Более того, в исследованиях была найдена связь между готовностью к материнству во время беременности (адекватная, тревожная, игнорирующая), качеством взаимодействия матери с младенцем в первые 6 месяцев его жизни и психосоматическим здоровьем ребенка (Василенко, 2016). Частота заболеваний у детей в возрасте от 1 до 6 месяцев ниже у младенцев, чьи матери имеют адекватный стиль готовности к материнству, чем у младенцев, чьи матери обладают игнорирующим стилем (ведущими по частоте встречаемости психосоматическими реакциями становятся младенческие колики, заболевания простудного характера, аллергические реакции).
Исследователям удалось выделить отличительные черты взаимодействия родителей и детей раннего возраста с риском РАС. Со стороны детей они характеризовались тотальным снижением коммуникативного поведения (кроме инструментального взаимодействия), со стороны взрослых – снижением частоты предложений, комментирующих поведение ребенка. Вместе с тем все авторы подчеркивают, что определенные характеристики материнского поведения могут улучшить нейрокогнитивные навыки ребенка с риском РАС. Так, показано, что чувствительность матери положительно влияет на показатели экспрессивной речи в возрасте 2 и 3 лет у детей с верифицированным аутизмом, а высокий уровень синхронизации во время инициирования игрового взаимодействия уменьшает поведенческие проблемы детей с РАС. Модифицирующим влиянием со стороны родителей также выступают более высокая вербальная и невербальная поддержка игры ребенка, внимание к его деятельности, более высокая синхронность и демонстрация удовольствия от взаимодействия.
Полученные данные могут стать основой для обучения родителей, имеющих детей с РАС, специфике взаимодействия с ними. В настоящее время проводится метаанализ подобных программ с попытками оценить их эффективность, поскольку определенные характеристики родительского поведения, по-видимому, сложно поддаются коррекции: например, матери с более яркими аутистическими проявлениями менее успешны в развитии своих коммуникативных навыков.
Влияние семьи крайне важно также и для группы недоношенных детей. Согласно «diathesis stress» модели, недоношенные дети более восприимчивы к негативному влиянию окружающей среды. Значительно влияют на развитие ребенка в том числе и родители, так как находятся в круглосуточном контакте с ним и способствуют реализации рекомендаций и реабилитационных процедур, осуществляют уход. К ситуативным особенностям взаимодействия родителя с недоношенным ребенком на первом году его жизни можно отнести необходимость их ранней разлуки (первое время после рождения ребенок пребывает в стационаре). Ранняя депривация взаимодействия может сказаться как на дальнейшем развитии ребенка, так и на психологическом состоянии родителей, как правило переживающих шок и страх серьезных заболеваний и смерти ребенка. У родителя часто формируется неадекватное отношение и дезадаптивный тип привязанности: родители воспринимают ребенка более болезненным, хрупким, ранимым, неприспособленным и т.д. даже в период стабильного и относительно безопасного развития.
Интересно, что Н.Н. Авдеева, описывая нарушения в привязанности матерей к детям с задержкой речевого развития, указывала на преобладание игнорирующего и симбиотического стилей. При первом образ ребенка недостаточно реалистичен, т.е., с одной стороны, мать оценивает ребенка ниже, чем сверстников, а с другой – предрекает ему блестящее будущее; отмечается низкий уровень чувствительности и отзывчивости при взаимодействии с ребенком. Матери не всегда замечают изменение состояния ребенка, неправильно оценивают вызвавшие его причины. Привязанность ребенка к матери в этом случае является ненадежной и небезопасной. Матери склонны жаловаться на проблемы в управлении поведением, трудный характер ребенка. Симбиотический стиль отличается тем, что мать ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, приписывая ему личную и социальную несостоятельность. Досадуя на его неуспешность, мать старается оградить ребенка от трудностей, выполнить за него все действия. На первое место во взаимодействии выступает эмоциональный и тактильный контакты, при этом зачастую отсутствуют совместная предметно-практическая деятельность и деловое сотрудничество. Для матерей этой группы характерна тревога за ребенка, которая увеличивается по мере его взросления и проявления признаков автономии. Привязанность ребенка к матери ненадежная и небезопасная.
Важным является не только влияние взрослого на ребенка, но и наоборот. Так, выявлено, что коммуникативные трудности детей с РАС, а именно сложности в регулировании совместного внимания, побуждают взрослого увеличивать обычную коммуникацию через буквальные объект-ориентированные действия.
Детско-родительское взаимодействие, таким образом, не является причиной возникновения атипичного развития ребенка, но, вероятно, может выступать фактором риска и утяжеления или, наоборот, фактором защиты и смягчения проявления ряда поведенческих, эмоциональных, когнитивных особенностей таких детей.
Можно сказать, что существуют благоприятные характеристики детско-родительского взаимодействия:
− отзывчивость в поведении родителя (responsive parent behaviors): ясность (salient), своевременность (well timed), аффективно-позитивная реакция на общение и игру (affectively positive reactions);
− умение понять потребности ребенка, при котором важна гибкость родителя и умение перестраиваться под изменения ребенка, особенно в период возрастных кризисов; − вера родителей в способность ребенка быть самостоятельным, инициативным, ответственным, «оперативность» матери
– готовность матери предоставлять ребенку свободу действий и выбора; принятие ребенка таким, какой он есть;
− забота и внимание к ребенку: аффективная поддержка (affective support), поддержка внимания ребенка (support for child focus of attention). Адекватность материнского поведения связана с расслаблением в момент, когда нет угрозы жизни ребенку, и мобилизацией, когда требуется быстрая помощь ребенку.
В качестве негативных характеристик детско-родительских взаимодействий описаны:
− отстраненность родителя, низкая привязанность (detachment);
− вмешательство (intrusiveness)
– неуважение родителя к самостоятельности и индивидуальности ребенка, неготовность предоставить ему инициативность, подавление его способностей, требование реализации собственных желаний;
− отвержение ребенка (negative regard) или враждебность (hostility): скрытая, открытая, физическое насилие;
− неадекватный уровень тревожности родителей в сочетании с недостаточным уровнем осведомленности о развитии ребенка. Так, среди родителей, чьи дети приняли участие в исследовании, можно особо отличить две группы. В первой группе родители субъективно считают, что речь их ребенка имеет патологии из-за единичных индивидуальных особенностей (например, до года ребенок не лепечет или имеет ограниченный активный словарный запас или единичные эхолалии), что становится причиной для излишнего беспокойства. При объяснении границ норм с учетом возрастных и индивидуальных различий и описании особенностей речевого развития ребенка тревога родителя может уменьшаться. У другой группы родителей проявляется недостаточное внимание к развитию речи ребенка в раннем возрасте, что может при наличии ряда тревожных симптомов привести к отставанию и устойчивому дефициту речевого развития в дальнейшем. Родители считают, что речь устанавливается самостоятельно и нет необходимости в дополнительном взаимодействии с ребенком. Такие родители, чьи дети попадают в нижнюю границу нормы или оказываются ниже ее, зачастую впервые слышат про важность коммуникативных жестов, необходимость использования потешек, песенок, чтения детских книжек с ребенком, ошибочно полагая, что после трех лет ребенок заговорит и этот тревожный комплекс самостоятельно исчезнет.
Структура детско-родительских отношений.
Структура детско-родительских отношений состоит из четырех компонентов:
- когнитивный (особенности восприятия ребенка и себя как родителя; в детском отношении — восприятие родителей как пары);
- эмоциональный(родительские чувства, любовь к ребенку и любовь к родителям в детском отношении);
- ценностно-смысловой (осознание и принятие социальной роли родителя; ценностное отношение к родителям);
- поведенческий(стиль общения, характер дисциплинарных воздействий; особенности поведения ребенка ).
Стили воспитания.
Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.
Демократический, авторитетный стиль
Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.
Родители, действующие в этом ключе:
- относятся к ребенку активно, доброжелательно;
- адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
- глубоко понимают цели, мотивы поступков;
- предполагают дальнейший путь развития чада.
Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:
- способность к самоконтролю, трезвая самооценка;
- самостоятельность, ответственность за свои действия;
- проявления инициативы, активность;
- адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками;
Авторитарный стиль
Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.
Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:
- Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
- Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.
Индифферентный стиль
Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.
Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.
Либеральный или попустительский стиль
С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:
- Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
- Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.
Обратите внимание
На формирование личности ребенка оказывает влияние не столько неправильный стиль воспитания. Любая типология представляет обобщенное представление о том, какие ценности проповедуют семьи и какими могут быть отношения внутри них. Основой взаимодействия с детьми является уровень авторитета взрослых. Истинный авторитет начинает строиться по крупицам еще с того момента, когда дитя «лежит поперек лавки». Контакт сам собой не возникает, его нужно выстраивать.
Особенности детско-родительских отношений на разных возрастных этапах
Детско-родительские отношения являются необходимой подсистемой отношений семьи как целостной системы. Детско-родительские отношения можно рассматривать как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребёнка и родителя отношения.
В детско-родительских отношениях важно уделять должное внимание как физиологическим, так и психологическим потребностям ребёнка в каждом периоде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД "КРИЗИСА 3 ЛЕТ"
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД "КРИЗИСА 3 ЛЕТ" К трем годам мы наблюдаем у детей резкое изменение в поведении, ...
Социально-познавательный проект по формированию детско-родительских отношений через совместную деятельность "Вместе дружно мы живём"
В этой презентации раскрывается мой опыт работы по данной теме....
Консультация для родителей "Роль семейного микроклимата в формировании детско-родительских отношений "
От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. В этом возрастном периоде складываются важнейшие психологические условия внутренне свободного ...
Формирование детско-родительских отношений
Встреча в родительском клубе "Успешный родитель"...
Тренинг для родителей "Формирование детско-родительских отношений"
Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, повседневные заботы. А вопросы воспитания они оставляют на потом или прибегают к ним в состоянии агрессии. Поэтому, прежде ...
Роль игры в формировании детско-родительских отношений
Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: общая педагогика, коррекционная педагогика, дошкольная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика....
Формирование детско-родительских отношений. Тема: Семь "Я".
Формирование детско-родительских отношений. Тема: Семь "Я"....