Мастер- класс
учебно-методический материал
Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных изобразительных техник
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Педагогическая песочница».
воспитателя
Тема: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных изобразительных техник».
Мы уже знаем, рисовать можно чем угодно (карандаши, акварель, мелки, фломастеры). Я рисую, как и все, но рисование песком - это нечто другое, особенное. Тут руки сами тянутся к материалу. Замечали, что когда сидя на песчаном берегу, пальцы сами начинают его перебирать, просеивать, набираются полные ладони, это просто приятно. Кроме того, по своей кристаллической природе песок - отличный "проводник", с помощью которого можно "заземлять" проблемы, стресс, зажимы и прочие дискомфортности.
Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил: «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Большой плюс рисования песком в том, что оно не относится к категории занятий, требующих особых познаний. Этот материал доступен каждому, кто хотел бы с ним работать. Ребенок не боится его, потому что с самого раннего возрастаб, как только научившись ходить он отправляется в большую педагогическую песочницу.
Рисование песком прекрасно развивает моторику, поскольку пальцы ребенка находятся в тесном контакте с фактурным веществом, развивает координацию движения, помогает познавать свойства вещества, развивает фантазию. Зная, что интеллект находится на кончиках пальцев, то это занятие представляется весьма полезным. Его широко применяют в работе с детьми с особыми потребностями, детьми с умственной отсталостью, с ранним детским аутизмом, дети с синдромом Дауна. Преподаватели отмечают, что у детишек наблюдается повышение умственной активности, улучшение речи и памяти, повышение коммуникабельности и как следствие развитие самостоятельности и инициативности. А поскольку песком рисуют часто при помощи обеих рук, этот вид рукоделия будет весьма полезен детям с нарушением координации движения, левшам и амбидекстерам.
Во время рисования песком ребенок манипулирует своим вымышленным миром. Не понравился замок? Не беда. Вместо него можно нарисовать другой, ведь здесь не нужно менять рабочую поверхность и материалы. Переделывать песочные картины можно бесчисленное количество раз! Он всегда будет знать, что если что-то не получиться, то это поправимо. Это дает ребенку уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Формирует активную, самостоятельную, инициативную позицию ребенка и позволяет поддерживать устойчивый познавательный интерес.
С чего же начинать?
До 2-х лет лучше работать с манной крупой…с 2 лет подключаем песок. Не советую красить песок или манку на первом этапе, дабы не закладывать заранее ассоциации у ребенка, а опять же оставлять поле для его фантазии.
1этап: Знакомство.
Знакомим детей с правилами рисования песком.
Предлагаю догадаться по символам (предлагает педагогам)
- В глаза песок не кидать,
- Мимо стола песок не рассыпать
- Грязные руки в рот не брать
- Мыть руки после рисования
- Убирать рабочее место
- этап : Простейшие манипуляции. (Все сопровождать показом)
- Песок можно разравнивать ладошками, кулачками и пальчиками.
- Разгребать его в разные стороны с помощью пальцев, сложенных в виде ковша бульдозера.
- Проделывать в нем дырочки.
- Пропускать через пальчики.
- Учить не сжимая пальцы, брать песок; открывать и закрывать ладошку.
- Пересыпать песок через кулачок.
«Идут медвежата»- ребенок кулачком и ладошкой с силой давит на песок.
«Прыгают зайки»- кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка.
«Ползут змейки»-рисование волнистых линий.
«Бегут жуки»-ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
«Дует ветерок» - плавные движения по подносу двумя руками.
«Опасная дорога»- волнистая линия.
«Крутой поворот» - рисование спирали.
«Сердитая линия» - рисование кривой линии.
«Радуга» - четырьмя пальцами по песку рисовать полукруг.
« Что спряталось в песке», «Чего не стало»?
3 этап Осознание формы.
На этом этапе знакомим с конкретными заданными геометрическими фигурами, кривыми линиями, трафаретами. Постепенно у детей развивается осознание формы, а в последствии, может абстрагировать (обвести фигуру, потом - без фигуры, приложить фигуру, посыпав песок и убрать фигуру.
4 этап: Сюжетное рисование.
А теперь мне бы хотелось и вас познакомить с этим чудесным искусством (Звучит аудиозапись «Музыка песка», педагог демонстрирует приемы рисования, педагоги стараются повторить самостоятельно).
Наше рисование песком начнем с создания фона. Фон можно насыпать: собрать песок в кулак / положить песок на ладонь как на лопатку и равномерно рассыпать его по стеклу. Второй способ - наброс. Слой песка не должен быть толстым.
Нарисуем теперь круг, просто проведем по песку пальце по кругу. Это прием - рисование пальцем. Превратим наш круг в веселое личико. Нарисуем глаза, нос, рот, уши. А в глазах нарисуем зрачки, используя прием — щепотка (песок между пальцами, насыпание песочной струйкой небольшие элементы изображения). Пусть наш человечек будет девочкой — нарисуем волосы (Одновременное использование нескольких пальцев) и бантики (Симметричное рисование двумя руками). Можете чем-то дополнить свои рисунки. Вот и получилась ваша первая картина!
А о чем же мечтает наша девочка? Она хочет отправиться в морское путешествие. Давайте нарисуем ее мечту.
Для этого освобождаем стеклянную поверхность планшета от песка. На нижней части планшета изображаем волны, используя прием — песочная струя. Песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла (зигзагообразно). В верхней части планшета изображаем солнце (песчинки попадают в одну точку) и облака (песочная струя рассыпается замкнутой линией). В морской глубине нарисуем камушки (кулаком) и рыбок (зажимаем кулачок, выставляем мизинец, прижимаем его к столу и как циркулем очищаем песок. У нас получился полукруг. Тремя пальцами от полукруга провести волнистые линии вверх и вниз – хвостик. Указательным можно хвостик соединить). Немного присыпим изображение и, используя прием - рисование подушечками пальцев, изобразим чешую и глаз рыбки.
Думаю, я не ошиблась, когда включила в свою работу с детьми эту технику. С помощью, которой, возможно развивать у детей интеллект, учить, нестандартно мыслить, активизировать творческую активность, учить мыслить нестандартно, проявлять инициативу и самостоятельность.
По словам психолога Ольги Новиковой:
«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...