Конспект НОД для старших дошкольников «Экскурсия в музей боевой славы».
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД
для старших дошкольников
«Экскурсия в музей боевой славы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ekskursiya_v_muzey_boevoy_slavy.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г.Белинский
Конспект НОД
для старших дошкольников
«Экскурсия в музей боевой славы».
Разработала и провела
воспитатель Коробова А.В.
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Обучающие задачи:
- формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны;
- познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны;
- подвести детей к выводу о том, что война - это плохо, а мир - хорошо
Развивающие задачи:
- формировать у детей познавательную активность;
- побуждать в детях интерес к событиям Великой Отечественной войны;
- развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, воображение;
- содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через музейную экспозицию и рассказ экскурсовода;
- развивать социально-личностные качества детей: сопереживание, умение работать в коллективе, позитивное отношение друг к другу;
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
- воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, сопереживание, благодарность, умение прийти на помощь;
- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию, формировать интерес к истории своей страны, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны, любовь к Родине.
Методы и приемы:
словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя;
наглядные: демонстрация наглядного материала;
практические: изготовление цветов, физкультминутка; поощрение.
Словарная работа: экспонаты, экскурсовод, госпиталь, мемориал, блиндаж, окоп, паёк.
Оборудование: мультимедийный проектор, СD-проигрыватель, интерактивная доска.
Демонстрационный материал: доска, плакат «Родина - мать зовёт», два стенда с фотографиями: «Женщины и дети в тылу», «Сыны полка», макет костра, пилотки, макет «На поле боя», солдатское письмо-треугольник, макет «Вечный огонь».
Раздаточный материал: квадраты гофрированной бумаги красного цвета размером 10*10 см, клей, кисточки для клея, салфетки.
Музыкальный материал:
- «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля
- «Священная война муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедева-Кумача
- «В землянке» муз. К. Листов, сл. В. Суркова.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход экскурсии:
(На гелиевом шаре закреплен голубь изготовленный способом – оригами, в клюве у него письмо в виде «солдатского треугольника»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел голубь - почтальон. Он принес письмо. Это не обычное письмо, оно из военной поры - «солдатский треугольник». Давайте прочитаем кому оно (на нем надпись) «Детям от победителей». Письмо адресовано нам значит, можно вскрывать (Воспитатель вскрывает конверт, читает).
«Дорогие ребята мы хотим рассказать вам об одном важном времени в истории нашего народа, когда нашей стране пришлось очень тяжело. Это Великая отечественная война».
Подпись: «От героев-победителей в Великой Отечественной войне».
Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас в удивительное место. Приближается всенародный праздник 9 Мая - День Победы. Все люди нашей страны отмечают его.
- Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
В этот день 75 лет назад закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал победу в тылу.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в музей боевой славы.
- Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом, и расскажу о некоторых экспонатах нашего музея, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время, чем занимались.
Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: взрослые работали, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. И никто не подозревал, что скоро начнется война.
Воспитатель. Я приглашаю вас пройти к первому экспонату.
- Ребята, перед вами плакат. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. А называется он «Родина-мать зовёт».
- Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)
На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей родины. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Плакат «Родина-мать» пришелся по душе советским людям. И люди поклялись все, как один, встать на защиту Родины.
В это же время поэт В. Лебедев-Кумач написал стихи песни «Священная война».
И песня и плакат призывали к защите Отечества. (Звучит фонограмма песни «Священная война» и показ плаката "Родина-мать зовет!").
Под эту песню уходили на фронт наши солдаты, защищать свою Родину, родных, детей.
Воспитатель. Сейчас я хочу пригласить вас к следующему экспонату, который расскажет нам о военных буднях наших солдат. (Рассматривание макета).
- Посмотрите на этот макет.
- Что вы на нем видите? (Окоп, блиндаж, танки, солдат).
- Для чего нужны окопы? (ответы детей). Правильно, окопы рыли, чтобы защищать солдат во время боя.
- Посмотрите, это сооружение называется блиндаж.
- А для чего он был нужен? (Ответы детей) Чтобы укрывать военных от огня противника. Они так же использовались для отдыха солдат, там оказывали первую помощь раненым, также там находились связисты.
Стойко и мужественно сражались защитники Родины. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.
- А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат?
- Какими они были? (ответы детей, каждый ребёнок называет по одному слову -признаку)
Воспитатель. Правильно, смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными.
Воспитатель. Много героических поступков совершили наши солдаты. Как называется героический поступок?
Дети. Подвиг.
Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети. Герой.
Воспитатель. За освобождение своей Родины сражались не только взрослые. Но и дети. Почти каждый мальчишка в то военное время мечтал попасть на фронт. Дети, в ту суровую пору, становились воинами. Взяв в руки винтовки и гранаты, они воевали на фронте, подносили снаряды, ходили в разведку, ухаживали за ранеными. Давайте посмотрим на эти фотографии военных лет, сохранившиеся в нашем музее. Почти в каждом полку воевали дети. Сыны полка... Голодных и промерзших их привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки молчали. Их все-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем отряде. Многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры оставляли их в полку.
Много подвигов совершили юные герои. А знаете ли вы детей-героев войны? Какой подвиг они совершили? (дети рассказывают о 2-3 героях ВОВ). Об одном таком герое я хочу вам рассказать. Звали его Леня Голиков. Наравне со взрослыми он участвовал в настоящих боевых операциях. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Ему удалось догнать немецкого генерала и захватить портфель, в котором оказались очень важные документы. Погиб Леня Голиков в неравном бою с фашистами. Ему было присвоено звание героя Советского Союза.
Родина не забывала своих героев. Воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами.
- Посмотрите, такие медали и ордена есть у нас в музее. (Рассматривание орденов и медалей).
Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!
Воспитатель. Сейчас я приглашаю вас к следующему экспонату нашего музея. Это солдатский костёр. В редкие минуты тишины солдаты собирались у костра, чтобы немного отдохнуть, написать письма родным и близким. Мы сейчас представим себя солдатами, наденем солдатские пилотки, посидим у костра.
Воспитатель. А как вы думаете, что больше всего ждали люди с фронта? (Ответы детей).
Конечно, больше всего они ждали писем от мужей, братьев, сыновей, которые с оружием в руках били врага. А солдаты ждали весточек из дома, чтобы узнать, как живут их родные, жёны, матеря, дети. Невозможно передать, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Сейчас я покажу вам такое письмо.
(Воспитатель показывает и зачитывает письмо с фронта, затем идет обсуждение о чём это письмо и о чём нам могут рассказать фронтовые письма)
Воспитатель.
О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя. И хотя Письма адресованы родным и близким, узкому кругу лиц, они выражают общее настроение людей, с оружием в руках защищавших честь и свободу нашей Родины, по существу, обращены к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим мыслям и чувствам. Поэтому и дороги нам эти пропахшие порохом бесценные документы.
Ребёнок или Воспитатель читает стихотворение:
Писали и на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже.
На улицах сожженных городов...
О, письма фронтовые грозных лет
-Бесценней документов в мире нет!..
Я возвращаюсь снова к тем годам.
Суровым дням в истории страны,
И приобщаюсь к судьбам и делам,
Сражениям жестоким и боям
Той трижды памятной для нас войны.
И в этих письмах оживают вновь
Презрение и ненависть к врагу,
И к Родине великая любовь!
И за победу пролитая кровь ...
Я эти письма свято берегу.
(Евгения Кирпонос)
Воспитатель:
Священный долг живущих - сохранить память о тех, кто отдал жизнь за Родину; сохранить и передать ее нашим детям и внукам. «Это нужно не мертвым! Это надо - живым!» - так сказал известный поэт.
Давайте и мы попробуем написать такое письмо нашим родственникам, которым довелось пережить невзгоды войны. И неважно, где это было: на фронте или в тылу, в оккупации или в плену. Для них, наверное, приятно было бы получить письмо благодарности за жизнь, за радости сегодняшнего дня от своих правнуков.
(Дети пишут письма своим прабабушкам и прадедушкам, складывают их под руководством учителя в форме солдатского треугольника и подписывают адресату)
Ребёнок читает стихотворение:
Спасибо, солдаты, солдаты России,
За подвиг великий, что вы совершили.
За то, что не дрогнули в час испытанья,
За ваши мученья, за ваши страданья.
Спасибо за все! И преклоним колени
Пред павшими в этой священной войне.
Им - вечная память! И слава вдвойне!
(Леонид Глебов)
Воспитатель. А ещё солдаты любили петь песни. Гармонист брал в руки гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных.
Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Давай с вами послушаем одну из таких песен.
(Слушание песни «В землянке)».
Очень короткими были минуты отдыха, и снова нужно было идти в бой.
Воспитатель. Борьба с врагом за победу шла не только на фронте, но и в тылу. Переходим к следующему экспонату - стенду с фотографиями, который рассказывает нам о жизни людей в тылу.
- Ребята, рассмотрите их. Кто изображён на этих фотографиях? (Только женщины и дети).
- Как вы думаете почему? (Ответы детей).
Когда на фронт ушли отцы, мужья, старшие братья, женщины оставались дома, в тылу. Они взяли на себя всю тяжелую работу: работали врачами и медсёстрами в госпиталях; шили одежду для воинов; выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, работали на заводах у станков и делали орудия и снаряды для защиты нашей Родины.
Воспитатель. Как вы думаете, чем в это время были заняты дети? (Ответы детей). Дети тоже не остались в стороне. Мальчишкам и девчонкам было теперь не до игр. Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай. Ребята постарше трудились на заводах, помогая взрослым изготавливать оружие. Трудились ребята наравне со взрослыми, очень уставали, но понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь необходима.
Воспитатель: И вот отгремела война. Пришла долгожданная Победа. В этот день 9 мая 1945 года радовались все люди. Они выходили на улицы, обнимались и целовались. В нашем музее сохранились кадры тех радостных мгновений. Давайте посмотрим их. (Просмотр видеоролика «Этот день Победы»)
9 Мая во всех городах проходит Парад Победы. По Красной площади идут полки, чеканят шаг солдаты, движется военная техника, демонстрируя мощь и силу нашей страны, пролетают над городом военные самолеты. А вечером бывает салют, посвященный этому великому дню.
Воспитатель. Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой. Никогда этот день не забудут люди. В каждом городе есть памятник павшим в этой войне. Рядом с ним горит Вечный огонь. Этот огонь никогда не гаснет. Люди приносят к нему цветы в знак благодарности. Давайте сегодня, возложим цветы к Вечному огню, которые сделали своими руками.
(Дети возлагают их к макету Вечного огня).
Воспитатель. Сегодня вы много узнали о жизни советского народа во время войны. Расскажите своим близким и друзьям об этом. А каждому из вас я хочу подарить георгиевскую ленточку. Что она обозначает? Цвета ленты: черный и оранжевый, означают «дым и пламя». Именно эта ленточка означает заветные слова «Я помню, я горжусь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Путешествие в музей боевой славы"
Познавательное занятие для детей старшей группы с интеграцией областей "Познание", "Коммуникация", "Физическая культура", построенное в игровой форме....
«Экскурсия в музей боевой славы» конспект занятия. Фотоотчет посещения музея.
Данное занятие поможет педагогам расширить представление детей о защитниках страны в годы войны. Познакомит с мужеством и героизмом наших бойцов. Вызовет чувство гордости за Российскую армию....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Музей боевой славы»
Нод в старшей греппе.Неделя "День Победы"...
Конспект ОД в старшей группе "В Музее боевой славы".
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев всегда слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Расширя...
Конспект занятия для старших дошкольников «Экскурсия в музей боевой славы».
laquo;Экскурсия в музей боевой славы»....
Презентация конспекта для старшего дошкольного возраста "Экскурсия в музей боевой славы"
представлена презентация конспекта для старшего возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в музей боевой славы»
Конспект организованной образовательной деятельности«Экскурсия в музей боевой славы»...