Обучение детей младшего возраста культурно-гигиеническим навыкам
консультация
Обучение детей младшего возраста культурно-гигиеническим навыкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_mladshego_vozrasta_kulturno.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей младшего возраста культурно-гигиеническим навыкам
Формирование культурно-гигиенических навыков - это не просто усвоение правил и норм поведенческой культуры, а очень важный процесс социализации и вхождения ребенка в мир взрослых. Этот процесс нельзя откладывать. Дети остаются детьми, поэтому обучение их правилам можно отложить. Это неверное решение.
Известно, что самые сильные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому важной задачей в работе с маленькими детьми является обучение гигиеническим навыкам - как неотъемлемой части культуры поведения, быта и навыков правильного питания.
Вопрос детской гигиены волновал передовых русских ученых и врачей, и в 1919 году была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей и детских садов). Для решения этой задачи необходимо было научно обосновать ряд гигиенических проблем, связанных с воспитанием детей дошкольного возраста, в связи, с чем был выделен раздел детской гигиены, получивший название дошкольной гигиены. Большой вклад в развитие дошкольной гигиены внесли выдающиеся отечественные педиатры Н.М. Шеробанов и Е.А.Алкин. Их труды помогают тем, кто занимается дошкольным воспитанием, правильно организовать работу с детьми с точки зрения гигиены.
Обучение детей навыкам личной гигиены и общественного здоровья играет важную роль в сохранении их здоровья и стимулирует правильное поведение в быту и в общественных местах. Поэтому от знания и соблюдения детьми необходимых правил гигиены и норм поведения, зависит не только их собственное здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Необходимо стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало естественным процессом в их повседневной жизни, а гигиенические навыки развивались и становились автоматическими.
Культурно-гигиенические навыки являются важной частью поведенческой культуры. Необходимость быть опрятным, содержать в чистоте лицо, тело, волосы, одежду и обувь - это не только гигиеническое требование, но и продиктовано нормами человеческого общения. Дети должны понимать, что соблюдение этих правил ведет к уважению окружающих, а прикосновение к грязным рукам, или взгляд на неопрятную одежду оскорбительны для всех. Формирование навыков и привычек зависит от специально направленного поведения взрослых и окружающей среды в целом. Поведение и манеры, особенно поведение знакомых людей, отражаются в содержании детских привычек.
Детей с раннего возраста учат мыть руки, и хотя дети стараются мыть руки сами, взрослые помогают им в этом и постоянно напоминают, что нужно мыть руки перед едой и после того, как они испачкались. Педагоги объясняют детям, что при мытье удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызывать различные заболевания. Однако и в этом случае воспитатели должны контролировать последовательность и качество выполнения всех элементов навыка.
Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
1. Соблюдение взрослыми (родителями) и детьми режима дня. Это одновременно обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур и постепенное формирование навыков и привычек.
2. Соблюдение гигиенических норм.
3. Создание привлекательной и комфортной среды для занятий и работы в детском саду и дома.
4. Разделение приобретенных действий в строго определенной последовательности.
5. Акцентирование внимания на способе и последовательности выполнения детьми повторяющихся действий.
6. Индивидуализация обучения для каждого ребенка. Учитывать уровень развития детей и степень овладения ими культурно-гигиеническими навыками и делать их обязательными.
В процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста педагоги могут использовать различные методы:
- дидактическая игра
- чтение художественной литературы
- беседа
- рассматривание картин
- подражательные упражнения
- наглядные приёмы обучения
- пример взрослых
- пример – показ
Чтобы детям было легче осваивать новые навыки, этот процесс должен быть знакомым, интересным и увлекательным. И делать это нужно в непринужденной форме. Также важно учитывать возраст ребенка. Еще одним условием успешного гигиенического воспитания является необходимость единых требований со стороны взрослых. Культурно-гигиенические навыки дети приобретают в общении с воспитателями, медицинскими работниками, младшими воспитателями и, конечно же, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, полученные детьми в детском саду. Взрослым важно во всем подавать детям пример, требуя от них соблюдения определенных правил, чтобы они сами всегда следовали им, были опрятны и аккуратны и т. д.
Дети склонны подражать взрослым и копировать поведение тех, кто их окружает. Они легко усваивают не только хорошие, но и плохие примеры. Поэтому в беседах с родителями важно подчеркивать, что модели поведения, разговоры и вредные привычки детей - это то, что они пытаются копировать у своих родителей, и что родители сами должны следить за своим поведением в общении с детьми.
Обучение навыкам личной гигиены - сложная задача, требующая систематических действий и большого терпения. Педагоги и родители должны всегда помнить, что навыки, приобретенные в детстве, в том числе культурно-гигиенические, принесут большую пользу человеку на протяжении всей последующей жизни.
Поэтому так важно помочь детям с раннего возраста развить навыки, которые приносят пользу их здоровью, и сделать их неотъемлемой частью их привычек.
Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. А. В. Луначарский
Список использованной литературы:
1. Ананьев В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - Томск: ТГУ, 2011.- 58с
2. Богина Т. Л., Терехова Н. Т.Организация режима дня в детских садах –
М.: Просвещение, 2018.- 95 с
3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика -Москва: Академия, 2015-240 с.
4. Козлова С.А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2018-467с.
5. Григорьева В.Н. Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков во время умывания
Обучает детей ясельной группы правильному увмыванию поэтапно....
Воспитание у детей младшего возраста культурно - гигиенических навыков.
Воспитание культурно- гигиенических навыков - одна из главных задач, поставлення мною в 1 младшей группе....
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ.
Для достижения высокого уровня самостоятельности необходимо, чтобы к ребенку предъявляли одинаковые,...
Формирование у детей младшего возраста культурно – гигиенических навыков, через ознакомление с потешками
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему ...
Конспект по воспитанию у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном. на тему: «Научим Машу – растеряшу убирать вещи».
Программное содержание:Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания.Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежд...
Формирование у детей младшего возраста культурно - гигиенических навыков
Формирование у детей младшего возраста культурно - гигиенических навыков...
Формирование у детей младшего возраста культурно – гигиенических навыков, через ознакомление с потешками
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему ...