Взаимодействие ДОУ и семьи при воспитании ребенка с ОВЗ.
статья

Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи при воспитании ребенка с ОВЗ.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют сходные проблемы и затруднения.

Семья для человека - наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию все другие общественные образования. В ней человек усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и апробирует их на практике.

Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьями, имеющими детей с ОВЗ -- создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Одним из важных условий реализации Образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги и родители - главные участники педагогического процесса.

Задача педагогического коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития ребенка, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и продолжать вести работу.

Практика работы с семьями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями.

- Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.

- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д. Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

-родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

-помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

-знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

-постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Вырабатываются совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Считается целесообразным сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, совместные игры и т.п. Эти формы эффективны, так как позволяют найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Качественное предоставление образовательной услуги в ДОУ и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому надо считать, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель -- член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.

Педагоги ДОУ используют следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. С целью повышения уровня педагогических знаний родителей реализуется проект «Будем знакомы!»

2. Разработан проект «Дружно живут на планете самые разные дети!».

3. Разрабатываются и реализуются совместные взросло-детские тематические проекты, акции, практикумы.

4. На сайте ДОУ создан блок «Рекомендации специалистов», где родители могут познакомиться с инновационной работой ДОУ и отдельных педагогов.

5. Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.

6. Используется интерактивная форма общения через сайт ДОУ.

7. Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и отдельных педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в воспитании ребенка

žРассмотрели современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленные на воспитание ребёнка....

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка.

Уважаемые коллеги! В этой статье расскрыта совместна работа ДОУ и семьи по укреплению здоровья воспитаннников, в помощь воспитателям для работы с родителями....

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании ребенка

ВзаимодействиеДОУ и семьив воспитании ребенка...

"Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".

quot;Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды"....

Цели и задачи взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обе...