Взаимодействие ДОУ и семьи при воспитании ребенка с ОВЗ.
статья
Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи при воспитании ребенка с ОВЗ.
Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют сходные проблемы и затруднения.
Семья для человека - наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию все другие общественные образования. В ней человек усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и апробирует их на практике.
Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьями, имеющими детей с ОВЗ -- создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одним из важных условий реализации Образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги и родители - главные участники педагогического процесса.
Задача педагогического коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития ребенка, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и продолжать вести работу.
Практика работы с семьями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями.
- Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.
- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д. Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
-родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
-помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
-знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
-постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Вырабатываются совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Считается целесообразным сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, совместные игры и т.п. Эти формы эффективны, так как позволяют найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Качественное предоставление образовательной услуги в ДОУ и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому надо считать, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель -- член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.
Педагоги ДОУ используют следующие формы работы с родителями воспитанников:
1. С целью повышения уровня педагогических знаний родителей реализуется проект «Будем знакомы!»
2. Разработан проект «Дружно живут на планете самые разные дети!».
3. Разрабатываются и реализуются совместные взросло-детские тематические проекты, акции, практикумы.
4. На сайте ДОУ создан блок «Рекомендации специалистов», где родители могут познакомиться с инновационной работой ДОУ и отдельных педагогов.
5. Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.
6. Используется интерактивная форма общения через сайт ДОУ.
7. Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и отдельных педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в воспитании ребенка
Рассмотрели современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленные на воспитание ребёнка....
Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка.
Уважаемые коллеги! В этой статье расскрыта совместна работа ДОУ и семьи по укреплению здоровья воспитаннников, в помощь воспитателям для работы с родителями....
Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании ребенка
ВзаимодействиеДОУ и семьив воспитании ребенка...
"Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".
quot;Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды"....
Консультация для педагогов " Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании ребенка"
Консультация для педагогов...
Цели и задачи взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обе...