Консультация "Педагогическая технология "Дети-волонтёры"".
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._deti-volontyory.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Педагогическая технология «Дети волонтёры»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Волонтёрство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтёрство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтёрство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Детское волонтерство -как средство эффективной социализации дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. - Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. - Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. - Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности. Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада. Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения Детские дошкольные образовательные учреждения - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Актуальность:
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Объединяя родителей, педагогов и детей, деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет: - к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтёрство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе. Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и другими социальными институтами. Делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном к сотрудничеству. Одной из эффективных форм такого сотрудничества, на мой взгляд, это - организация волонтерского движения в группе с привлечением родителей. Родители–волонтеры- это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий.
Цель технологии «Дети волонтёры» -Это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии
1. Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
2. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов, родителей воспитанников групп.
3. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
4. Сформировать инициативную группу родителей, участвующую в данном движении;
5. Воспитать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
6. Создать методические рекомендации по организации волонтёрства в группах ДОУ и распространить опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях села и СМИ.
Проблема:
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально-нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Считаю, что дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
Волонтёрство - очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Наши дети уже понимают, что волонтёр обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным. Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнают о таком благородном и нужном движении как волонтёрство, но и сами в нём поучаствуют. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность; - они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; - они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Закончить хочется словами Д. С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»»