ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ДОУ
статья (средняя группа)
Одна из проблем современной образовательной организации – проблема передачи игрового опыта ребенку. Раньше это происходило естественным образом, когда ребёнок находился в разновозрастной группе, включающей в себя детей нескольких возрастов - от младших, которые только овладевают «азами» игры, до детей предподросткового возраста, уже умеющих играть «хорошо». Постепенно дети дошкольного возраста накапливали игровой опыт и сами становились «носителями» игры. В современной ситуации приобрести игровые умения, таким образом, трудно в связи с рядом факторов: в семьях чаще всего растёт только один ребёнок; в дошкольных организациях группы комплектуются по возрастному признаку; дворовое общение в большинстве современных городов отсутствует. Поэтому взрослому (родителю, педагогу) необходимо заменить ребенку старших товарищей по игре и помочь ему овладеть игровыми умениями. Для этого в ДОО успешно применяется такая форма игрового взаимодействия детей и взрослых как детско-родительская встреча. Целью таких встреч является развитие взаимодействия детей и взрослых за счет их включения в совместную игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.68 КБ |
![]() | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ДОУ
Щелкова Дарья Юрьевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Киселёвского городского округа детский сад №59 комбинированного вида «Апельсин»
Одна из проблем современной образовательной организации – проблема передачи игрового опыта ребенку. Раньше это происходило естественным образом, когда ребёнок находился в разновозрастной группе, включающей в себя детей нескольких возрастов - от младших, которые только овладевают «азами» игры, до детей предподросткового возраста, уже умеющих играть «хорошо». Постепенно дети дошкольного возраста накапливали игровой опыт и сами становились «носителями» игры. В современной ситуации приобрести игровые умения, таким образом, трудно в связи с рядом факторов: в семьях чаще всего растёт только один ребёнок; в дошкольных организациях группы комплектуются по возрастному признаку; дворовое общение в большинстве современных городов отсутствует. Поэтому взрослому (родителю, педагогу) необходимо заменить ребенку старших товарищей по игре и помочь ему овладеть игровыми умениями. Для этого в ДОО успешно применяется такая форма игрового взаимодействия детей и взрослых как детско-родительская встреча. Целью таких встреч является развитие взаимодействия детей и взрослых за счет их включения в совместную игровую деятельность.
Рассмотрим специфику таких детско-родительских встреч.
Темой встречи может быть какое-либо событие, праздник («День детства», «Первый день зимы» и др.) или литературное произведение, которое знакомо детям или они встречаются с ним впервые. Участники встреч - педагоги, дети и их родители (законные представители). Также участниками встречи могут быть братья, сестры и другие значимые для ребенка люди, особенно если родители по какой-то причине не могут присутствовать на встрече. Главное условие проведения встреч - во всех играх и заданиях обязательно участвуют и дети, и взрослые одновременно.
При проведении встреч необходимо создать максимально комфортную обстановку, располагающую к неформальному общению. Встречи могут проходить в музыкальном зале, группе детского сада, детской библиотеке, с которой сотрудничает детский сад. Для выполнения творческих заданий, связанных с изобразительной или творческой деятельностью лучше использовать легко трансформируемую мебель. Количество необходимого оборудования и атрибутов должно быть рассчитано по количеству участников.
Содержание детско-родительской встречи в основном составляют различные игры и игровые задания, которые подбираются в соответствии с заявленной темой или сюжетом книги, чтобы мотивировать детей, побудить их к активному участию. Игры и игровые задания должны быть разнообразными (словесные, конструктивные, изобразительное творчество и т.д.), чтобы проявить себя могли все участники. В играх можно использовать современные игровые пособия, что является хорошей возможностью показать их родителям в действии.
Для оформления встречи обязательно нужно использовать музыку, создающую настроение и заполняющую возникающие паузы. Необходимо включать в сценарий танцевальные и подвижные игры, которые позволяют удовлетворять двигательную активность детей. Ход встречи удачно дополняют видеоклипы и презентации, соответствующие тематике встречи.
Эффективно начинать встречи с игрового упражнения, позволяющего детям и взрослым снять психоэмоциональное напряжение и настроиться на совместную деятельность. Завершать встречу можно объединяющим всех участников действием, подводящим своеобразный итог. Это может быть «волшебное заклинание», сказанное детьми и взрослыми хором в кругу, взявшись за руки (игра, упражнение, поиск сюрприза и т.д.).
Рассмотрим примеры детско-родительских встреч, различные между собой по тематике.
Детско-родительская встреча «Ко дню матери» была направлена на установление дружеских отношений между родителями и детьми группы, развитие творческого сотрудничества. Участниками встречи стали дети средней группы и их мамы. В форме непринужденного игрового развлечения, приуроченного ко Дню Матери встреча помогла раскрепостить детей, сплотить детско-родительский коллектив. Ведущим встречи был воспитатель, в роли пирата, который подготовил квест-игру с разнообразными заданиями. В конце встречи все участники получили подарки мамочки свои праздничные букеты, изготовленные руми своих детей, а ребята угощения и сладкий стол.
Детско-родительская встреча «В долине веселых мячей» имела целью активизировать словарный запас детей 4–5 лет в подвижных играх и упражнениях с мячом. Участники встречи - дети средней группы и их родители. Ведущими встречи является инструктор по физической культуре и педагог в роли зайчика, который торопился в Морковную долину, а попал в Долину веселых мячей. Ведущий познакомил родителей с тем, как можно играть в игры с самыми разнообразными мячами, и при этом не только получать удовольствие от движения, но и развивать речь ребенка. В конце встречи все участники получили буклеты с описанием развивающих речь игр с мячом, а ребята получили подарки (небольшие мячи).
Детско-родительская встреча «Моя любимая книга» была направлена на создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой и игровой деятельности. Участники - дети средней группы и их родители. Эта встреча стала завершающим мероприятием совместной с библиотекой программы по литературному развитию воспитанников ДОО. В ходе встречи участникам было предложено выполнить множество творческих заданий и игр: мамы соревновались в том, кто из них лучше знает произведения К.И. Чуковского, а дети помогли ведущему расколдовать сказки Г.Х. Андерсена, а также успешно прошли сказочную дорожку, предложенную педагогом в роли вредной Кикиморы. Несколько семей на встрече представили свою любимую книгу. Завершением встречи стала раздача подарков в виде познавательной книги сказок каждой семье.
Детско-родительская встреча «Азбука вежливости» имела целью создание условий для свободного общения воспитанников с взрослыми и сверстниками в процессе чтения, рассматривания иллюстраций, бесед и игр по содержанию книги. Участниками данной встречи были дети средней группы, их родители и педагоги. В рамках встречи была прочитана книга Наталии Чуб «Азбука вежливости». Слайды презентации - огромные страницы книги, которые перелистывались в нужный момент, а звуковые и анимационные эффекты привлекали внимание участников. Чтобы помочь героине книги справиться с негативными действиями старушек-волшебниц, дети и взрослые выполняли различные игровые задания. Завершило встречу «волшебное заклинание», освободившее девочку от злых чар, сказанное детьми и взрослыми хором в кругу, взявшись за руки. Многие дети после встречи попросили книгу на выходные, чтобы еще раз целиком прочитать ее вместе с родителями.
Опыт проведения детско-родительских встреч позволил достигнуть следующих результатов:
- родители получили возможность увидеть своего ребенка по-новому, в новой ситуации общения (со сверстниками и чужими взрослыми);
- дети смогли проявить себя и свои способности в играх и заданиях, удовлетворить потребность в достижениях;
- родители познакомились с новыми игровыми пособиями и вариантами их использования в обучении детей;
- игровая направленность встречи и неформальность ее обстановки позволили удовлетворить потребность участников в положительных впечатлениях и эмоциях.
Литература
1. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. / Под ред. О.И. Волжиной. – Санкт-Петербург : КАРО, 2005. – 144 с.
2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – Москва : Генезис, 2006. – 541 с.
3. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – Москва : ТЦ Сфера, 2007. – 256 с.
4. Я – компетентный родитель. Программа работы с родителями дошкольников / Под редакцией Л.В. Коломийченко. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В семьях чаще всего растёт только один ребёнок; В дошкольных организациях группы комплектуются по возрастному признаку; Дворовое общение в большинстве современных городов отсутствует. Актуальность - проблемы передачи игрового опыта ребенку.
Цель: развитие взаимодействия детей и взрослых за счет их включения в совместную игровую деятельность. Детско-родительская встреча - форма игрового взаимодействия детей и взрослых
Игры, игровые задания, подбираются в соответствии с заявленной темой или сюжетом книги ; Игры и игровые задания должны быть разнообразными (словесные, конструктивные, изобразительное творчество и т.д .); Для оформления встречи обязательно нужно использовать музыку, создающую настроение и заполняющую возникающие паузы; Завершать встречу можно объединяющим всех участников действием, подводящим своеобразный итог (« волшебное заклинание», сказанное детьми и взрослыми хором в кругу, взявшись за руки, упражнение , поиск сюрприза и т.д.). Содержание детско-родительских встреч
Цель: установление дружеских отношений между родителями и детьми группы, развитие творческого сотрудничества. Участники встречи - дети средней группы и их родители. Ведущий - педагог в роли пирата, который подготовил квест -игру. «Ко Дню матери»
Цель: активизация словарного запаса детей 4–5 лет в подвижных играх и упражнениях с мячом. Участники встречи - дети средней группы и их родители. Ведущий - инструктор по физической культуре и педагог в роли зайчика , который торопился в Морковную долину, а попал в Долину веселых мячей. «В долине веселых мячей»
«Моя любимая книга» Цель: создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой и игровой деятельности. Участники - дети средней группы и их родители, воспитатели. Игровые задания по произведениям К.И. Чуковского и Г.Х.Андерсена
«Азбука вежливости» Цель: создание условий для свободного общения воспитанников с взрослыми и сверстниками в процессе чтения, рассматривания иллюстраций, бесед и игр по содержанию книги. Участники - дети средней группы, их родители и педагоги.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/27/picture-283124-1609083650.jpg)
родительская гостиная "Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка" доклад по теме "Активный или гиперактивный. В чем разница?"
Согласитесь спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих измученных род...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-330424-1383246014.jpg)
Проект «Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей»
Я уверена, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Я должна уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-76461-1636880949.jpg)
Блиц –игра «Педагогическая компетентность как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников»
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-277140-1382958228.jpg)
ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-818978-1586457897.jpg)
Презентация "Взаимодействие взрослых и детей в ДОУ в условиях ФГОС"
Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/01/picture-1418301-1662011953.jpg)
Сценарий консультации для родителей детей 5-6 лет группы комбинированной направленности с ОВЗ На тему: «Эффективное взаимодействие родителей и детей по средствам совместных занятий физической культуры в домашних условиях».
Аннотация. Сценарий построен в информационно-игровой форме для родителей. В ходе консультации родители выполняют коррекционно-развивающие и оздоровительные упражнения....
Консультация для педагогов и родителей Эффективное взаимодействие взрослого с агрессивным ребенком"
Консультация для педагогов и родителей "Эффективное взаимодействие взрослого с агрессивным ребенком"....