Консультация для педагогов «Развитие быстроты реакции у дошкольников»
материал

Елена Анатольевна Лукашевич

Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Быстрота является комплексным двигательным качеством человека. При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_bystroty_reaktsii_u_doshkolnikov.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 5 «Теремок»

г. Велижа

Консультация: «Развитие быстроты реакции у дошкольников»

Подготовила:

Лукашевич Елена Анатольевна,

Инструктор ФК

2021 год

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, двигательной подготовленности, гармоничного физического развития. Особая сложность в обучении детей дошкольного возраста основным  двигательным умениям и навыкам заключается в том, что в данном возрасте еще не завершено развитие опорно – двигательного аппарата. Организм ребенка по морфологическим структурам очень отличается то организма взрослого; в нем идет активная работа по специализации клеток, совершенствованию их опорных структур. Нагрузка на опорно -  двигательный аппарат без учета возрастных особенностей дошкольников крайне нецелесообразна, так как это может привести к микротравмам, заболеваниям суставов. Нагрузка должна повышаться постепенно, до достижения занимающими запланированного результата(заданного уровня развития быстроты). Особенности нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена настроений) накладывают отпечаток на характер движений детей.

В связи с этим на занятиях по физкультуре инструктору нужно контролировать увеличение или снижение физической нагрузки, не допускать внезапной остановки (с целью отдышаться) после интенсивных тренировок.

 Каждый раз инструктор по физической культуре  должен объяснить, что резкий переход к статическому состоянию негативно влияет на его недостаточно тренированную сердечно - сосудистую систему  и на весь организм в целом.

Например, после интенсивного бега нужно сначала перейти на быстрый, потом на медленный шаг и только после этого остановиться..

Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени  Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Быстрота является комплексным двигательным качеством человека. При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения.

Различают простые и сложные реакции. Простая реакция - это ответ заранее определенным движением на ожидаемый сигнал (Холодов Ж .К., Кузнецов В.С-М.,1990). Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора - это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов, который заранее обусловлен (например, реагировать на красный и не реагировать на зеленый сигнал). Реакции на движущийся объект часто встречаются в играх. Время сложных реакций значительно длиннее времени простой реакции за счет «центральной задержки», дифференцировки сигналов.

Простые реакции обладают свойством переноса: если ребенок быстро реагирует на сигнал в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные реакции, наоборот, отличаются специфичностью. Если ребенок относительно быстро реагирует на предъявление попеременно двух сигналов, то это не означает, что он будет также быстро реагировать на предъявление трех и более сигналов.

Обычно не прибегают к специальным упражнениям для развития быстроты реакций. Простая реакция хорошо развивается в ходе выполнения различных скоростных упражнений. Однако в обратном направлении перенос не наблюдается, то есть, развивая быстроту реакции, нельзя увеличить быстроту движений.

На занятиях физкультуры время реакции развивают с помощью разнообразных упражнений, требующих быстрого реагирования на заранее обусловленные сигналы (например, свободный бег с остановками или изменением направления по сигналу). Хорошим средством развития быстроты реагирования являются подвижные и  спортивные игры. Основной метод - повторное возможно более быстрое реагирование на появляющийся сигнал.  При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения.

На занятиях полезно чередовать сложные и простые упражнения. Например, в беге наперегонки из различных положений развивается быстрая реакция на сигнал, в упражнениях с интервалом – способность резко перебрасывать предметы из руки в руку и т.д.

Научить детей увеличивать темп по сигналу можно, бегая по залу (легкий, быстрый или медленный бег). Для этой же цели полезны упражнения «мячик» (ходьба или бег с поворотом вокруг себя по сигналу с увеличением темпа).

Быстроту движений хорошо развивают разнообразные прыжки. Например, на одной и двух ногах в быстром темпе в разных вариантах, запрыгивание на небольшую скамейку, перепрыгивание через предметы (палки, линии, шнуры, бруски).

Стремление детей к скоростным движениям необходимо поддерживать, увеличивая нагрузку с возрастом, используя игровой метод.

Развитие быстроты является определяющим в играх дошкольников с бегом и ловлей.  Дошкольников нужно хвалить за игровую «хитрость», поощрять за находчивость. Все это доставляет воспитанникам радость, чувство удовлетворения.

Интернет – ресурсы:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/09/30/konsultatsiya-dlya-vospitateley-razvitie-bystroty-reaktsii-u

http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/09/30/konsultatsiya-dlya-vospitateley-razvitie-bystroty-reaktsii-u

Используемая литература: Губа В.П., Солонкин А.А. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста: Учебно – метод. Пособие. – М.: Физкультура и сорт, 2009.- 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Консультация для педагогов "Развитие музыкальных способностей у дошкольников"

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, пережив...

Консультация для педагогов "Развитие логического мышления старших дошкольников"

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совок...

Консультация для воспитателей "Развитие быстроты реакции у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Развитие быстроты реакции у дошкольников"...

Консультация для педагогов."Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности".

Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности.Детский рисунок,Процесс рисования-Это частица духовнойЖизни ребёнка.Дети не просто переносятНа бумагу что-то из окружающе...

Консультация для воспитателей "Развитие быстроты реакции у дошкольников"

Особенности нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена настроений) накладывают отпечаток на характер движений детей. В связи с этим на занятиях по физической культуре нужно контролиро...