Консультация для воспитателей «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
консультация

Кожушкова Ирина Владимировна

Как оформить патриотический уголок в группе? Какие формы и методы по нравсвенно-патриотическому воспитанию использовать для работы с детьми и родителями?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Большую роль в патриотическом воспитании играет патриотический уголок. Но что же должно содержаться в нем?

Оснащение патриотических уголков в группах (согласно рекомендаций по РППС от 2022 года):

Инвариантная часть:

  • Герб РФ
  • Комплект тематических стендов о флаге, гербе, гимне в
  • формах, доступных для дошкольников старших
  • возрастных групп, стенды патриотического воспитания
  • Стенд «Символика РФ»
  • Флаг РФ
  • Флаг РФ настольный (протокольный)
  • Флагшток 3-х рожковый

Вариативная часть:

  • Герб Республики/города
  • Флаг/герб города (настольный)

Давайте разберем более подробно оснащение патриотического уголка в разных возрастных группах.

Группа раннего возраста (2-3 года):

Инвариантная часть:

  • Матрешки пятикукольная пятиместная (5 шт.)
  • Изделия народных промыслов – комплект
  • Комплект цифровых записей с русскими народными песнями для детей младшего дошкольного возраста

Вариативная часть:

  • Цифровые записи с видеофильмами с народными песнями и плясками

Вторая младшая группа (3-4 года):

Инвариантная часть:

  • Изделия народных промыслов – комплект
  • Матрешка семикукольная (2 шт.)
  • Набор из русских шумовых инструментов (детский)

Вариативная часть:

  • Цифровое хранилище с видеофильмами, народными песнями и плясками
  • Электронный носитель данных с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста

Средняя группа (4-5 лет):

Инвариантная часть:

  • Изделия народных промыслов – комплект
  • Матрешка семикукольная (2 шт.)
  • Набор из русских шумовых инструментов (детский)
  • Наглядные пособия символики России, в том числе государственной - комплект
  • Цифровые записи с видеофильмами с народными песнями и плясками)

Вариативная часть:

  • Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт «Дорожное движение»
  • Комплект цифровых записей с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста
  • Наглядные пособия по традиционной национальной одежде – комплект

Старшая группа (5-6 лет):

Инвариантная часть:

  • Матрешка десятикукольная
  • Набор из пяти русских шумовых инструментов (детский)
  • Наглядные пособия по достопримечательностям столицы России Москвы, городов и сёл малой родины - комплект
  • Наглядные пособия по традиционной национальной одежде - комплект
  • Наглядные пособия символики России, в том числе государственной - комплект

Вариативная часть:

  • Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт «Дорожное движение»
  • Комплект цифровых записей с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста
  • Набор карточек по народному ремесленному делу Цифровые записи с видеофильмами с народными песнями и плясками

Подготовительная группа (6-7 лет):

Инвариантная часть:

  • Изделия народных промыслов – комплект
  • Комплект цифровых записей с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста
  • Матрешка десятикукольная
  • Набор русских шумовых инструментов (детский)
  • Наглядные пособия по достопримечательностям столицы - комплект
  • Наглядные пособия по традиционной национальной одежде - комплект
  • Наглядные пособия символики России, в том числе государственной - комплект

Вариативная часть:

  • Набор карточек по народному ремесленному делу
  • Цифровые записи с видеофильмами с народными песнями и плясками

Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников

Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет работу по патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет показать ребенку всю страну.

   Такую задачу он сможет решить, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные формы организации деятельности детей.

Основная форма работы — тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в различного рода походы поездки и путешествия. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

     Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно - образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовым предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.  Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

При всех сложностях родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально – культурных и трудовых традиций.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Интересно можно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не по истории города вообще,  а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети). Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

В копилку старшего воспитателя.Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5143395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"250","style":"width: 106px; height: 150px;","width":"176"}}]]О важности приобщения ре...

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым...

Консультация для воспитателей НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для воспитателейНРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ          В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федераци...

Консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами устного народного творчества"

Наиболее доступным средством воспитания в этом направлении  является русский фольклор....

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...