«Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников»
статья по развитию речи
Красивая, грамотная речь - залог жизненного успеха человека, а ведь истоки её развития уходят корнями в самое детство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_igrovye_tehnologii_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников»
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста,
нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: «О, как же ты красива!»
Е.Щукин
Красивая, грамотная речь - залог жизненного успеха человека, а ведь истоки её развития уходят корнями в самое детство.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Современный век- век компьютерных технологий. У детей, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но не хватает общения. Все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Развитие речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и на занятиях.
Что же делать? Как помочь нашим детям?
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детейшироко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, посколькуигра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Психологопедагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а следовательно, и более эффективным.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.
Рассмотрим лишь некоторые из них:
1.Дидактическая игра.
2.Театрализованные игры
3.Пальчиковые игры
4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений,
5.Игровые приёмы при развитии ЗКР,
6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков
1.Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи,
Дидактическая игра представляет собой многословное,
сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения
детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Существуют следующие виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушками),
- настольнопечатные игры,
- словесные игры.
Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста
рекомендуется использовать дидактические игры.
Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.
2.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
- - игры – драматизации;
- -режиссерские игры.
2.1В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
- -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- -постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
2.2В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.
3. Пальчиковые игры–“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев” Сухомлинский В. А. прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,
На поляне дом стоит,
На двери замок висит,
За дверями стоит стол,
Вокруг дома - частокол
Тук-тук - дверь открой
Заходите, я не злой
4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений...
Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:
«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.
Сочинительство.
Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии\
1. Название стихотворения.
2. Первая строка повторяет название стихотворения.
3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?
4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.
Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)
« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\
« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\
« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\
« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\
« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\
« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\
« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\
5. Игровые приёмы при развитии ЗКР
Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са – вот летит оса».
6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Игровые технологии показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"
Консультация для педагогов...
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
В презентации представлены игровые технологии развития речи дошкольников...
"Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении....
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением/...
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольниковРазделы: Работа с дошкольникамиКлючевые слова: игровые технологии, развитие речи, развитие речевой деятельностиАктуальность (условия формиров...