Консультация для воспитателей "Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду"
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””
(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)
_____________________________________________________________________
143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково,
ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;
КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64
E-mail: oc.vershina@gmail.com
Консультация для воспитателей
на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду»
Воспитатель:
Логинова А.В.
Путилково, 2020 г.
Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, к живой природе, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорил и В. В. Путин: «Вопрос о патриотическом воспитании – это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей».
Занятость родителей - всё меньше уделяется внимания детям. Недостаточная информированность родителей по проблеме патриотического воспитания в семье. Дети нового поколения мало знают о своей родословной, родном городе, стране, особенностях народных традиций
- Растёт число неполных и неблагополучных семей. Детям из таких семей сложнее полюбить свой дом, семью. Они зачастую равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, редко сострадают чужому горю.
- Компьютер и телевизор у детей отбирает их детство. Без контроля взрослых они часами просиживают у телевизора или компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве: активные игры, переживания эмоций и чувств через общение с родными, сверстниками, познания самого себя через окружающий живой мир.
- Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание ребенка – серьезная проблема современности.
Требование ФГОС к Гражданско - патриотическому воспитанию заложена Концепция духовно - нравственного воспитания и развития личности гражданина России и одним из основополагающим принципом является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Понятие Гражданско - патриотическое воспитание дошкольника является относительно новым для дошкольного образования. Воспитывать Гражданина – это значит готовить человека к участию решения государственных задач, выполнения функций хозяина, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.
Понятие «патриотизм» включает в себя – любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершение своего народа.
Участники образовательного процесса: воспитатель, дети, родители.
Принципы построения работы в детском саду
- Позитивный центризм» – отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка с учётом возрастных особенностей.
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
- Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, учитывая возрастные особенности детей; баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Система и последовательность работы по Нравственно – патриотическому воспитанию разделана на блоки:
Моя семья, мой детский сад, мой город, моя страна, природа родного края.
- Каждый блок реализуется с учётом возрастных особенностей детей, может дополняться и корректироваться.
1. Подготовительный этап:
- разработка перспективного плана, конспектов, презентаций и т.п.;
- подбор дидактического, художественного, литературного и т.п. материала;
- создание развивающей предметно – пространственной среды;
- работа с родителями.
- Создание развивающей предметно-познавательной среды:
- презентации на интерактивной доске;
- фотоальбомы, иллюстрации, самодельные книжки-раскладушки;
- мини-музеи, уголки родного края, макеты;
- развивающие игры;
- атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- художественная и познавательная литература;
- информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты
Организационно – практическая работа предполагает
Компоненты нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ:
Содержательный - представления ребенка об окружающем мире:
- О культуре народа, его традициях, народном творчестве:
- О природе родного края и страны и деятельности человека в природе
- Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)
Эмоционально - побудительный:
- эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому.
- Интерес к жизни родного города и страны. Гордость за достижения своей страны.
- Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому, восхищение народным творчеством.
- Любовь к родной природе, к родному языку.
- Уважение к человеку - труженику и желание принимать посильное участие в труде.
Деятельностный - отражение отношения к миру в деятельности:
- Познавательная деятельность
- Продуктивная деятельность
- Игра
- Труд
- Музыкальная деятельность
Какие виды деятельности используются в ДОУ для решения задач патриотического воспитания?
Занятия в группах, физкультурно – оздоровительная работа, развитие творчества, познавательное развитие, игровая деятельность, Совместная деятельность взрослого и ребенка: досуги, соревнования, экскурсии.
Формы работы с детьми:
Занятия | Досуг, развлечения | Праздники: спортивные, патриотические. | Театрализованные | |
Участие в конкурсах | Детские проекты | Экскурсии | Выставки детских работ |
Задачи патриотического воспитания
• Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.
• Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.
• Прививать уважение к самому разному труду.
• Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.
• Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.
• Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.
• Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.
• Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.
• Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.
• Развивать чувство интернационализма и толерантности в отношении культуры и традиций других народов.
Формы, методы, приёмы, используемые для достижения поставленных задач
- Рассказы. Пояснения. Беседы.
- Использование иллюстраций, презентаций на интерактивной доске, детских произведений.
- Патриотический уголок в группе.
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения.
- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества.
- Изобразительная деятельность, ознакомление с росписями, хохлома, гжель.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Встреча с почётными людьми города, ветеранами труда и ВОВ.
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий показатель.
Выше перечисленные формы, методы, приемы (инструменты, используемые воспитателем в своей работе) разнообразны, но становимся подробнее на одном из них - это:
Уголок патриотического воспитания, как форма и метод, несет функцию приобщения детей к любви к семье, родному краю, Родине в целом. Позволит детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России.
В уголке обязательно должны находиться государственные символы России, флаг России, текст гимна, герб и портрет Президента. Желательно позаботиться о прослушивании музыкальной версии гимна России. Поделки народного творчества, фотографии выдающихся земляков.
Это обязательные атрибуты патриотического уголка, но они вряд ли вызовут большой интерес у детей дошкольного возраста. Поэтому нужно добавить дополнительные игрушки, развлечения, поделки, которые выполнены в духе российской национальной символики.
Оформление уголка не должно проводиться по какому-либо шаблону. Это творческий процесс, зависящий от фантазии, но обязательно учитывающий возраст детей.
Например, для возраста 3-5 лет достаточно знать название Родины и её столицу. Поэтому в патриотическом уголке должно быть минимум текстовой информации и максимум игрушек - поделок, настольных игр, которые выполнены в духе российской национальной символики.
Подробнее об оформление патриотического уголка.
В детском саду дети дошкольного возраста условно разделяются на три группы:
- Младшая группа – патриотический уголок дает первоначальные знания о своем городе, родном крае, упор делается на куклы с национальными костюмами и символикой. Для мальчиков можно поставить игрушки в виде танков и военных самолетов, чтобы рассказать о важности военной технике в защите родной страны. Для девочек – куклы в национальных нарядах.
- Средняя группа – уголок оформляется в духе воспитания любви к родному краю. Можно разместить фотографии местных памятников и архитектурных достопримечательностей. Можно попросить деток нарисовать то место в родном городе, которое им нравится больше всего. Всей группой выбирают лучшие рисунки, которые потом размещают в патриотическом уголке для всеобщего обозрения.
- Старший возраст – нужно наглядно показать величие России. Обязательным является упоминание о победе в Великой Отечественной Войне, изображение карты России. Желательно указать информацию о городах-героях, проконтролировать, чтобы дети выучили хотя бы несколько из них. Величие России обязательно должно перекликаться с родным краем для детей. Нужно подчеркнуть его самобытность – для этого в уголок приносят предметы декоративно-прикладного искусства, коллекцию минералов, портреты известных деятелей, картинки с изображением природных красот и т. д.
Взаимодействие с родителями детей в детском саду
Цель: Вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детским садом по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Заинтересовать, дать рекомендации, провести ряд совместных мероприятий.
Задача: Повышение родительской компетентности по проблеме «Воспитываем Патриотов».
Формы:
- Размещение материалов в Родительских уголках (памятки, консультации, папки-передвижки)
- Родительское собрание по теме «Воспитание юного патриота в семье»
- Беседы родителей с детьми из цикла: «Встречи с интересными людьми»
- Участие в организации и проведения экскурсий, праздников и развлечений
- Пешие прогулки по городу
- Добровольная помощь в оформлении стенда «День Победы»
- Участие в конкурсах группы и ДОУ.
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Вопросы к родителям:
- Что Вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание?»
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- Как вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
- Следует ли знакомить детей с государственной символикой государства, с государственными лидерами, традициями, памятными датами?
- Актуальна ли в современном обществе тема- ознакомление с родословной семьи?
- Какой природный уголок Красногорска, Москвы, памятник или музей вы порекомендуете для ознакомления дошкольников?
- Какие мероприятия, на ваш взгляд, необходимо проводить в детском саду для формирования у дошкольников основ патриотического воспитания?
Патриотическое воспитание - многогранный процесс в становлении личности ребёнка и формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.
- Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений.
- Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям семьи, сохранению семейных связей. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
- Воспитатели и педагоги в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
К концу дошкольного детства воспитатель проводит мониторинг по формированию у детей знаний и умений, формирования патриотических чувств.
Положительным Результатом нравственно – патриотического воспитания является:
- выросшая самооценка ребёнка
- обретения чувства собственного достоинства
- осознания себя частью общества и гражданином своей страны.
Опыт работы показывает, что совместная работа в тесном сотрудничестве детсада и семьи может вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, создавая для этого определенные условия, знакомя детей с историческими и культурными особенностями своей Родины.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. «Образовательные проекты в детском саду» - М.: Айрис-пресс, 2011.
4. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного учреждения» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
5. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание детей».
6. Ресурсы интернета.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольника в детском саду"
"Нравственное воспитание дошкольника в детском саду"...
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду...
Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду"
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры....
Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка...
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Наши дети – это наша радость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы. Это наша вина перед другими людьми. В. А. Сух...
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость....
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»Уважаемые родители!Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша ...