Консультация для воспитателей "Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду"
консультация

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_prezentatsii.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””

(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)

_____________________________________________________________________

143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково,

ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;

КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64

E-mail: oc.vershina@gmail.com

Консультация для воспитателей

на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду»

Воспитатель:

Логинова А.В.

Путилково, 2020 г.

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду

     Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

       Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

       Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

     - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

     - воспитание уважения к труду;

     - развитие интереса к русским традициям и промыслам;

     - формирование элементарных знаний о правах человека;

     - расширение представлений о городах России;

     - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

     - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

     - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется  как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, к  живой природе, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

     Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорил и В. В. Путин: «Вопрос о патриотическом воспитании – это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей».

     Занятость родителей - всё меньше уделяется  внимания детям.  Недостаточная информированность  родителей по проблеме патриотического  воспитания  в семье. Дети нового поколения мало знают о своей родословной, родном городе, стране, особенностях народных традиций

  •  Растёт число неполных и неблагополучных семей. Детям из таких семей  сложнее полюбить свой дом, семью. Они зачастую равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, редко сострадают чужому горю.
  •  Компьютер и телевизор у детей отбирает их детство. Без контроля взрослых  они  часами просиживают у телевизора или компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве: активные игры, переживания  эмоций и  чувств через общение с родными, сверстниками, познания самого себя через окружающий живой мир.
  •  Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание ребенка – серьезная проблема современности.

     Требование  ФГОС  к Гражданско - патриотическому воспитанию  заложена Концепция духовно - нравственного воспитания и   развития личности гражданина России и одним из основополагающим принципом является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

     Понятие Гражданско - патриотическое воспитание  дошкольника является относительно новым для дошкольного образования.  Воспитывать Гражданина – это значит готовить человека  к участию  решения  государственных задач, выполнения функций хозяина, защитника Родины, готового  к активной деятельности  на ее благо.

     Понятие «патриотизм» включает в себя – любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические  свершение  своего народа.

Участники  образовательного процесса:  воспитатель, дети, родители.

                                                         Принципы построения работы  в детском саду

  • Позитивный центризм» – отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка с учётом возрастных особенностей.
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

  • Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.

  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, учитывая возрастные особенности детей; баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Система  и последовательность  работы  по  Нравственно – патриотическому воспитанию  разделана  на блоки:

                                Моя семья, мой детский сад,  мой город, моя страна, природа  родного края.

  • Каждый блок реализуется с учётом возрастных особенностей детей, может дополняться и корректироваться.

1. Подготовительный  этап:

  • разработка перспективного плана, конспектов, презентаций и т.п.;
  • подбор дидактического, художественного, литературного и т.п. материала;
  • создание развивающей предметно – пространственной среды;
  • работа с родителями.
  • Создание развивающей предметно-познавательной среды:
  • презентации на интерактивной доске;                                                      
  • фотоальбомы, иллюстрации, самодельные книжки-раскладушки;                                                                                      
  • мини-музеи, уголки  родного края, макеты;                                                                                                                                                      
  • развивающие игры;                                                                                            
  • атрибуты к сюжетно-ролевым играм;                                                                                                                
  • художественная и познавательная литература;                            
  • информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты                                                                                                                        

Организационно – практическая работа  предполагает

 Компоненты  нравственно-патриотического  воспитания детей  в ДОУ:

Содержательный - представления ребенка об окружающем мире:

- О культуре народа, его традициях, народном творчестве:

- О природе родного края и страны и деятельности человека в природе

- Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)

     

 Эмоционально - побудительный:  

  • эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому.
  • Интерес к жизни родного города и страны. Гордость за достижения своей страны.
  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому, восхищение народным творчеством.
  • Любовь к родной природе, к родному языку.
  • Уважение к человеку - труженику и желание принимать посильное участие в труде.

Деятельностный - отражение отношения к миру в деятельности:

  •  Познавательная деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Игра
  • Труд
  • Музыкальная деятельность

     Какие  виды  деятельности  используются в ДОУ  для решения  задач  патриотического воспитания?

     Занятия в группах,  физкультурно – оздоровительная работа, развитие творчества, познавательное  развитие, игровая деятельность, Совместная деятельность  взрослого и ребенка:  досуги, соревнования, экскурсии.  

                                                            Формы работы  с детьми:

Занятия

 Досуг, развлечения

Праздники: спортивные, патриотические.

Театрализованные

Участие в конкурсах

Детские проекты

Экскурсии

Выставки детских работ

                                                                      

Задачи патриотического воспитания

Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.

• Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.

• Прививать уважение к самому разному труду.

• Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.

Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.

• Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.

• Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.

• Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.

Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.

• Развивать чувство интернационализма и толерантности  в отношении культуры и традиций других народов.

Формы, методы, приёмы, используемые  для достижения    поставленных задач

  • Рассказы. Пояснения. Беседы.
  • Использование иллюстраций, презентаций на интерактивной доске, детских произведений.
  • Патриотический  уголок  в группе.
  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения.
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества.
  •  Изобразительная  деятельность, ознакомление  с росписями,  хохлома,  гжель.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду. 
  • Встреча с почётными людьми города, ветеранами труда и ВОВ.
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
  • Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий показатель.

     Выше перечисленные формы, методы, приемы (инструменты, используемые воспитателем в своей работе)  разнообразны, но становимся   подробнее на  одном  из них -  это:

     Уголок патриотического воспитания,  как форма и метод, несет функцию приобщения детей к любви к семье, родному краю, Родине в целом. Позволит детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России.

     В уголке обязательно должны находиться государственные символы России, флаг России, текст гимна, герб и портрет Президента. Желательно позаботиться о прослушивании музыкальной версии гимна России. Поделки народного творчества, фотографии выдающихся земляков.

     Это обязательные атрибуты патриотического уголка, но они вряд ли вызовут большой интерес у детей дошкольного возраста. Поэтому нужно добавить дополнительные игрушки, развлечения, поделки, которые выполнены в духе российской национальной символики.

     Оформление уголка не должно проводиться по какому-либо шаблону. Это творческий процесс, зависящий от фантазии, но обязательно учитывающий возраст детей.

     Например, для возраста 3-5 лет достаточно знать название Родины и её столицу. Поэтому в патриотическом уголке должно быть минимум текстовой информации и максимум игрушек - поделок,  настольных  игр,   которые выполнены в духе российской национальной символики.

 Подробнее  об оформление  патриотического  уголка.  

В детском саду дети дошкольного возраста условно разделяются на три группы:

  1. Младшая группа – патриотический уголок дает первоначальные знания о своем городе, родном крае, упор делается на куклы с национальными костюмами и символикой. Для мальчиков можно поставить игрушки в виде танков и военных самолетов, чтобы рассказать о важности военной технике в защите родной страны. Для девочек – куклы в национальных нарядах.
  2. Средняя группа – уголок оформляется в духе воспитания любви к родному краю. Можно разместить фотографии местных памятников и архитектурных достопримечательностей. Можно попросить деток нарисовать то место в родном городе, которое им нравится больше всего. Всей группой выбирают лучшие рисунки, которые потом размещают в патриотическом уголке для всеобщего обозрения.
  3. Старший возраст – нужно наглядно показать величие России. Обязательным является упоминание о победе в Великой Отечественной Войне, изображение карты России. Желательно указать информацию о городах-героях, проконтролировать, чтобы дети выучили хотя бы несколько из них. Величие России обязательно должно перекликаться с родным краем для детей. Нужно подчеркнуть его самобытность – для этого в уголок приносят предметы декоративно-прикладного искусства, коллекцию минералов, портреты известных деятелей, картинки с изображением природных красот и т. д.

Взаимодействие  с родителями  детей в  детском саду

Цель:  Вовлечь родителей (законных представителей)  в совместную деятельность с детским садом по нравственно-патриотическому  воспитанию детей.

     Заинтересовать, дать рекомендации, провести ряд совместных  мероприятий.

Задача:  Повышение  родительской  компетентности по  проблеме «Воспитываем  Патриотов».

Формы:      

- Размещение  материалов  в Родительских уголках (памятки, консультации, папки-передвижки)

- Родительское собрание  по теме «Воспитание юного патриота в семье»

- Беседы  родителей  с детьми  из цикла:  «Встречи с интересными людьми»  

- Участие в организации и проведения экскурсий, праздников и развлечений

- Пешие прогулки по городу

- Добровольная помощь  в оформлении  стенда «День Победы»

- Участие в конкурсах  группы  и ДОУ.

                                             АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
                                                               «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

           Вопросы к родителям:

  • Что Вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание?»
  • Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?
  • Как вы  считаете, кто несет основную  ответственность  за патриотическое воспитание детей?
  • Следует ли знакомить детей с государственной символикой государства, с государственными лидерами, традициями, памятными датами?
  • Актуальна ли в современном обществе тема- ознакомление с родословной семьи?
  • Какой  природный  уголок  Красногорска, Москвы,  памятник  или музей  вы порекомендуете  для ознакомления  дошкольников?
  • Какие мероприятия, на ваш взгляд, необходимо проводить в детском саду для  формирования у дошкольников основ патриотического воспитания?  

Патриотическое  воспитание - многогранный процесс в становлении личности  ребёнка и формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

  •      Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми  возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений.

  •      Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям  семьи, сохранению семейных связей. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

  •      Воспитатели и педагоги  в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

     К концу  дошкольного детства   воспитатель  проводит  мониторинг    по формированию у  детей  знаний  и умений,  формирования    патриотических чувств.

 Положительным  Результатом  нравственно – патриотического воспитания  является:

 - выросшая  самооценка ребёнка

- обретения  чувства  собственного достоинства

- осознания себя  частью общества и гражданином своей страны.

     Опыт работы показывает, что совместная  работа в тесном сотрудничестве  детсада  и семьи  может вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, создавая для этого определенные условия, знакомя детей с историческими и культурными особенностями своей Родины.

Список  литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об    утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. «Образовательные проекты в детском саду» - М.: Айрис-пресс, 2011.

4. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного учреждения» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,   2008.

5. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание детей».

6. Ресурсы интернета.

Спасибо за  внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольника в детском саду"

"Нравственное воспитание дошкольника в детском саду"...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду...

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры....

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Наши дети – это наша радость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы. Это наша вина перед другими людьми. В. А. Сух...

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость....

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»Уважаемые родители!Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша ...