Консультация на тему : " Влияние семейного воспитания на развитие ребенка"
консультация (младшая группа)
Консультация раскрывает родителям важность воспитания в семье; неправильные модели семейного воспитания; показывает как воспитывать ребенка для развития полноценной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_semeynoe_vospitanie.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Влияние семейного воспитания на развитие ребенка».
«Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.»
А.С. Макаренко
Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы , которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать вы качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Так, честолюбивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности; несдержанный отец, «выходящий из себя» по малейшему поводу , нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.
Реакционная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха финансового положения и т.д. Здоровая , неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не всегда дружелюбного мира.
Воспитание детей – не только личное дело родителей , в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает первые уроки жизни, которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем; во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями , получать помощь от взрослых. Семья - основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Семейное воспитание – это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое ( природное) здоровье детей и родителей, материально – экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь , это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям и животным, честность, трудолюбие.
В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку. Педагогически целесообразная любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего , в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительское поведение, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания:
1.Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях, дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды ( « уличных компаний»)
2. Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.
3. Воспитание по типу «Золушки». Такой тип характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец и мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам и озлобленности детей.
4. Жестокое воспитание. За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д.Ушинский отмечал, страх – самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др.
5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль , что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы. Трудно складываются отношения с окружающими.
6. Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов воспитания , связанный с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравится унижать других, бить, издеваться.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях; когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга , стремление к поиску совместных решений – вот залог эффективного семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»
Не думайте, что воспитываете ребенкатолько тогда, когда с ним разговариваетеили поучаете его,или приказываете ему.Вы воспитываете его в каждый моментвашей жизни, даже тогда, когда ...
Консультация для родителей «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»
Консультации для родителей...
Консультация для родителей "Влияние семейного воспитания на развитие ребенка"
Влияние семейного воспитания на развитие ребенка...
Консультация для родителей «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»
Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируются в дошкольном детстве. От того, к...
Консультация для родителей "Влияние семейного воспитания на развитие ребенка"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»
Консультация для родителей «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»...