Методическое пособие "Веселые нотки"
методическая разработка
Многофункциональный лэпбук «Веселые нотки!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конкурс методических разработок и пособий среди музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЛЭПБУК
«ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»
Автор работы: Валеева Ильвира Рафилевна
Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №12г. Туймазы
Стаж работы: 32 года
г.Туймазы, 2024
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Содержание ………………………………………………………………………3
Актуальность……………………………………………………………………...3
Цель…………………………………………………………………………..........3
Задачи………………………………………………………………………...........3
Описание пособия………………………………………………………………...3
Этапы внедрения………………………………………………………………….4
Ожидаемый результат…………………………………………………………….4
Методические приёмы……………………………………………………………4
Основная часть…………………………………………………………………….5
Заключительная часть…………………………………………………………….7
Содержание методического пособия…………………………………………….8
Список используемой литературы ………………………………………………9
Введение
Тема: Многофункциональный лэпбук «Веселые нотки!»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Направление: Восприятие дидактических игр через слушание музыки.
Предпосылки: Обогащение материально – технической базы и развивающей среды кабинета музыкального руководителя.
Вид: Учебно - методическое пособие.
Участники: музыкальный руководитель, воспитатель, дети, родители.
Технология: игровая.
Содержание:
Актуальность.
В современном мире дети сталкиваются с огромным потоком информации, которая поступает из разных источников. И вряд ли кто-то из них может в полном объеме усвоить эту информацию и выбрать из этого потока самое необходимое.
Как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Таким образом, одним из универсальных способов, который реализовывал бы все эти условия, является лэпбук.
Цель: использование Лэпбука - как средство развития музыкальных способностей детей, обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в музыкальном развитии дошкольника.
Задачи:
образовательные:
- расширить представление детей о средствах музыкальной выразительности, музыкальных инструментах, их сходстве и отличительных особенностях;
- формировать умение определять настроение, характер музыки, различные эмоции, которые вызывает музыка;
развивающие:
- развивать эстетическое, музыкальное, слуховое восприятие, ритмический слух, внимание, музыкальную и зрительную память;
- обогащать словарный запас, развивать артикуляционный аппарат и коммуникативные навыки;
воспитательные:
- воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
Описание пособия:
Лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, созданная для детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой картонную ламинированную папку формата А4, состоящую из четырех страниц. На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
Этапы:
1 этап – подготовительный: изучение научно-методической литературы. Разработка и изготовление методического пособия, составление плана работы с детьми. Презентация пособия.
2 этап – формирующий: реализация плана работы с детьми по музыкальному развитию с использованием дидактического пособия «Веселые нотки».
3 этап – заключительный: выводы из полученных результатов, сравнительный анализ констатирующего и заключительного этапа актуального уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
для ребенка:
– формирование чувства ритма, восприятия музыки
– активизация словаря детей
для педагога:
– оснащение кабинета методическим пособием;
– применение методического пособия «Лэпбук» в развитии эмоционального восприятия музыки и музыкально-ритмических, способностей.
для родителей:
– сотрудничество и взаимодействие с педагогом и ребенком.
Методические приёмы:
- объяснение, показ, вопросы;
- повторение, упражнение, игра;
- образец, указания;
- анализ;
- обобщение.
Вариации:
- по используемому материалу;
- по размеру;
- по количеству составляющих частей;
- использование пособия в целях развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, познания себя и других.
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- можно переставлять, переносить;
- объёмный;
- участие одного ребёнка, подгруппы детей;
- даёт возможность использовать пособие в разных видах деятельности.
Основная часть
Сл.1. Добрый день, уважаемые жюри, коллеги! Позвольте представить вам методическое пособие «Многофункциональный лэпбук «Веселые нотки!»»
Одним из факторов, влияющих на музыкальное развитие, является специально созданная среда, в которой живет ребёнок, - наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения.
Сл.2. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Подготовительный этап
Сл.3. В дошкольном возрасте у детей преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все яркое и красивое. Мне очень захотелось сделать для них что-то интересное, красочное и познавательное. Поэтому я решила изготовить для них развивающий лэпбук, который будет способствовать развитию этих умений и навыков.
Формирующий этап
Сл.4. Изготавливая это пособие, я ставила перед собой цель: сделать пособие не только красивым, но и полезным.
Подобрала и объединила интересный красочный материал, дидактических игр, позволяющие осуществить принцип интеграции различных образовательных областей принцип мобильности вложенных материалов для использования на музыкальных занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Сл.5. Играя с лэпбуком, я обучаю детей выполнять различные задания, отвечать на вопросы. А значит, развиваю речь детей, пополняю и расширяю их словарь и т.
Сл.6. Работу с детьми веду в индивидуальной форме, с подгруппой и группой. К страницам пособия подобраны дидактические и развивающие игры, и задачи.
Сл.7. В Лэпбук входят:
- карточки с музыкальными инструментами (ударные, клавишные, духовые, струнные) для закрепления знаний о музыкальных инструментах (игра «Помоги музыкальным инструментам найти свой дом», «Найди свой инструмент» на развитие тембрового слуха);
- карточки с музыкальными и шумовыми звуками: целью игры было формировать представление о, том что музыкальный звук имеет высоту в отличие от шумового.
- раскраски: предлагается задание детям на дом раскрасить музыкальные инструменты, прослушанные на занятии;
- круги по временам года: используется музыкально-дидактическая игра для старших дошкольников на развитие слухового восприятия музыки. Детям раздаются карточки, предлагается прослушать музыкальный фрагмент, выбрать карточку, соответствующую содержанию по времени года, и закрыть окно на круге. Выигрывает тот, кто правильно закроет все окошки;
- карточки «Музыкальные жанры» (песня, танец, марш): у детей развивается воображение и творчество, закрепление знание жанров музыки, формируется устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства. Применяю игры для развития памяти и музыкального слуха «Песня-танец-марш», «Какая музыка?»;
- карточки с композиторами: дети знакомятся с их творчеством, рассказывают о характере произведения, жанра музыки, музыкального образа, средств музыкальной выразительности. На каждой карточке имеется куаркод, что очень удобно в работе при прослушивании музыки;
- карточки с изображением героев из мультфильмов: наши дети, к сожалению, больше знакомы с героями зарубежных мультфильмов, чем с любимыми нами Крокодилом Геной и Чебурашкой, котом Леопольдом и т.д. Я стала знакомить детей с советскими мультфильмами, песнями из мультфильмов, что способствует воспитанию интереса и любови к детским отечественным песням и музыкальной культуре. Также применяю куаркод.
Сл.8. Педагогическая ценность игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Сл.9. Уважаемые коллеги, а сейчас я вам предлагаю поиграть в одну из игр с Лэпбука «На лугу» для развития музыкального восприятия и памяти у детей 5–7 лет
Для игры необходимо подготовить раздаточный материал:
1.карточки с изображением насекомых: шмели, бабочки, жуки;
2. трафареты полевых цветов;
3. картинка «Кузнечик».
4. портреты композиторов.
Дети получившие карточки композиторов, после игры определяют чьи произведения прозвучали, о характере, настроении этюдов и т.д.
Метод. рекомендации: Чтобы вызвать интерес к игре, необходимо создать игровую ситуацию (можно придумать и рассказать сказку).
Предложить детям вспомнить лето, полянку, представить, как там летают жуки, бабочки, шмели.
Сказка
Жарким летним утром на лугу расцвели красивые красавицы ромашки. Цветы ждали, когда же появится музыкант - кузнечик, чтобы заиграть на своей волшебной скрипке и разбудить насекомых этого летнего луга.
(звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
От чарующих звуков музыки все цветы, насекомые просыпались и умывались росой. Красавицы бабочки, шмели и жуки порхали с цветка на цветок, кружились и жужжали. Но неожиданно кузнечик перестал играть, и музыка смолкла. Тут же насекомые опустились на цветы и наслаждались утренней тишиной. И решил кузнечик устроить на лугу бал и стал играть нежную, лирическую мелодию. Сначала он пригласил танцевать…
(звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Вальс»)
прекрасных бабочек. Они легко кружились вокруг шмелей и жуков, махая своими крылышками и перелетая с цветка на цветок. Но неожиданно кузнечик перестал играть, и музыка смолкла. Тут же бабочки опустились на цветы. Кузнечик перепрыгнул на другое место и заиграл для быстрых, стремительных…. шмелей
(звучит фрагмент Н.А.Римского – Корсакого «Полёт шмеля»).
Жуки и бабочки не успевали поворачивать свои головки, наблюдая за стремительным полётом шмеля. Но неожиданно кузнечик перестал играть, и музыка смолкла. Тут же шмели опустились на цветы. Кузнечик взял поудобнее скрипку и вновь заиграл. Это была энергичная, бодрая музыка, под которую важно двигались…. жуки.
(звучит «Марш» С.Прокофьева ) .
Шмели восхищались их чётким движениям. Но неожиданно кузнечик перестал играть, и музыка смолкла. Тут же жуки опустились на цветы. В прекрасных танцах незаметно прошёл весь день и наступил вечер. И кузнечик играл свою заключительную мелодию, под которую все насекомые кружились вокруг цветочков, прощаясь с ними, чтобы утром вновь встретиться
(звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
Сейчас я попрошу еще раз прослушать и назвать композиторов этих произведений.
Сл.10,11,12,13 (портреты композиторов).
Завершающий этап
Сл.14. Лэпбук интересен тем, что он информативен; обладает дидактическими свойствами; полифункционален; способствует развитию творчества, воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе, с участием взрослого как играющего партнёра); является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); доступен (его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста).
Заключительная часть
Сл.15. Пособие помогло мне:
- познакомить детей с различными музыкальными и шумовыми инструментами;
- активизировать словарь детей по данной теме;
- сформировать устойчивые представления о музыкальных жанрах;
- развить музыкальный слух, мышление, слуховое внимание, мелкую моторику.
Содержание учебно-методического пособия
В создание условий для реализации задач, я собрала папку с материалом, который соответствует моему пособию.
Папка содержит:
- перспективный план;
- консультации для родителей старшего дошкольного возраста;
- конспекты музыкальных занятий;
- папка с дидактическими играми.
Сл.16. Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
1. Ветлугина, Н. А.: Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
2.Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Москва.«Просвещение»1989.
3.Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1969
4. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» «Композитор - Санкт-Петербург» 2007.
5.Костина Э.П. «Музыкально – дидактические игры» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.
6.Радынова О. П.:Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.
7.Радынова О. П.: Музыкальное воспитание дошкольников, - М., 1994. - 288 с.
8.Радынова О. П.: Слушаем музыку. - М., 1990. - 152 с.
9.Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к музыкальному занятию "Урок пения в Цветочном городе" "Цветные нотки"
Данная презентация поможет закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о нотах ...
методическое пособие "Веселые нотки"
Методическое пособие для развития музыкальных способностей...
Учебно-методическое пособие для детей дошкольного возраста "Веселые нотки"
Пособия разработаны и апробированы на основе программы "Веселые нотки"...
Методическая разработка "Весёлые нотки"
Методическая разработка "Весёлые нотки" (для детей 3-7 лет) для реализации ОО "Художественно-эстетическое развитие": музыка основной образовательной программы дошкольного образован...
Методическая разработка музыкальная игра «Веселые нотки»
В воспитании всесторонне развитых детей необходимо уделять особое внимание музыкальному развитию, которое может проходить на более глубоком уровне, при условии освоения музыкальной грамоты. Извес...
Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего возраста «Путешествие в страну Музыки с весёлыми нотками»
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка занятия «Спасаем нотки» по индивидуальной программе музыкального развития одаренного ребёнка.
В данной методической разработке представлена технология развития творческих и вокально-музыкальных способностей дошкольника, используемая в системе дополнительного индивидуального образования...