Возрастные особенности детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)

Чернова Людмила Викторовна

В своей консультации рассказываю о физиологическом развитии детей 3-4 лет, об особенностях центральной нервной системы. А также о  социальносм становлении ребёнка и  личностном развитии. На какие моменты нужно особенно обратить внимание родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozr_osob_detey3-4_let.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Возрастные особенности  детей 3-4 лет

Физиологическое развитие

                   Определенные особенности заметны в развитии мускулатуры. Более развиты крупные мускулы, поэтому у малыша лучше получается выполнение движений всей рукой. Он постепенно учится владеть всем своим телом (делает наклоны, повороты, поднятие рук, покачивания). Подобные упражнения нужно включать в ход ежедневных занятий физкультурой. Вообще в таком возрасте у детей повышенная потребность в физической активности.

Также в 3-4 года происходит усиленное развитие мелкой моторики и координации движений. Этому способствует лепка, рисование и другие виды изобразительной деятельности, которые являются обязательным компонентом различных дидактических игр. Таким образом ребенок совершенствует умения управлять движениями пальцев и кисти.

Развитие ЦНС

Центральная нервная система трехлетнего ребенка продолжает совершенствоваться. Это выражается в следующем:

  • появляется способность к анализу и синтезу информации, которая поступает из окружающей среды;
  • развивается речь, увеличивается ее роль в процессе познания (малыш задает вопросы, расспрашивает и уточняет);
  • у детей получается ненадолго сосредотачиваться на изучаемом материале, поэтому взрослым необходимо использовать специальные дидактические приемы для удержания их внимания.

         Вместе с тем младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к их быстрой утомляемости. Дети еще не умеют управлять своим поведением и легко переходят от суетливости и активных движений к замкнутости, отрешенности.

             Ребенок плохо понимает словесные инструкции, поэтому проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать.

Личностное развитие

Главные возрастные особенности детей 3-4 лет, на которые нужно обращать внимание в ходе консультаций для родителей, касаются изменений в личностном развитии ребенка. Прежде всего, они заключаются в осознании им себя как отдельного индивида общества. Малыш начинает стремиться к самостоятельности. Однако эта потребность никак не соотносится с его возможностями.

Именно в этом и состоит суть внутреннего конфликта младшего дошкольника: он хочет все делать сам, но не может справиться без помощи взрослых. Ребенок перестает слушаться родителей и начинает выдвигать им свои собственные требования. Он проявляет негативное отношение к опеке взрослых и старается выйти из-под их влияния.

Для успешного формирования личности взрослые должны умело руководить процессом формирования самостоятельности у их ребенка, а именно:

  • выстраивать равноправные отношения с малышом, не относиться к нему с позиции «авторитетного взрослого»;
  • предоставить ему больше самостоятельности;
  • поддерживать все положительные начинания и стремления;
  • если у малыша что-то не получается, можно предложить ему сделать это вместе или подсказать другой способ выполнения;
  • не критиковать, а формировать у ребенка понятие, что он хороший.  

У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов, он хочет, чтобы его почаще хвалили и уважали. 

Социальное становление

В трехлетнем возрасте меняется социальная позиция ребенка. Он ищет общения со своими сверстниками. Малыш готов считаться частью детского коллектива. Он уже способен выстраивать взаимоотношения на основе общепринятых норм и правил поведения. Однако чаще всего на этом этапе дети просто сосуществуют рядом и мало взаимодействуют друг с другом.    

В этот период дети эмоционально отзывчивы,  умеют сопереживать и утешать, готовы оказать помощь. Они открыты миру, не ощущают  опасности. В большинстве случаев действуют ситуативно. Иногда могут контролировать свое поведение, руководствуясь собственными побуждениями. Развивается половая идентификация.

К 3-4 годам ребенок умеет вести себя за столом, ходить в туалет, одеваться.

Психологические процессы

У детей 3-4 лет также происходит совершенствование психологических процессов.

  • Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.
  • Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.
  • Преобладающий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте — игра. Она дает возможность скопировать поступки взрослых, опробовать разные модели поведения. В основном малышам предлагают сюжетные кратковременные игры, в ходе которых они выполняют несложные действия с игрушками или предметами — заменителями.
  • Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации по заданному образцу. 
  • Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.
  • Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может воспринимать небольшой рассказ. Сам составляет предложения, способен поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.
  • Появляется интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает ребенка к поиску различных способов действий для получения информации. Данный этап можно назвать периодом первых открытий. Малыш радуется каждому новому умению или полученным знаниям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...