Кризис 3х лет
консультация (младшая группа)

Чернова Людмила Викторовна

Повышение педагогической компетенции родителей о кризисе 3х лет. Рассказать какие методы и приемы использовать чтобы легче пережить родителям и детям этот непростой период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx30.75 КБ
Файл krizhisno2.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Цель. Повышение педагогической компетентности родителей

Задачи:

- расширить представления родителей о кризисе 3х лет

- обучить приемам конструктивного общения с детьми

Ход мероприятия.

Здраствуйте , дорогие мамы и папы ! Сегодня у нас будет очень  увлекательный разговор о наших детях. А теперь внимание на экран.

Мотивация родительского собрания

Родители по очереди читают  разговоры мамочек на экране:

(Слайд№1)

- Вообще Тимка такой вредный стал, жуть, раньше не был таким. А сейчас- что не по его… Так  укусит, а ещё может подойти, плюнуть...В общем я совершенно не знаю, как с ним справляться?!  Не получается у меня ничего!

(Слайд№2)

-А наш стульями кидается…Вещи из шкафа может вывернуть от злости… игрушки из ящика и тоже плюётся…

(Слайд№3)

- Отлупила дочку сейчас на улице, вот никогда так не делала! Пусть лучше на меня все наорут…

(Слайд№4)

-  А мой сын может упасть прямо на дорогу, начать валяться, без разницы-грязь, лужа, пыль... Поднимаю  его. А он ноги подгибает, снова заваливается...Может  тут же начать плеваться и кусаться!

(Слайд№5)

-Эх, девочки, дожила!  Вечера боюсь - встречи с молявкой боюсь…Финиш, полный блин!

(Слайд№6)

-Помогите, научите, как себя вести!!!...

(Слайд№6)

Воспитатель. А с вашими детьми что-нибудь такое происходит? Что вы предпринимаете? (родители делятся своими наблюдениями)

(Слайд№7)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Кризис 3х лет»

(Слайд№1)

Сейчас у ваших детей самый трудный период в их жизни- кризис 3х лет.

(Слайд№2)

3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируется предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В этом возрасте происходит очень важный для ребенка психический процесс это первое яркое выражение своего «Я».

Первые три года ребёнок физически психически зависит от матери, он не может отпустить её ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот момент ребёнок накапливает в себя как губка  огромное количество информации. Она накапливается, накапливается, накапливается…

(Слайд№3)

И вдруг…

1. Малыш начинает говорить о себе в 1м лице. Если раньше вы слышали:"Ваня хочет пить!", то теперь ребёнок совершенно отчётливо произносит:"Я хочу пить!".Слово "Я" в его лексиконе становится одним из самых употребляемых. Вы только и слышите: "Я..я...я!".

2.  "Я" постепенно переходит в "Я сам!". 
Ребёнок хочет быть хозяином своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство-способ проявления собственной воли. Он не даёт маме помочь одеть колготки, построить дом из кубиком, на прогулке тянет её туда, куда хочется именно ему.

3. На любое возражение может реагировать криком, слезами нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого - "Не хочу!" "Не буду"! "Не надо!". Такая капризность ребёнка - пока единственная возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать её уважения от других. Он отрицает всё, что исходит от взрослого.

(Слайд№4)

Девочки капризничают чаще, чем мальчики от 5-19 раз. Но мальчики упрямятся намного сильнее, чем девочки.

(Слайд№5)

Высказывания М. Снайдера

(Слайд№6)

Кризис 3-х лет относится к числу самых острых. Острый он не только для ребенка, но в большей степени для родителя. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Так во многих случаях начинается кризис трех лет, кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончится в 3,5 - 4 года. У некоторых детей он протекает ярко выражено у других напротив незаметно. Кризис начинается и завершается незаметно, аффективные вспышки, капризы, конфликта с близкими. Вот основные признаки трех лет.

В психологии существует целый перечень признаков «Кризиса 3х лет » и называют его-семизвездие.

(Слайд№6)

1.Негативизм. это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот. вопреки просьбам и требованиям старших. Ребенок отрицает в ущерб своим интересам. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все то, что говорит ему взрослый.

Пример. Мама долго уговаривает малыша съесть яблоко. Он категорически отказывается. Появляется другой человек и протягивает тот же фрукт. Ребенок с удовольствием принимает подарок и тут же уплетает его за обе щеки.

2. Упрямство. Эта черта пронизывает практически все поведение малыша. Он не воспринимает мнений других людей, а постоянно настаивает на чем-то своем. Причем делает это даже тогда, когда реальное желание уже удовлетворено, или утратило свою актуальность, или же ему предложен другой вариант, который даже выгоднее его
собственного замысла. Ребенок продолжает упорно настаивать, так как просто не может отступить от собственных начальных требований.

Пример. Во время прогулки ребенок просит пить. Мама заходит вместе с ним в магазин, чтобы купить сок. Ребенок хочет яблочный. Но такого сока нет. Продавец предлагает вишневый, мама покупает. Ребенок отказывается от сока, так как это «не тот» сок. Мама уговаривает ребенка, но тот твердо стоит на своем. Даже если он очень хочет пить, он не может притронуться к «не тому» соку. От этого малыш может закапризничать еще больше. Его страдания многократно усиливаются из-за того, что он не может попить. Он не может взять никакой другой сок, кроме яблочного. Он связал себя по рукам и ногам своим желанием и упрямством.

3.Строптивость.  Он отказывается выполнять требования взрослых, словно не слышит их. Чаще всего детская строптивость представлена в семьях, в которых наблюдается противоречивость воспитания.

Пример. В семье стремятся приучить ребенка убирать за собой игрушки. Мама требует, чтобы он делал это сразу же, как только закончит игру. Папа считает, что игрушки вполне спокойно могут оставаться на своих местах и после игры, потом не придется их доставать. Бабушка и дедушка убирают игрушки вместо ребенка. А ребенок просто отказывается участвовать в этом процессе. Все указующие замечания взрослых проходят мимо него.

4.Своеволие. – ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему не хватает умений.

Пример. Малышу захотелось пойти гулять. Взрослым некогда сопровождать его. Ребенок всем своим видом и поведением упорно настаивает на своем. Он самостоятельно одевается, натягивая куртку, туфли. Идет к двери и стоит там до тех пор, пока сердобольные родственники, оставив свои дела, не пойдут с ним гулять. Чаще всего ребенок уже хорошо знает «слабые» места родителей, на которые следует «нажать», поэтому победу одерживает он, а не взрослые.

5.Протест-бунт. Ребенок ведет себя так, словно он находится в состоянии войны и конфликта с окружающими.

Пример. Малыш расставил по всей квартире свои игрушки. Если кто-то из членов семьи случайно сдвинет игрушку с места, ребенок тут же начинает мощную атаку. Он кричит, плачет, цепляется за взрослых и т. п. Малыш так страшен в гневе, что родители готовы сделать все что угодно, лишь бы как можно быстрее военные действия прекратились.

6.Симптом обесценивания Малыш может начать обзывать мать и отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, будто они живые, отказывается играть с ними.

Пример. В этом возрасте малыш впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, весело-насмешливые реплики типа: «Совсем как взрослый! Где он только нахватался таких слов!», то для ребенка это может стать подкреплением его действий. Когда позднее, на рубеже поступления в школу, родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит, и захотят с этим разобраться, то, скорее всего, будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка по отношению к родным.

7.Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Малыш учится управлять окружающим миром.

Пример. Малыш может отбирать у младших детей игрушки, одежду, одеяло, подушку. Может угрожать родителям «разобраться» с маленьким ребенком, замахиваясь на него рукой, толкая, и т. п.

 (Слайд№7)

Продолжительность У всех детей он протекает  в разный период  с 2,5-4 лет. Всё зависит от индивидуальной  подвижности нервной системы самого ребёнка м от того как родители смогут помочь ребёнку в преодолении кризиса

Следует ещё раз подчеркнуть, что такое тяжёлое кризисное поведение – это абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка-свидетельство того, что его развитие идёт в соответствии возрасту.

Чем больше у ребёнка опыта самостоятельных поступков и принятия решений, чем больше успехов и (увы) ошибок он совершит – тем быстрее пройдёт кризис, тем быстрее он научится взаимодействовать с людьми.

Это трудное время не только для ребёнка, но для родителей так как требует коренного пересмотра к своему повзрослевшему малышу. И если в стратегии воспитания ничего не меняется, то кризис затянется на долгие годы. От того ,как вы себя будете  вести с ребёнком во время кризиса зависит будет ли он стремиться к самостоятельности или станет безвольным человеком с заниженной самооценкой.

 (Слайд№8)                                      

 Что могут сделать родители?

(родители читают по очереди)

  • Не придавайте большего значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время кризиса оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Можно дать ребенку «обратную инструкцию». Если это говорится с добротой и усмешкой, такой прием воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Будьте с ребенком последовательны и настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Ребенок начинает усваивать ключевые слова «можно» и «нельзя». Запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми. Усугубляет кризис трех лет отсутствие единых, последовательных требований со стороны взрослых.
  • При оценке поведения ребенка взрослый должен фиксировать его внимание не только, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка происходит в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай».-ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить и успокоить ребёнка, он успокоится.

Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся, во что бы то ни стало,  сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.

Итог-рефлексия

Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. Вам предлагается взять слова – помощники из нашего «словаря» и составить Рецепт желанного общения родителей с ребенком.

 «Словарь»:  Доступность, Родительская  Любовь, Авторитет, Ответственность, Признание, Принятие.

Получился  рецепт желанного общения родителей с ребенком.

Взять Принятие, добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.

Дополнительная информация:

Смысл слов:

Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности.

Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.

- вспомните, как вы называете ласково своего ребенка.

Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали телесной поддержки. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день, для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе – 9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.

Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком.

Ответственность –  не брать ответственность за поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет».

Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

Материал к собранию:

1.Памятки «Что могут родители»,

2.Вывод «Рецепт общения»

3.Презентация

4.Распечатать  собрание.

5.Ноутбук

6.Мультимедийное оборудование

7.Сделать разговор родителей на слайдах….и слайд кризис 3х лет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кризис 3-х лет

Слайд 2

Именно в этом возрасте закладывается основы будущей личности. Первое яркое выражение своего «Я»

Слайд 3

2 .«Я» постепенно переходит в «Я сам» 1 . Начинает говорить о себе в первом лице «Я хочу пить» 3 . На любое возражение реагирует «Не надо», «Не хочу», «Не буду». .

Слайд 4

Девочки капризничают чаще, чем мальчики. Приступы упрямства бывают от 5-19 раз в день Мальчики упрямятся больше, чем девочки

Слайд 5

Кризис 3-х лет относится к числу самых острых. Острый он не только для ребенка, но и для родителя. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Перечень признаков кризиса 3х лет, который называют - семизвездие

Слайд 6

«Я сам» упрямство негативизм строптивость деспотизм своеволие Обесценивание взрослого Протест - бунт

Слайд 7

• Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте. • Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. • Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома. • Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. • Протест-бунт , который проявляется в частых ссорах с родителями. "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними" . Деспотизм. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. • • Обесценивание взрослых. Ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

Слайд 8

2,5-4лет

Слайд 9

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность: «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.

Слайд 10

кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка! Кризис нужно пережить! Как бы ни было трудно, сохраняйте спокойствие! Не заостряйте внимание на плохом поведении ребёнка! Не пытайтесь «сломить» характер ребёнка! Вседозволенность и потакание капризам до добра не доведут! Ребёнок не должен решить, что истерика – это надёжный способ добиться своего! Создайте иллюзию выбора: «ты хочешь гулять во дворе или в парке?»

Слайд 11

3. http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php В презентации использованы следующие материалы: 1. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. – М.: Триволина. 1995. 2. Смирнова Е.О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. - (Учебник для вузов). 4. http://3-years.ru/razvitie/crisis-3-year-old.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....