Картотека. Игры на формирование умений задавать вопросы
картотека (старшая группа)

Картотека. Игры на формирование умений задавать вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka._igry_na_formirovanie_umeniy_zadavat_voprosy.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на умение задавать вопросы

Цель - знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. В различных играх детям предлагается  задавать вопросы в свободной форме.

«Что в коробочке лежит?»

В коробку помещается какой-либо предмет, часто встречающийся в обычной жизни (например, яблоко, карандаш, носовой платок, ручка, карандаш и т.д.). Чтобы узнать, нужно задавать водящему вопросы следующего характера: - Для чего нужен этот предмет? - Из чего он сделан? - Какой он формы? - Какого размера? - Что с ним делают?

«Вопрошайка» ( или «Кто больше ?»)

Вниманию игроков предлагается сюжетная картинка, имеющая проблемное содержание или неизвестную для ребёнка ситуацию, событие. Выигрывает тот, кто больше сформулирует вопросов, относящихся к этой картине. Вместо картинки можно использовать короткий рассказ, сказку, фрагмент мультфильма .

«Да, нет, не знаю» (или «Отгадай, что я загадал?»)

Водящий обозначает категорию, в которой будет вестись игра, и загадывает предмет, явление и пр. Это может быть фрукт, мебель, вид спорта и т.д. Задача играющего за наименьшее количество вопросов отгадать задуманное. Формулировка вопросов должна предполагать ответ водящего «да», «нет», «не знаю». Последний вариант ответа может даваться в ситуации некорректно сформулированного ребёнком вопроса.

«О чём был вопрос?»

Водящему предлагается вопрос (озвучивается на ушко). Он должен, не называя вопроса, дать на него ответ полным предложением. Играющие должны отгадать формулировку вопроса.

  

"Угадайте, кем я хочу быть?"

 Цель: умение задавать вопрос, определять назначение профессии.

Ход: ребенок отбирает предметы, относящиеся к определенной профессии, и говорит: "Я взял нож, доску, половник, кастрюлю. Кем я хочу быть? (Какая у меня профессия?)" Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, перечислить все действия, которые может выполнять человек данной профессии.

"Кто где стоит?"

Цели: умение задавать вопросы, употреблять предлоги с пространственным значением.

Ход: по команде педагога часть детей выстраивается: "Галя, стань у доски. Костя, стань за Галей. Сережа, стань рядом с Костей. Денис, стань между Галей и Костей. Лера, стань перед Галей и так далее". Выбирается ведущий, который будет задавать вопросы: "Лена, спроси Галю, за кем она стоит.?" , "Галя, за кем ты стоишь?". "Сережа, спроси Костю, между кем он стоит?". - "Костя, между кем ты стоишь?" и так далее.

 

"Подумай и спроси"

 Цели: умение задавать вопросы по запрограммированному ответу.

Ход: выставляется картинка, где два мальчика играют с игрушками.  Педагог: "У Олега и Миши игрушки. Дети играют и беседуют. Миша ответил Олегу: "Папа купил мне машинку". Какой вопрос задал Олег?" (Кто купил тебе машинку?  Что купил тебе папа?) Педагог: "Олег ответил: "Мой папа работает водителем". Какой вопрос задал Миша? (Кем работает твой папа?) и так далее.

"Хочешь узнать - задай вопрос".

 Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми он и сравнительно редко сталкиваются (терка, нож для чистки рыбы, картофеля, комбайн, соковыжималка, кофемолка и другие). Вопросы детей (по предварительному образцу): "Что это? Для чего нужен предмет? Зачем нужна эта кнопка? Из чего сделан предмет? Зачем нужна эта ручка (крышка) и так далее. На вопросы отвечают дети, на сложные вопросы отвечает педагог.

"Любопытные"

 Дети делятся на 2 команды: одни задают вопросы, другие отвечают на них. Предлагается сюжетная картина, по которой дети задают вопросы: "Кто это? Как зовут мальчика? Что делает мальчик? Куда собирается мальчик?" и другие.

 

"Поставь вопрос?"

Педагог дает условие задачи, а дети ставят только вопрос. "Лена купила один красный шар. Потом она купила еще два красных шара". Ребенок: "Сколько красных шаров купила Лена?"

«Запрещенные слова»

Необходимые материалы: по пять горошин каждому ребенку.

Воспитатель: «Я хочу предложить вам игру, в которой надо быть очень внимательным. Вы можете ходить по комнате и заговаривать с другими ребятами. И при этом пытаться выманить у них слова «да» или «нет». Если вам это удается, вы забираете одну горошину у своего соперника, который забыл, что в этой игре говорить «да» или «нет» нельзя. У каждого из вас есть пять горошин, сохранить их может только тот, кто не нарушит правила. Когда кто-то заговаривает с вами и задает вам вопрос, вы должны быстро на него ответить. Если же вы не отвечаете или медлите с ответом больше пяти секунд, задавший вопрос может тихо и медленно считать от одного до пяти, то вы также должны будете отдать одну из своих горошин. Если кто-то из вас потерял все свои горошины, он может продолжать играть дальше и попытаться заставить кого-нибудь ответить «да» или «нет», чтобы таким образом вернуть себе горошины. Мы будем играть в эту игру десять минут, а потом снова сядем на свои места и посмотрим, у кого будет сколько горошин».

«Смешинка»

Игра учит детей задавать вопросы и отвечать на них; закрепляет умение использовать различные падежные формы существительных.

Необходимые материалы: набор картинок:  ложка, молоток, веник, ключ, метла, щетка, пила, нож, карандаш, кисточка.

Игрокам раздают картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т. д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.

«Вопросы с подсказкой»

Возьмите карточки с символами, которые обозначают содержание вопроса. Пустая карточка – «Что это?», «Кто это?». Карточка с цветными пятнами – «Какого цвета?». Карточка с геометрическими фигурами – «Какой формы предмет или его часть?». Карточка с изображениями разобранной пирамидки – «Какие части есть у предмета?», «Какие части тела есть у животного?». Игрушки.

Используйте разнообразные формы вопросов, которые имеют несколько направлений

1. Карточка с изображение цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета.

2. Карточка с изображением геометрических форм – о форме.

3. Изображение большого и маленького предметов стимулирует детей задать вопрос о величине.

4. Если же на карточке изображают кружок в разных местоположениях, например, на столе, под столом, в стакане, то она символизирует вопросительное слово «где».

5. Изображение часов – вопросительное слово «когда».

6. Изображение цифр – «сколько».

Визуальная «Данетка» (вариант 1)

Материал:Семь-восемь предметов различного назначения игрушки, предметы быта, овощи, одежда и т.п.

Ход:Предметы раскладывают на столе.

Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите (дается время).

Сейчас я буду задавать разные вопросы, чтобы узнать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве?

- Его едят?

- Его надевают на тело?

- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с...?

- Он круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению- к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Затем можно предложить двум-трем детям загадать предмет.

Визуальная «Данетка» (вариант 2)

Материал:Семь-восемь предметов различного назначения (как в предыдущей игре), фишки.

Ход: Дети делятся на команды. У каждой - свой стол с предметами.

«Мы в прошлый раз играли в интересную игру. Она называется «Данетка». Хотите еще раз в нее поиграть? Только теперь мы будем играть командами: сначала одна команда загадает какой-нибудь предмет, а другая будет отгадывать с помощью вопросов. Потом мы поменяемся ролями. Та команда, которая задаст больше вопросов, выигрывает».

Дети одной команды задают вопросы, а дети другой команды отвечают «да» или «нет». Затем меняются ролями. Воспитатель при необходимости оказывает помощь в формулировке вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Умение задавать вопросы"

Всестороннее развитие ребенка во много зависит от  общения  со  взрослыми,  которое влияет не только на психическое, но на  физическое и речевое развитие  ребенка. Взросл...

Игры на развитие умения задавать вопросы.

Игры на развитие умения задавать вопросы...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Умение задавать вопросы, одно из условий познавательно-речевого развития дошкольного возраста»

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.Более того, нужно похвалить за хороший вопрос,...

Картотека игр с использованием технологии ТРИЗ.Игры на формирование умения выделять функции объекта

Картотека игр с использованием технологии ТРИЗ.Игры на формирование умения выделять функции объекта...

Картотека игр на умение задавать вопросы

Цель - знакомство с вопро­сом как формой приобретения инфор­мации, знаний, активизация речевой по­исковой активности. В раз­личных играх детям предлагается  зада­вать воп...

Игры и упражнения для обучения детей старшего дошкольного возраста умению задавать вопросы

Ваши дети задают вопросы? «Конечно, - скажете вы, - с утра до вечера!»  Важное значение имеет не только количество, но и КАЧЕСТВО задаваемых ребенком вопросов. В повседневной жизни, и...