«Раннее развитие ребёнка: польза или вред?»
консультация (младшая группа)
С рождением малыша у молодой мамы появляется не только чувство счастья, но и много вопросов, связанных с развитием и воспитание ребенка. Популярная сейчас тема – раннее развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 60.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Раннее развитие ребёнка: польза или вред?»
С рождением малыша у молодой мамы появляется
не только чувство счастья, но и много вопросов,
связанных с развитием и воспитание ребенка.
Популярная сейчас тема – раннее развитие.
«Как, ваш ребёнок ещё не ходит на “Развивашки”?» Любая мама, которая не поддалась модной тенденции развивать младенца с первых месяцев (а то и дней) после рождения, рискует услышать эту полную осуждения фразу от подруг, родственников или просто знакомых. Мода на всевозможные методики раннего развития достигла небывалого размаха. Но так ли уж они полезны?
Многочисленные исследования доказали, что период в возрасте от рождения до шести лет является самым благодатным для формирования предпосылок к дальнейшей деятельности малыша. В это время формируются его физиологические и психические особенности, он растет и познает мир вокруг. Стоит ли нагружать его дополнительно и убыстрять события?
Разница между ранним развитием и обучением
Для начала давайте разберемся, что подразумевает под собой раннее развитие ребенка. Не стоит путать его с ранним обучением или формированием предпосылок к успешному обучению в дальнейшем.
Развитие – это естественный путь, в течение которого малыш познает окружающий мир, людей вокруг, осваивает предметы и приемы действия с ними.
Ранее обучение же проводится по определенным методикам и направлено именно на формирование навыков: счета, письма, знания языков в том возрасте, когда большинство детей этого еще не умеют.
Развитие ребёнка: не рано, а вовремя
Обучать и развивать ребёнка пытаются всё более с раннего возраста и часто не учитывают особенности развития малыша. В каждом возрасте у ребёнка есть свои задачи, которые он должен научиться решать.
Например, существует такое понятие, как «сензитивный» период (не путайте с «сенсорный»). Речь идёт об особенно чувствительных периодах в жизни ребёнка, когда формируются новые навыки. Не успели получить нужный навык в этот период — прощай, например, речь (дети-Маугли не разговаривают). И догнать, компенсировать отставание позже будет очень и очень непросто.
Раннее развитие и обучение: польза и вред
Аргументы «за»:
- в игровой форме малышу прививается желание узнавать новое, проявлять любознательность. Мозг осваивает привычку запоминать, обрабатывать незнакомую информацию, учиться;
- кроха учиться концентрации внимания, становится усидчивее, такие дети в дальнейшем более мотивированны и дисциплинированны;
- такие занятия сближают малыша с родителями: быть рядом с мамой и папой, чувствовать их поддержку, узнавать интересное особенно важно для гармоничной психологической обстановки в семье и формирования характера ребенка;
- выявляются и развиваются таланты и склонности ребенка, его успешность в определенных навыках и умениях прогрессирует; Ребенок с удовольствием учится тому, что ему интересно
- раннее развитие от 1 года делает маленького человечка более готовым к восприятию и усвоению в дальнейшем новой информации, социальной адаптации;
- в школе подготовленному ребенку будет легче учиться;
- малыш ставит маленькие, но цели, стремится к их достижению, ему нравится быть успешным, формируется правильная самооценка;
- считается, что игровые образовательные занятия делают детский досуг более насыщенным, содержательным, ярким.
В любом случае, пробуя составленные профессиональными педагогами методики раннего развития, родители должны понимать: важно соблюдать баланс между заинтересованностью своего чада в обучении и родительским желанием дать ему «все необходимое для лучшей жизни». Задания должны быть посильны для ребенка
Раннее развитие детей 1-3 года: аргументация «против»
Несмотря на такую, казалось бы, очевидную перспективность раннего образования, есть и отрицательные стороны этой медали:
- многие из обязательных «ранних» навыков и умений малыш приобретёт и без дополнительных занятий, естественным образом;
- часто целенаправленно развиваются лишь одно-два направления, оставляя за бортом другие стороны маленькой личности: творческие начала, социальная адаптация, эмоциональная сфера;
- если занятия организуются собственными родительскими силами, мама, которая и так вся в хлопотах о малыше, семье и доме, берет на себя дополнительную нагрузку;
- любые дополнительные занятия, даже в игровой форме весьма энергозатратны для еще недостаточно крепкого организма – для малыша необходим полноценный отдых, режим дня и питание;
- не знающие меры родители нередко перегружают ребенка: он эмоционально выгорает, отказывается от занятий, появляются проблемы со здоровьем. Со временем нежелание учиться перейдет в такое знакомое многим «не хочу в школу!»; потеря интереса к учебе4
- в старших детсадовских группах и в школе «ранние» дети выравниваются в развитии со сверстниками, особенно если прогресс не поддерживается дополнительными занятиями. Такое выравнивание сводит на нет всю перспективность методик;
- и насчет того, что ребенок еще успеет всему этому научиться в детском саду, а затем и в школе, сложно поспорить. До трех лет малыш активно осваивает мир и сам, и вполне с этим справляется без иностранных языков, чтения, шахмат и т.д.
Родители зачастую не учитывают интересы ребенка, идя напролом со своими книжками о раннем развитии и методиками
Развивать или нет
Размышляя, выбирать или нет раннее развитие ребенка, отдайте предпочтение золотой середине. Отталкивайтесь от того, что на данный момент интересно самому малышу. Разговаривайте с ним много и часто, объясняйте, как устроено все вокруг. Не настаивайте на каком-то виде деятельности, даже если все дети подруг это уже умеют. Ведь главное, что нужно ребенку – это мамины объятия и любовь, тогда у вас с малышом все обязательно получится.
Задача родителей — правильно оценивать возможности малыша, создавать ему благоприятные условия, своевременно и мягко направлять развитие ребёнка, но не пытаться его опередить.
Подготовила: Разумова Е.П., воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Аппликация как способ раннего развития ребёнка"
Аппликация как способ раннего развития ребёнка материал для родителей...
Статья на тему; Важность раннего развития ребёнка
Период раннего возраста у детей очень важен. Развитие детей раннего возраста предполагает не сотворение гения, а закладку фундамента для дальнейшего образования, чтобы у ребенка был физически здо...
Раннее развитие ребёнка.
Основная проблема в обучении маленьких детей состоит в том, что тем знаниям и умениям, которые взрослые пытаются вложить (а иногда с успехом вкладывают) в их головы, нет места в детской жизни....
Влияние классической музыки на раннее развитие ребёнка
Статья посвящена теме влияния классической музыки на раннее развитие ребёнка, и предназначена в большей степени для родителей (законных представителей) ребёнка....
Центр раннего развития ребёнка "Радуга"
Данная презентация является результатом разработки дизайн- проекта центра раннего развития ребёнка "Радуга" в ДОУ. Данный проект позволяет создать централизованную, насыщенную предметно- про...
Консультация для родителей "Раннее развитие ребёнка. Верно ли утверждение, что после 3-х уже поздно?"
На сегодняшний день одной из самых спорных тем между специалистами и родителями является раннее развитие. Позиция родителей понятна. Они напуганы сложными программами в школе, требованиями ФГОС, но в ...
Как заниматься ранним развитием ребёнка дома
В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) психические функции носят непроизвольный характер, в связи с чем низкая концентрация внимания является нормальной для этого возраста. Ребенок воспринимает то, что...