Педагогический опыт
рабочая программа
«Развитие мелкой моторики детей с использованием LEGO-конструирования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие мелкой моторики детей с использованием LEGO-конструирования». | 41.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
Ямашкиной Светланы Ивановны,
воспитателя МДОУ «Детский сад №98»
ВВЕДЕНИЕ
Тема инновационного педагогического опыта
«Развитие мелкой моторики детей с использованием LEGO-конструирования».
Сведения об авторе: Ямашкина Светлана Ивановна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 комбинированного вида» г.о. Саранск, образование среднее специальное, окончила ГБОУ РМ СПО «Краснослободский аграрный техникум» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Прошла профессиональную переподготовку в ЧОУ ДПО «Саранский Дом науки и техники РСНИИОО», присвоена квалификация – воспитатель в 2019 г. В 2023 г. поступила в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» по специальности «Дошкольное образование».
Общий трудовой стаж – 12 лет, педагогический стаж – 8 лет, стаж в данном учреждении – 5 лет. Инновационная педагогическая деятельность по теме «Развитие мелкой моторики детей с использованием LEGO-конструирования» ведется с 2020 года.
Актуальность
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием LEGO - конструирования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Одной из развивающих технологий в образовательном процессе является технология – LEGO, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной и претендует называться интерактивной.
Знаменитые наборы конструкторов LEGO, являются одними из самых востребованных игрушек в мире. Они не перестают удивлять новыми сюжетами и идеями. При помощи разноцветных деталей можно легко воплотить самые разнообразные идеи.
Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно, это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Работая с детьми дошкольного возраста, конструктор LEGO позволяет из простых деталей воплощать самые разные постройки. И я, как педагог, должна помочь детям, т.к. перед многими родителями в настоящее время стоит проблема выбора такой игрушки, которая будет помогать в развитии фантазии, мелкой моторики, мышления и логики.
Основная идея опыта.
Ведущая идея моего педагогического опыта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.
LEGO - конструирование можно рассматривать как педагогическую систему, широко использующую трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения, развития и воспитания ребёнка. В ходе образовательной деятельности осуществляются разные формы организации обучения LEGO–конструированию: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по условию постройки, конструирование по замыслу.
#1050;онструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
#1050;онструирование по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
#1050;онструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Цель моего опыта - Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО.
Для реализации поставленной цели мною были выделены основные задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- показать способы соединения частей;
- развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
- заинтересовать детей созданием фигур и простых композиций из конструктора LEGO;
- поощрять детей воплощать в конструктивной форме свои представления;
- создавать условия для самостоятельного творчества.
Перспективность моего опыта состоит в том, что способности к конструированию активизируют мыслительные процессы ребенка, рождают интерес к творческому решению поставленных задач, формируют изобретательность, самостоятельность, инициативность.
Воплощение педагогического опыта работы базируется на создании мультимедийных презентаций, разработке НООД по развитию мелкой моторики с помощью конструктора LEGO .
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.
Разработками методики формирования конструктивно - игровой деятельности при помощи конструктора LEGO занимались ученые:
Е.В. Фешина, Т.В.Лусс. Исследователи: З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф.Фребель- рассматривали детское конструирование как деятельность, в процессе которой развивается и сам ребенок, а также предлагали разные формы организации обучения.
Все они едины в том, что игра - это важнейший вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных условий детского развития. Она является потребностью развивающейся личности.
игОснову процесса развития мелкой моторики с помощью конструктора LEGO составляет чередование практических и умственных с действий самого обучаемого с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.
В инновационном педагогическом опыте были использованы следующие методические пособия:
Варяхова Т.А. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с
Кузьмина Т. И.Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
Петрова И.П. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
Интернет-ресурсы, электронные учебные пособия.
Опираясь на изученный материал, весь процесс конструирования направлен на развитие у детей мыслительных процессов, рождение интереса к творческому решению поставленных задач, формирование изобретательности, самостоятельности, инициативности, способности создания различных построек.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы работы по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством использования LEGO – конструирования. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.
LEGO – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Все эти данные подтверждают актуальность использования LEGO -конструирования в ДОО, как средство развития интеллектуальных способностей детей.
Технология опыта.
Основной задачей, как педагога, является правильный выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных технологий, которые способствуют формированию мелкой моторики рук. Работа по данной теме проводилась в системе. Были использованы современные образовательные технологии: технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровая технология. Все это дает положительный результат в работе с детьми в продвижении своего педагогического опыта.
Опыт работы представлен единой системой по внедрению в воспитательно-образовательный процесс: проектами, конспектами непосредственной организованной образовательной деятельности с элементами игр, консультациями для родителей, для воспитателей, детскими рисунками, обучающими презентациями.
Данная тема привлекла меня тем, что дети могут вначале с помощью взрослого, а затем и самостоятельно в игровой и очень занимательной для них форме получить те знания и умения, которые определены в программе для каждого возраста.
На формирующем этапе были разработаны проекты: Лего-проект «По дороге в детский сад», «Лего - сказка».
Были включены разнообразные формы работы:
НООД «Проект города», «Забор для почтальона Печкина»,
«Город для кукол», «Школа», «Юный конструктор».
-Конструирование и аппликация: «Львенок», «Ферма»,«Заюшкина избушка», «Ворота».
-Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Встречаем гостей», «Выкладывание фигур», «По дорожке в лес», «Скреплялки», «Собери кирпичики LEGO».
-Подвижные и малоподвижные игры: «Запомни и повтори», «Найди клад», «Составь узор», «По ровненькой дорожке».
-Сюжетно ролевые игры: «Автобус», «Путешествие по реке», «Магазин», «Парикмахерская».
-Настольно – печатные игры: «Мазайка», «Кто в домике живет?», «Найди постройку».
-Чтение художественной литературы: Рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик», В. Степанова «Игра», Сказка Н. Павловой «На машине».
-Просмотр игровых и обучающих презентаций;
-Игры – театрализации: народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», и др.
Работу с родителями организовала таким образом:
1. Беседы с родителями «Как LEGO-конструирование влияет на развитие ребёнка».
#1050;онсультации для родителей «Организация LEGO –конструирования в домашних условиях»; «Как по возрасту ребенка выбрать конструктор», «Какой конструктор лучше?».
#1055;амятка для родителей «Играем в LEGO дома».
#1060;отовыставка конкурса «Мое LEGO - постройка».
Постепенно и дети и родители увлеклись этой темой, приносили в детский сад самые различные LEGO - конструкторы, мы оборудовали в группе уголок «LEGO» - игр, где ребенок делал первые шаги на пути овладения удивительным искусством конструирования. В нем имеются разнообразные виды конструкторов, графические модели, по которым дети учатся строить предметы. Так же находятся схемы: дом, машина, различные животные, схемы предметов мебели и многие другие, дидактические игры с использованием LEGO - конструкторов для детей младшего дошкольного возраста.
Работу с коллегами осуществила по следующим направлениям.
#1050;онсультации.
2. Индивидуальные беседы.
3. Открытый просмотр игровой деятельности детей при проведения НООД
«Забор для почтальона Печкина»
Результативность опыта.
Использование новых инновационных технологий в образовательном процессе повышает эффективность в реализации поставленных задач.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное использование технологии LEGO создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способностей детей к наглядному моделированию без увеличения учебной нагрузки. Работа с LEGO – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать.
Стабильность
В результате проведённого опыта были изучены требования ФГОС к формированию развивающей предметно-пространственной среды в процессе дошкольного образования; систематизирован методический материал по развитию мелкой моторики дошкольников в процессе конструирования; спроектированы основные приёмы и методы развития мелкой моторики; разработаны диагностические и дидактические материалы.
Доступность. Перспективы применения опыта в массовой практике.
Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любой ДОО. Для воспитателей детского сада конструктор LEGO является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей. В дальнейшем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать LEGO-технологии с учетом современных требований. Опыт адресован педагогам ДОО, педагогам дополнительного образования в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.
Своим опытом работы делюсь с коллегами на уровне дошкольной организации, создаю обучающие презентации по LEGO–конструированию.
Литература:
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л.Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. – 88 с.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с
3. Фешина, Е.В. «LEGO конструирование в детском саду»:пособие для педагогов / Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2011. – 345 с.
#1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки РФ от г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...
"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт
Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....