Картотека игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
картотека (средняя группа)
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 122.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
Игра «Фотографы».
Дидактические задачи:
1. Закрепить представления о соотношении между плоскими и пространственными геометрическими фигурами, умение называть и сравнивать свойства фигур;
2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.
Оборудование: конус, шар и куб, на столах лежат вырезанные из цветного картона квадраты, круги, треугольники (либо карандаши и листочки бумаги).
Воспитатель предлагает детям поработать фотографами.
Дети должны сфотографировать эти фигуры и выложить фотографию у себя на столах с помощью плоских фигур.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и ставит на возвышение еще один куб меньшего размера и другого цвета так, что шар оказывается между кубами.
- Что изменилось? (Появился еще один куб.)
- Чем отличаются кубы?
Как правило, дети отвечают, что один куб большой, а другой – маленький.
Воспитатель хвалит детей и уточняет, что кубы отличаются по размеру, у них – разный размер.
- А чем еще отличаются кубы, что у них разное?
После ответов детей воспитатель уточняет: у кубов разный цвет, и предлагает детям напечатать фотографию.
- Какая фигура стоит посередине? (Шар.)
- Какая фигура справа от шара, слева от шара?
При ответе дети могут сориентироваться как на цвет кубиков, так и на их размер.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и ставит на возвышение конус вместо чего-либо другого, например, вместо большого куба. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Накрой на стол».
Дидактические задачи:
1. Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «верхний», нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;
2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Оборудование: у каждого – лист бумаги с нарисованными на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда) – 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый. Изображения трёх медведей, зайца.
- Медведи попросили достать посуду с верхней полки.
Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.
Воспитатель выставляет на доске рядом с медведями изображение зайца.
Пришел в гости заяц.
- Как вы думаете, хватит ли тарелок на всех? (Нет.)
- Почему вы думаете, что не хватит? (Потому что тарелок три, а зверушек за столом – четыре.)
- Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем? (Надо поставить на стол еще одну тарелку.)
- Где можно взять недостающую тарелку? (с нижней полки.)
Дети берут одну фигуру с нижней полки.
- Какую тарелку ты поставил зайцу? (Квадратную, треугольную.)
- Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок? (Формой.)
Медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.
Рассмотрим картотеку игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста.
Игра «Пересчитай предметы».
Дидактические задачи:
- Актуализировать способ счета до трех, представления о числах и цифрах 1 – 3;
- Выявить уровень сформированности умений считать до трех, соотносить цифры 1 – 3 с количеством;
- Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, сформировать опыт выявления причины ошибки.
Оборудование: на листах, находящихся на столе, в рамках нарисованы березы, елки, грибы, цветы в количестве от 1 до 3. Картинки у всех детей одинаковые.
Дети пересчитывают предметы и кладут рядом карточку с нужной цифрой. После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:
- Сколько елок (грибов и так далее)?
Воспитатель хвалит детей, которые пересчитали предметы правильно, и задает вопрос:
- Вспомните, как надо пересчитывать предметы, чтобы не ошибиться?
Вместе с воспитателем дети проговаривают способ счета предметов: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды.
Если кто-то из детей ошибся, воспитатель задает вопрос:
- Почему у тебя получился неверный результат? (Например, потому что при счете пропустил одну елку, посчитал два раза белый гриб и так далее).
В этом случае дети, которые ошиблись, вместе с воспитателем проговаривают способ счета повторно.
Игра «Поездка на автобусе».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме (треугольник, круг, квадрат), развивать внимание.
Оборудование: каждый ребенок получает карточку, на которой нарисована одна фигypa:1 квадрат, 1 треугольник или 1 круг. Фигуры имеют разный цвет и размер.
Воспитатель предлагает детям поехать на автобусе. В разных местах группы стоят стулья, на которых прикреплены карточки с предметами квадратной, треугольной и круглой формы. Дети двигаются по группе. По сигналу воспитателя они должны подойти к тому стулу, на котором нарисован предмет нужной формы.
Игра проводится три раза. Каждый раз воспитатель меняет «билеты» у детей таким образом, чтобы у каждого в руках побывали карточки с разными по форме фигурами.
Игра «Построй дом».
Дидактические задачи:
1. Закрепить умение использовать для конструирования свойства куба, различать цвета, считать до четырех, сравнивать предметы по высоте;
2. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, речь, воображение, сформировать опыт самоконтроля.
Оборудование: коробки с кубиками по 4 шт. красного, желтого, зеленого, синего цветов.
Воспитатель предлагает им помочь Пятачку построить домики.
- Какого цвета кубики лежат в вашей коробке?
- Сколько красных (желтых, зеленых, синих) кубиков?
Пятачок хочет, чтобы его домик был построен из 4 кубиков разного цвета.
Дети выбирают из коробки нужные кубики.
Воспитатель выставляет на доске образец домика, выполненный в технике аппликации, и рассказывает, что поросенок просит построить для него вот такой домик:
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопросы:
- Какого цвета у тебя первый (второй, третий, четвертый) этаж?
- Сколько кубиков у вас осталось в коробке?
- Постройте еще один домик, но так, чтобы этажи в нем располагались по-другому.
Чем домики похожи? (У них одинаковая высота, в каждом домике по 4 этажа.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...
Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста...
«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»
Моя педагогическая находка...
«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»
quot; Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание...
картотека игр по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышле...
Повышение качества образования посредством формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье рассматривается актуальность и возможности развития функциональной грамотности дошкольников, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный ...
Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
laquo;Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знания и умений, но и способствуют общему развитию ребенка, служит формированию его способностей.»А. В....