Картотека игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
картотека (средняя группа)

Горюнова Наталья Валериевна

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx122.55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста

Игра «Фотографы».

Дидактические задачи:

1. Закрепить представления о соотношении между плоскими и пространственными геометрическими фигурами, умение называть и сравнивать свойства фигур;

2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.

Оборудование: конус, шар и куб, на столах лежат вырезанные из цветного картона квадраты, круги, треугольники (либо карандаши и листочки бумаги).

Воспитатель предлагает детям поработать фотографами.

Дети должны сфотографировать эти фигуры и выложить фотографию у себя на столах с помощью плоских фигур.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и ставит на возвышение еще один куб меньшего размера и другого цвета так, что шар оказывается между кубами.

  • Что изменилось? (Появился еще один куб.)
  •  Чем отличаются кубы?

Как правило, дети отвечают, что один куб большой, а другой – маленький.

Воспитатель хвалит детей и уточняет, что кубы отличаются по размеру, у них – разный размер.

  • А чем еще отличаются кубы, что у них разное?

После ответов детей воспитатель уточняет: у кубов разный цвет, и предлагает детям напечатать фотографию.

  • Какая фигура стоит посередине? (Шар.)
  • Какая фигура справа от шара, слева от шара?

При ответе дети могут сориентироваться как на цвет кубиков, так и на их размер.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и ставит на возвышение конус вместо чего-либо другого, например, вместо большого куба. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Накрой на стол».

Дидактические задачи:

1. Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «верхний», нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;

2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Оборудование: у каждого – лист бумаги с нарисованными на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда) – 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый. Изображения трёх медведей, зайца.

  • Медведи попросили достать посуду с верхней полки.

Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.

Воспитатель выставляет на доске рядом с медведями изображение зайца.

Пришел в гости заяц.

  • Как вы думаете, хватит ли тарелок на всех? (Нет.)
  • Почему вы думаете, что не хватит? (Потому что тарелок три, а зверушек за столом – четыре.)
  • Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем? (Надо поставить на стол еще одну тарелку.)
  •  Где можно взять недостающую тарелку? (с нижней полки.)

Дети берут одну фигуру с нижней полки.

  • Какую тарелку ты поставил зайцу? (Квадратную, треугольную.)
  • Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок? (Формой.)

Медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.

Рассмотрим картотеку игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста.

Игра «Пересчитай предметы».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать способ счета до трех, представления о числах и цифрах 1 – 3;
  2. Выявить уровень сформированности умений считать до трех, соотносить цифры 1 – 3 с количеством;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, сформировать опыт выявления причины ошибки.

Оборудование: на листах, находящихся на столе, в рамках нарисованы березы, елки, грибы, цветы в количестве от 1 до 3. Картинки у всех детей одинаковые.

Дети пересчитывают предметы и кладут рядом карточку с нужной цифрой. После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:

  • Сколько елок (грибов и так далее)?

Воспитатель хвалит детей, которые пересчитали предметы правильно, и задает вопрос:

  • Вспомните, как надо пересчитывать предметы, чтобы не ошибиться?

Вместе с воспитателем дети проговаривают способ счета предметов: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды.

Если кто-то из детей ошибся, воспитатель задает вопрос:

  • Почему у тебя получился неверный результат? (Например, потому что при счете пропустил одну елку, посчитал два раза белый гриб и так далее).

В этом случае дети, которые ошиблись, вместе с воспитателем проговаривают способ счета повторно.

Игра «Поездка на автобусе».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме (треугольник, круг, квадрат), развивать внимание.

Оборудование: каждый ребенок получает карточку, на которой нарисована одна фигypa:1 квадрат, 1 треугольник или 1 круг. Фигуры имеют разный цвет и размер.

Воспитатель предлагает детям поехать на автобусе. В разных местах группы стоят стулья, на которых прикреплены карточки с предметами квадратной, треугольной и круглой формы. Дети двигаются по группе. По сигналу воспитателя они должны подойти к тому стулу, на котором нарисован предмет нужной формы.

Игра проводится три раза. Каждый раз воспитатель меняет «билеты» у детей таким образом, чтобы у каждого в руках побывали карточки с разными по форме фигурами.

Игра «Построй дом».

Дидактические задачи:

1. Закрепить умение использовать для конструирования свойства куба, различать цвета, считать до четырех, сравнивать предметы по высоте;

2. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать внимание, речь, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

Оборудование: коробки с кубиками по 4 шт. красного, желтого, зеленого, синего цветов.

Воспитатель предлагает им помочь Пятачку построить домики.

  • Какого цвета кубики лежат в вашей коробке?
  •  Сколько красных (желтых, зеленых, синих) кубиков?

Пятачок хочет, чтобы его домик был построен из 4 кубиков разного цвета.

Дети выбирают из коробки нужные кубики.

Воспитатель выставляет на доске образец домика, выполненный в технике аппликации, и рассказывает, что поросенок просит построить для него вот такой домик:

После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопросы:

  • Какого цвета у тебя первый (второй, третий, четвертый) этаж?
  • Сколько кубиков у вас осталось в коробке?
  •  Постройте еще один домик, но так, чтобы этажи в нем располагались по-другому.

 Чем домики похожи? (У них одинаковая высота, в каждом домике по 4 этажа.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...

Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста...

«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»

quot; Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание...

картотека игр по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышле...

Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста

laquo;Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знания и умений, но и способствуют общему развитию ребенка, служит формированию его способностей.»А. В....

Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста...