Мои публикации
статья
Цель публикаций - это возможность выявление творческого потенциала педагога, для обмена опытом.
Данный раздел содержит мои публикации представленные во Всероссийском журнале "Дошкольник.РФ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_narodov_sibiri.docx | 43.19 КБ |
gorod_professiy._floristika.docx | 308.04 КБ |
10_zabavnyh_palchikovyh_igr-poteshek_dlya_malyshey.docx | 26.97 КБ |
dyhatenaya_gimnastika.docx | 51.74 КБ |
razvitie_melkoy_motoriki.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры народов Сибири
для детей старшего дошкольного возраста.
Народные подвижные игры являются традиционным средством воспитания дошкольников, они отражают культуру и менталитет нации. Издавна в народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, традиции, представления о чести, смелости, мужестве. И именно через игру дошкольник может реализовать свое самое главное желание: быть как взрослый – сильным и самостоятельным.
Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью нравственного, эстетического, умственного и физического воспитания детей дошкольного возраста.
По своему содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям старшего дошкольного возраста. В них много юмора, шуток, соревновательных моментов, которые часто сопровождаются любимыми считалками.
Игры нардов Сибири очень просты по содержанию, он передают особенности труда людей, а также, неповторимый корит народного творчества. В народных играх дошкольники состязаются в силе, ловкости, быстроте, меткости.
Солнце
Цель: развитие внимательности, быстроты реакций, точности движений.
Ход игры: Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг громко произносят: «Солнце». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются. Когда ведущий-солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Методические указания. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал: «Раз, два, три – в круг скорей беги!» - те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. Остальные дети стоят в стороне.
Полярная сова и евражки
Цель: развитие слухового внимания, выдержки.
Ход игры: Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек, и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключения игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Методические указания. Громкие удар не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
На новое стойбище
Цель: развитие слухового внимания, быстроты реагирования на сигнал. Ориентировки в пространстве.
Ход игры: Играющие, становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр (оленевод). Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу: «Упряжки!» - все должны построиться в прежней последовательности.
Методические указания. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.
Волк и олени
Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты реагировании на сигнал.
Ход игры: Из числа грающих выбирается волк, остальные- - олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужается. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волка отводит к себе.
Методические указании. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
Рыбаки
Цель: развитие внимания, выразительности имитационных жестов.
Ход игры: Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показываете им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.
Методические указания. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.
Здравствуй, догони!
Цель: развитие воображения, ловкости, быстроты двигательной реакции.
Ход игры: Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур – это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому. С кем он стоя в паре, говор: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости.
Методические указания. Здороваться можно только правой рукой. Говорить: «Догони» - надо за чертой от игрока-партнера.. выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и .д
ВАЕНКА И ОЛЕНЯТА
Цель: развитие воображения, двигательной активности. Ориентировки в пространстве, активизации речевой деятельности.
Ход игры: А площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка
С нею – оленята,
Объясняет каждому…
Все, что непонятно…
Топают по ужам
Оленята малые, терпеливо слушая
Наставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, щиплют траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Методические указания. Движения выполняются детьми в соответствии с текстом.. волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
Смелые ребята
Цель: активизация ревой деятельности, быстроты двигательной реакции.
Ход игры: Дети встают в одну-две шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т.д (Дети отвечают).
- Вы смелые ребята?
- Смелые!
- Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза), кто смелый?
-Я! Я! Я!..
- Бегите!
Белый шаман
Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.
Ход игры: Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени или на одно колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Методические указания. Если поучивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Методические указания. Бежать следует только после слова: «Бегите!», увертываясь от ведущего.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для детейв технике Лэнд-арт
«Город профессий. Флористика».
Цель: формирование предоставлений о профессии флорист и развитие индивидуальных творческих способностей детей, через мастер-класс
Задачи
- формирование знаний о флористике, рассказать для чего необходима эта профессия, показать некоторые работы мастеров-флористов;
- пополнить словарь детей новыми терминами;
- формировать умение делать поделки своими руками.
- вызвать интерес к работе с природными материалами;
- способствовать развитию фантазии и образного мышления;
- воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие.
Для выполнения работы необходимо подготовить заготовку (картон), скотч, ножницы и природный материал: трава и цветы.
Этапы работы:
1 этап.Мы собираем цветы и растения, для изготовления панно.
2 этап.Делаем заготовку по количеству детей.
Мы берем картон и на нем чертим квадратную рамку10см х15 см. Полученный квадрат в центре — вырезаем. Получается рамка. Дальше нам понадобится скотч. С лицевой стороны рамки, середину, заклеиваем скотчем, липкой стороной во внутрь.
3 этап.Перед самой работой проводим с ребятами беседу о профессии «Флорист».
4этап.Ребята самостоятельно составляют композицию из трав и цветов. Растения должны крепиться на липкую сторону скотча. Получаем красивое панно с цветами.
Беседа о профессии «Флорист».
Воспитатель: Ребята, сегодняшнее занятие мы хотели бы начать с отгадывания загадок. Я буду загадывать загадку, а вы называете отгадку и находите нужную картинку на доске.
- Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек) - Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза) - Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка) - Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш) - Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)
Воспитатель: О чём же были все загадки? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Загадки были про цветы.
Воспитатель:Как вы думаете, люди, каких профессий создают красоту вокруг нас? (Ответы детей)
Воспитатель:Верно, ребята, и художники, и визажисты, и портные, и парикмахеры, и дизайнеры создают вокруг нас красоту и тем самым поднимают нам настроение.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с профессией флорист.
Камни, цветочки,
Шишки, листочки…
Кто-то посмотрит
И мимо пройдёт.
А дизайнер флорист
Лишь взглядом окинет
И в мыслях уже красоту создаёт!
Он чувствует природу тонко,
Воспринимает глубоко!
И переносит впечатленья
В свои волшебные творенья!»
Огромный, яркий мир природы дарит нам чудесные материалы для воплощения своих творческих замыслов. Невообразимое богатство –это ветки, травы, цветы, злаки, коренья, мхи, колючки, косточки, стручки, ракушки, шишки, жёлуди. Однако, заметим, что это ещё не всё и причём даром. Гуляя в парке или в лесу не поленитесь и поднимите кусочек коры или сухую веточку. Отличный материал для составления композиции. Не надо ломать ветки с кустов и деревьев — это совсем не то что нужно.
Название флористика произошло от слова Флора, что обозначает цветок.
Существует легенда о Флоре, великой богини растительности, садов и всякогоцветения. Её даже называли «матерью цветов». Пока богиня не приняла власть над землёй, земля была одноцветна и пуста. Но Флора бросила в почву первые семена, и земля покрылась ярким нарядом.
Место работы флориста – цветочный салон, студия или мастерская.
Флорист - это специалист в работе с растениями и сухим материалом (сухоцветы, ветки, листья, перья птиц, мох и т. д.). Он создаёт композиции и украшает ими офисы и дома.
Флористикой называют составление букетов и декоративных композиций из цветов и природных материалов. Флористика, как вид декоративно-прикладного искусства, использует и живые и засушенные цветы, и растения.
Композицию любую
Можешь сделать из цветов.
Красоту создашь такую —
Просто нет на это слов!
Предварительный просмотр:
10 забавных пальчиковых игр-потешек для малышей.
Пальчиковые игры-потешки всегда были любимы детьми. Движения, которыми сопровождаются игры дети с удовольствием любят повторять. С помощью пальчиков можно объяснить и показать все, начиная от игрушек и звверюшек до чисел и букв. Пальчики помогут любознательному малышу показывать все, что он захочет. Потешки знакомят малыша с новыми словами, развивают чувства ритма, интонационную выразительность речи, учат считать. Во время игры развивается внимание и любознательность малыша, стимулируется его речевое развитие, память, мышление, вырабатывают усидчивость. А если регулярно заниматься с малышом, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными.
Калпачок
Изобразите с помощью слегка изогнутых ладошек колпачки. Одну ладонь положите по вверх другой. Затем несколько раз поменяйте ладони местами.
Колпачок на колпачок,
Колпачок на колпачок,
Колпачок на колпачок,
Бух. упали на бочок
(переверните ладони и положите рядом, тыльной стороной на стол).
Гули-гули
Гули, гули полетели (взмахните перед собой кистями),
На головку гули сели (положите обе руки на голову),
Сели, посидели (покачайте головой),
Опять полетели (взмахните перед собой кистями рук).
Совушка-сова
Совушка-сова, большая голова (руки положите на голову, покачайте головой из стороны в сторону),
На суку сидела (не убирая руки с головы, покрутите ею из стороны в сторону),
Головой вертела.
Во траву свалилась (уроните руки на колени),
В яму провалилась (уроните руки с колен).
Киска, киска, киска, брысь!
Киска, киска, киска, брысь (помашите рукой, прогоняя воображаемую кошку),
На дорожку не садись (погрозите пальцем),
Наша девочка пойдет (указательный и средний пальцы, как ножки, шагают по столу)-
Через киску упадет
На лужок
На лужок пришли зайчата (перечисляя животных, правой рукой загибайте по одному пальцу на левой руке),
Медвежата и бельчата,
Лягушата и енот (покажите кулак),
На зеленый на лужок («шагайте» указательным и средними пальцами правой руки по столу),
Приходи и ты дружок!
Лошадка
(перед началом игры посадите ребенка на стул. Подготовьте его к тому, что темп будет нарастать)
По дороге белой, гладкой (все пальцы ритмично «скачут» по столу).
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок, цок-цок –
Скачет резвый табунок.
Поехали-поехали!
Поехали по тихонечку,
Поехали по тихонечку (ладонями попеременно слегка касайтесь колен),
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько (хлопайте ладонями попеременно по коленям в наращенном темпе),
И приехали! (слегка наклоните голову и опустите руки на колени).
Цыпа-цыпа
Цыпа-цыпа (обеими руками «насыпайте» корм, потирая большим пальцем подушечки остальных пальцев, начиная с мизинца),
Гуль-гуль-гуль!
Я насыплю,
Ты поклюй (покажите, как пальчики «клюют» корм указательными пальцами обеих рук попеременно стучите по столу),
Ты поклюй!
Клю-клю-клю!
Покатай ладошками
(покажите малышу, как можно катать между ладонями массажный мячик. движения вперед-назад)
Мячик я катаю
И, катая, напеваю:
«Ручки будут сильные,
Ловкие. Умелые
Потому, что каждый день
Я зарядку делаю!»
Кукушечка
Ку-ку, ку-ку, кукушечка (ладони прижимайте к щечкам и покачивайте головой из стороны в сторону четыре раза).
Лети скорей в лесок (слегка разведите руки в стороны и три раза взмахивайте ладонями, как крыльями),
Ку-ку, ку-ку, кукушечка (ладони прижимайте к щекам и покачивайте головой из стороны в сторону четыре раза),
Подай свой голосок ((слегка разведите руки в стороны и три раза взмахивайте ладонями, как крыльями).
Зайцы
Скачет зайка косой (правой рукой изобразите зайца, покачивайте вверх-вниз).
Под высокой сосной (выпрямите пальцы правой руки, изображая дерево),
Под другою сосной (левой рукой изобразите дерево),
Скачет зайка другой (левой рукой изобразите зайчика)
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста.
Дыхательная гимнастика –это определенная последовательность дыхательных упражнений. Упражнение на дыхание у детей дошкольного возраста укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает подвижность грудной клетки, способствует углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, также способствуют полноценному физическому развитию детей и являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Дыхательная гимнастика улучшает самочувствие и повышает общий тонус как физический, так и эмоциональный, с дошкольниками проводится в форме игры.
Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой
«Разминка».
И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в.
локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1—2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
«Наклоны»
.И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив,
вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10—20 раз.
«Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
«Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
«Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Рбнок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
«Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги ( варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
«Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.
«Качалка».
И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.
«Ёлочка растёт».
И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.
«Прижми колени».
И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.
«Гребцы».
И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.
«Скрещивание рук внизу».
И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.
«Достань пол».
И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.
«Прыжки».
Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.
«Вырасти большим».
И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.
Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников.
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является актуальной. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему. Начиная с дошкольных образовательных учреждений, одной из основных задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из компонентов здорововьесберегающих технологий является развитие мелкой моторики как один из способов развития речи и интеллекта.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительное накопление опыта ребенком происходит в данном виде деятельности, что требует определённой развивающей предметно – пространственной среды. Развитие мелкой моторики должно базироваться на комплексном подходе - сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. В нашем ДОУ была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая соответствует требованиям ФГОС, индивидуальным и возрастным особенностям детей и направлена на гармоничное развитие ребенка, на создание положительной атмосферы в группе.
При создании предметно-равивающей среды мы использовали основные принципы: систематичность, многократность и последовательность от простого к сложному, индивидуальный и дифференцируемый подход.
Создавая предметно-развиващую среду, мы отталкивались от таких игр, заданий и упражнений, как: массаж пальцев и кистей рук; игры с пальчиками; игры с разными материалами (поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками); игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками; игры с тренажерами (на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками). Работа начинается с детьми младшего возраста с постепенным усложнением игр в каждой возрастной группе.
В каждой группе ДОУ был создан сенсомоторный уголок, который периодически обновляется. Он включает в себя:
- игровые манипуляции с бусами, пуговицами (бусинки, пуговицы разной формы и величины;
- игровые манипуляции с нитками разного цвета и толщины; пальчиковый театр «Сказки на пальчиках»; игры шнуровки;
- различные мозаики;
- игры с природным материалом: шишки, каштаны, жёлуди, фасоль, горох, гречка, семечки и многое другое;
- «Су-Джок» терапия;
- раскраски, трафареты;
- предметы широкого спектра использования (мячики, счётные палочки, бумага и др.);
- мелкий и крупный конструктор типа «Лего»;
- магнитный конструктор;
- различные пазлы.
Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав изменяются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, как было отмечено ранее.
В группе с детьми каждый день проводятся пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а также включаются в занятия и игры на прогулках. Детям очень нравится рассказывать стихи, потешки, сопровождая текст действиями при помощи пальчиков, но самое главное, что эти игры способствуют развитию речи, развивают чувства ритма, воображение, вызывают у детей радость от общения. Ежедневный массаж пальчиков и ладошек увеличивает интерес детей к действиям с пальцами рук.
Особую радость вызывают игры в сенсорных уголках. Содержание уголков постоянно обновляется. В них дети играют с сенсорными мешочками, которые помогают делать родители. Они шьют их из плотной ткани. Наполняют крупой, макаронами, пуговицами, природным материалом. Также дети играют с различными по величине бусами, которые нанизывают на ниточку.
Большое значение в нашей работе уделяется развивающим тренажерам, которые также созданы своими руками. С их помощью отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Например, тренажёр «Волшебная подушка» дает возможность учиться застёгивать, расстегивать различные молнии, пуговицы, кнопки, завязывать, развязывать ленточки, шнурки. Тренажёр «Паровозик из Ромашкова» сшит из фетра и также тренирует детскую руку в застегивании пуговиц. Эти игры развивают воображение, т.к. все детали модульные и меняются местами по желанию детей.
Также в рамках проводимой работы была создана фетровая книга «Развивашки». Книга модульная, динамичная. Все составляющие детали меняются местами по замыслу ребенка. Игры с данной книгой вызывают огромный интерес у детей.
Опытом данной деятельности педагоги нашего ДОУ поделились на областном семинаре. Работа получила высокую оценку положительно и вызвала массу положительных эмоций.
Особое внимание в работе мы уделяем штриховке, обведению по трафарету фигур или предметов. В старших группах используется техника по Я.А. Шлеппер «Волшебные спиральки». Она основана на вращательно-поступательном движении плечевого, локтевого, лучезапястного суставов конечностей верхнего плечевого пояса. Это тренирует не только мелкую моторику, но и координацию движения тела. Для штриховки использую книжки - раскраски. Продолжительностью данного вида деятельности не более 5-7 минут. Штриховка способствует развитию глазомера, умению видеть контуры фигуры, не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
Представленная методика «Спиралевидная техника работы цветными карандашами» Я.А. Шлеппера представляет практический интерес в области детской психологии. Это связанно с несколькими моментами:
- Круговые движения для детей дошкольного возраста являются наиболее комфортными и удобными в плане исполнения;
- Детская рука, особенно в дошкольном возрасте, оказывается не совсем подготовленной для правильного захвата карандаша. В данной технике на начальном этапе этого не требуется. Также рука ребенка с помощью круговых плавных движений мягко подготавливается к письму.
- В дошкольном возрасте специализированные движения рук помогают развивать речь ребенка, оказывая влияние на мозговые речевые центры (Л.С. Выготский)
- Данную технику ребенок способен освоить с небольшой помощью взрослого, тем самым мы оказываем влияние на зону ближайшего развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (Л.С. Выготский).
- Начиная свое развитие в младшем дошкольном возрасте, воображение ребенка оказывается связано с предметной средой, которая его окружает.
Затем, в более старшем возрасте, оно приобретает характеристики, способные выводить ребенка за пределы ситуации (В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова). Используя такую технику рисования, мы можем оказать определенное влияние на развитие умения ребенка выходить за пределы окружающих предметов и придумывать интересные сюжеты.
- С помощью необычного смешивания цвета ребенок сможет самостоятельно разбирать особенности появления того или иного цвета, что оказывает влияние на цветовое восприятие и на развитие цветочувствительности.
Следовательно, рисуя в комфортной для себя манере и технике, ребенок не только развивается в познавательном отношении, но и успешно реализует одну из своих базовых потребностей – потребность в рисовании.
В старших группах дети играют в пальчиковый театр. Игры проводятся не только с куклами разных размеров. Существует такой вид театра, как театр теней. В процессе игры развивается не только мелкая и общая моторика, но и воображение и инициативность детей.
Во всех возрастных группах используется такой вид деятельности, как игры с песком. Это позволяет не только развивать моторику, но и используется, как терапия.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Один из методов совершенствования, которые мы используем в своей работе Су-Джок терапия (су-кисть, джок – стопа).
Мы применяем Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Универсальность Су-Джок терапии состоит в том, что ее могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Педагогами ДОУ была создана картотека игр на развитие мелкой моторики. Родители по желанию могут взять материалы домой и ознакомиться с ними поближе.
Систематическая работа в данном направлении с поэтапном усложнением в разных возрастных группах к концу подготовительной группы позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма при подготовке к школе.
Подводя итог можно сказать, что развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста очень важная задача для педагогов и родителей. Только в совместной постоянной и систематической работе можно добиться положительных результатов. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интеллектуальных способностей, речевому развитию, сохранению психического, физического здоровья ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. От рождения до школы. примерная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.
2. Белая А.Е., Мирясова В.И . Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999. — 48 с.
3. Учебно-методическое пособие: «Волшебные спиральки». Спиралевидная техника работы цветными карандашами. Я.А.Шлеппер. М.: Минобрнауки, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...