Консультация для педагогов: «Создание предметно-развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников для проявления самостоятельности»
консультация
Цель – формирование, развитие, познавательного интереса у детей , через создания многофункционального патриотического уголка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsutatsiya_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”
ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА
(Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)
Консультация для педагогов:
«Создание предметно-развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников для проявления самостоятельности»
Выполнила: Селищева Е.А.
С. Алтайское
2024 г.
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях с современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств человека. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалиться от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
В настоящее время со стороны государства и общества уделяется большое внимание организации воспитательной работы в образовательных организациях и, в том числе, патриотическому воспитанию. Об этом свидетельствует ряд принятых нормативно – правовых документов.
В Указе Президента РФ В.В. Путина № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из целей является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Эта цель была подтверждена и в Указе Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», в которой одним из целевых показателей указано создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В июле 2020 года был издан Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. В соответствии с этим законом произошло уточнение понятия «воспитание», оно стало более широким. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» потребовало за собой от образовательных организаций, в том числе и от дошкольных, разработку Рабочей программы воспитания, которая стала частью основной образовательной программы дошкольного образования.
В примерной рабочей программе для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, обозначены несколько направлений воспитательной работы, одним из которых является патриотическое воспитание.
В каждом направлении воспитательной работы формируются определенные базовые ценности, которые включены в портрет ребенка дошкольного возраста. Патриотическое направление воспитания предполагает формирование у дошкольников таких ценностей как Родина, природа.
Для формирования у дошкольников базовых ценностей, обозначенных в Рабочей программе воспитания, педагогам необходимо решить задачи патриотического воспитания. Задачи патриотического воспитания, обозначенные в ООП ДО и Рабочей программе воспитания, перекликаются между собой и сформулированы следующим образом:
- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Для реализации целей и задач патриотического воспитания создается соответствующая предметно – пространственная среда группы, в которой отражены направления педагогической работы с детьми, такие как
- ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
- организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
- формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
Одним из средств формирования нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является предметно-развивающая среда.
Создавая развивающую предметно – пространственную среду , педагоги обращают особое внимание на то, чтобы все развивающие центры были многофункциональными, чтобы содержание центров было вариативным, развивающим и доступным детям.. Содержание развивающих центров должно соответствовать требованиям ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программе дошкольного образования и Рабочей программе воспитания.
Цель – формирование, развитие, познавательного интереса у детей , через создания многофункционального патриотического уголка.
Задачи:
- формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, городу, стране;
- формировать представление о России как о родной стране, о Москве -
как о столице России;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение
государственной символики России;
- воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому;
- воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России,
- развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Примерное наполнение патриотических уголков
в соответствии с возрастом детей
Младший дошкольный возраст
Основная цель – ознакомление с ближайшим окружением, формирование интереса к малой Родине.
1. Материал для ознакомления с социальным миром:
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии близких людей, действия, внешний вид);
- тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные
действия, семейные фотографии);
- фотографии, иллюстрации по теме: «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению).
- тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребёнок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т.д.);
2. Материал для ознакомления детей с малой Родиной:
макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т.д.).
Средний дошкольный возраст
Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Приобщение к истокам народной культуры».
1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах)
2. Материал для ознакомления детей с малой Родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям малой Родины, знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи)
куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-
прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву), различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье; куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки.
5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).
6. Элементы краевой символики (флаг, герб).
7.Элементы муниципальной символики (герб, флаг, города, фирменные
знаки, промышленных предприятий).
8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Старший дошкольный возраст
Работа ведется по направлениям: краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России.
1. Моя семья.
Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо». Возможен вариант – «Портфолио ребенка».
2. Родной край.
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города(села)», «Промышленность города (села)», «Наука, образование и культура города (села)», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города (села), «Архитектура», «Спорт».
Подборка стихотворений о родном городе (селе) , карта города (села). Символика города( села) (флаг, герб).
Тематическая папка «Мой край»: карта и символика; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края.
3. Родная страна.
Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была
предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах;
о промышленности и сельском хозяйстве.
Символика России (герб, флаг, гимн).
Портрет президента страны.
4. Защитники Отечества.
Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки –славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».
5. Приобщение к истокам русской народной культуры.
Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы
старины, народные игрушки и предметы народно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи); макеты (крестьянская изба, комната- горница, крестьянское подворье; куклы в национальных костюмах.
6. Художественная литература (сказки, былины, пословицы).
7. Великие соотечественники. Портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.
8. Земля – наш общий дом. Глобус, карта мира (для детей).
Принципы организации тематического уголка:
1.Принцип информативности(наличие и многообразие
дидактического и информационного материала).
2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на
длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости
от возрастных особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).
4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по
патриотическому воспитанию в одной зоне).
5.Принцип интеграции (возможность использования материала во время
образовательной деятельности в других областях).
Особенности работы с детьми в патриотическом уголке:
Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные
направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя
направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и
промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники
Отечества?», «Они защищали Родину» и т.д.
Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей
(семья, детсад) к более сложному (страна, город).
Каждая тема изучается с использованием бесед, видеопрезентаций,
дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок, оформлением фотоальбомов, мини-музеев.
Только постоянная и планомерная совместная работа
педагогов ДОО и родителей позволит развить у дошкольников чувство
патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к
людям других наций и народов.
А правильно организованная развивающая предметно-
пространственная среда по воспитанию патриотических чувств и
ценностей в этом только поможет.
Центр патриотического воспитания предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции.
Примеры создания предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию.
Предметно-развивающая среда, способствующая гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ может быть представлена отдельными центрами.
1. В центре науки и естествознания могут быть размещены карты области края, иллюстрации с видами родной природы, природные материалы, которые собрали дети во время совместных прогулок с родителями, материалы для экспериментирования. Организация деятельности в этом центре помогает педагогу воспитывать интерес, любовь к родной природе, формирует научную картину мира о родном крае.
2. Литературный центр (книжный уголок) открывает детям мир книжной культуры, развивает интерес творчеству писателей родного края, воспитывает любовь к родному краю, к родной природе через знакомство с произведениями детских поэтов и писателей.
3. В центре изобразительного искусства представлены рисунки детей по темам «Наша природа», образцы декоративного – прикладного творчества.
4. В центре музыки и театра расположены народные инструменты: ложки, берестяные шаркунки, трещотки, элементы народных костюмов (сарафаны, рубахи, пояса, ленты), различные виды театра.
5. Центр двигательной культуры обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта. В нем расположено оборудование, которое знакомит детей с народными подвижными играми.
Например флажки из центра патриотического воспитания можно использовать для проведения дидактических игр «Путешествие по городам России» (Цель – помочь детям запомнить названия городов России), «Улицы города (села)» (Цель – углублять знания детей об улицах города (села).
В заключение отметим , что создание предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию должно способствовать достижению следующих результатов:
- у детей сформированы знания о символах России; о родном городе (селе, крае и его достопримечательностях;
- дети знают и называют русские народные росписи;
- дети знают и правильно используют отдельные народные музыкальные инструменты (ложки, шаркунки, трещотки);
- в игровой деятельности используют элементы народных костюмов;
- дети самостоятельно могут организовать народные игры (подвижные, хороводные).
Одним из примеров оформления предметно- развивающей среды, может быть приурочено к значимому событию. Например к празднованию дня Великой Победы- 9 мая, цель которой – воспитание гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста - гордость за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать
действенную любовь к близким людям, малой Родине, к России.
Таким образом создание предметно – развивающей среды в группах по
нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей , интересов, уровня активности. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающей ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать ее, стать подлинным патриотом.
С. Михалков.
Список используемой литературы:
1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
2. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметно-развивающей среды, способствующей социально-личностному развитию дошкольников
Презентация...
Консультация для педагогов "Создание предметно-развивающей среды для формирования основ безопасности в старшей и подготовительной группах"
В консультации для педагогов "Создание предметно-развивающей среды для формирования основ безопасности в старшей и подготовительной группах" представлен материал для педагогов по перечню уго...
Мастер - класс для педагогов " Создание развивающей предметно - развивающей среды для формирования культурно - гигиенических навыков"
Мастер - класс для педагогов " Создание развивающей предметно - развивающей среды для формирования культурно - гигиенических навыков" способствует развитию практических умений по...
Консультация на тему: «Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится ц...
Мастер-класс для педагогов «Создание герба семьи, как одной из форм патриотического воспитания дошкольников»
Цель. Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулировании творческого потенциала педагогов.Задачи:повышение педагогического мастерства и квалификации педагоговраспространен...
Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей «Чтобы сделать ребенка умным...
Консультация для педагогов «Создание развивающей предметно- пространственной среды в группе»
Организация развивающей ППС в группе с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом...