Капризы и упрямство детей 2 - 3 лет
консультация (младшая группа)

Ковбота Надежда Николаевна

Любой родитель имел возможность наблюдать капризы собственного двухлетнего малыша. В таком возрасте большинство своих требований они удовлетворяют с помощью плача и криков, поэтому неудивительно, что у родителей так часто возникает вопрос, как бороться с капризами ребёнка 2 лет. Иногда теряются и не могут правильно реагировать в той или иной ситуации: дать пару раз по попке для профилактики или попробовать вступить в контакт? Большинство специалистов уверены, что капризы ребёнка берутся от неправильного подхода в воспитании. Ведь каждая мама может вспомнить те моменты, когда их чадо именно истериками добивался желаемого, а таких случаев немало. Исходя из этого, у ребёнка формируется привычка, причем, весьма скверная. И чем он взрослее, тем осознанней характер его слез и капризов.

Причиной капризов может быть перенасыщение впечатлениями, скажем, после просмотра вечерних телепередач. Детский ум нельзя перегружать множеством впечатлений: даже самые приятные, но в большом количестве, они не приносят малышу тех удовольствий, на которые рассчитывают родители, желая его порадовать.

Доброжелательность, стремление к взаимной помощи, общий трудовой настрой благоприятно влияют на формирование личности ребенка. Важно и единство требований к малышу со стороны взрослых. Ребенок просит купить ему новую игрушку. Отец отказывает, потому что сын в последнее время не убирает игрушки на место, а мать, вместо того чтобы поддержать отца, покупает эту игрушку. Такие действия родителей порождают стремление хитрить, приспосабливаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Солнышко», группа «Звёздочки»

Консультация для родителей

«Капризы и упрямство ребёнка 2-3 лет и как с ними бороться»

Подготовила воспитатель

первой категории Ковбота Н. Н.

п. Пристанционный 2024 г.

Цель: Оказание родителям педагогической помощи и повышение психолого-педагогических знаний по проблеме упрямство и капризы детей.

Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.

Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.

Информировать родителей о психологических особенностях развития детей.

Сегодня мы поговорим на актуальную тему для многих родителей – «Как бороться с капризами?»

Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самые обычные предложения – помыть руки, убрать игрушки – малыш может ответить молчаливым неповиновением или бурным протестом. Подобные реакции у некоторых ребят проявляются так часто, что родители начинают относиться к ним как к закономерным явлениям. Однако считать, что капризы и упрямство сопутствуют детскому возрасту, было бы неверным. Склонность к капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. И все-таки причины капризов и упрямства малыша не столько в особенности его возраста, сколько в неверном воспитательном подходе к нему.

Любой родитель имел возможность наблюдать капризы собственного двухлетнего малыша. В таком возрасте большинство своих требований они удовлетворяют с помощью плача и криков, поэтому неудивительно, что у родителей так часто возникает вопрос, как бороться с капризами ребенка в 2 года. Иногда родители теряются и не могут правильно реагировать в той или иной ситуации: дать пару раз по попке для профилактики или попробовать вступить в контакт? Большинство специалистов уверены, что капризы ребенка берутся от неправильного подхода в воспитании. Ведь каждая мама может вспомнить те моменты, когда их чадо именно истериками добивался желаемого, а таких случаев немало. Исходя из этого, у ребенка формируется привычка, причем, весьма скверная. И чем он взрослее, тем осознанней характер его слез и капризов.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

Выдающийся российский психолог Леонид Семёнович Выготский описал симптомы этого кризиса так:

Негативизм – стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям.

Ребёнок может настаивать, что сыр – это масло, синее – это зелёное, лев – это собака. Как только взрослый соглашается с ним, «мнение» ребёнка может резко измениться на противоположное.

 Упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал («Я хочу»).

      3.  Капризность – это вторая сторона одного и того же нарушения поведения. Понимает, что нельзя, но настаивает («Я не хочу»).

      4.  Своеволие. Все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет («Я сам»).

     5. Обесценивание и строптивость.

     Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против норм поведения.

     6.  Протест-бунт и деспотизм.

     Ребенок проявляет деспотичную власть ко всему окружающему и диктует свою волю. Эти явления могут проявляться с разной интенсивностью. В поведении некоторых детей эти признаки проявляются уже в возрасте полутора лет. Как правило, это очень активные и энергичные непоседы.

Причиной капризов может быть перенасыщение впечатлениями, скажем, после просмотра вечерних телепередач. Детский ум нельзя перегружать множеством впечатлений: даже самые приятные, но в большом количестве, они не приносят малышу тех удовольствий, на которые рассчитывают родители, желая его порадовать.

Доброжелательность, стремление к взаимной помощи, общий трудовой настрой благоприятно влияют на формирование личности ребенка. Важно и единство требований к малышу со стороны взрослых. Ребенок просит купить ему новую игрушку. Отец отказывает, потому что сын в последнее время не убирает игрушки на место, а мать, вместо того чтобы поддержать отца, покупает эту игрушку. Такие действия родителей порождают стремление хитрить, приспосабливаться.

 Одна из причин непослушания детей – неразумная любовь родителей к ним, вернее, проявления этой любви. Безусловно, не любить своего ребенка – противоестественно. Без любви трудно привить растущему человеку отзывчивость, внимание к людям, умение считаться с окружающими. А главное, без нее невозможен контакт между взрослым и ребенком, основанный на духовной близости. Любовь к ребенку выражается и в уважении, и в последовательной требовательности, и в умеренной доброте. Родительская любовь не исключает, а предполагает разумную строгость, объективность.

Если малыш чувствует, что постоянно является центром всеобщего внимания, что все разговоры в семье – о нем, он поневоле становится домашним тираном, с помощью своих «дай», «принеси», «хочу», «не хочу» командует взрослыми, добиваясь желаемого. Одержимые в стремлении доставить малышу радость, родители забывают о воспитании дисциплины желаний. Ребенок привыкает только брать, ничего не давая взамен. Он смотрит на домашних с позиции потребителя и в кругу сверстников претендует на одни права, не признавая за собой никаких обязанностей.

Есть и другая крайность, очень нежелательная, – чрезмерная строгость воспитания, которая вызывает у малыша ощущение подавленности. По сути требовательность – это диктат, она должна быть разумной и доброжелательной. Поэтому ни попустительство детским шалостям, ни нетерпимость по отношению к ним не могут считаться нормой. Решающее значение в воспитании ребенка имеют атмосфера, господствующая в семье, принятый в доме стиль и тон обращения друг с другом, взаимоотношения между членами семьи.

Ограждать детей, от какого-либо напряжения, не проявлять должной твёрдости – это значит не заглядывать в их будущее.

Только благодаря правильному воспитанию происходит закладка положительных качеств личности ребёнка,только при этом условии можно говорить о формировании готовности его к активному, осознанному послушанию.

Ребёнок, живущий в мире, которого не уважают самые дорогие для него люди, надолго остаётся в неё, чтобы самостоятельно решить волнующие его вопросы. Ребёнок, у которого было детство, смело вступает во взрослую жизнь, унося с собой из детства самое главное для каждого человека – веру в себя, надежду на понимание и любовь к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины капризов и упрямства детей

Для родителей у которых возникает вопрос почему ребёнок капризничает. Эта консультация поможет узнать причины и как с этим бороться....

Родительское собрание о капризах и упрямствах детей

•Почему ребенок бывает капризным и упрямым?•Каковы главные причины возникновения истерик у детей?•В чем проявляются капризы ребенка?•Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?•Как родителям удаетс...

Капризы и упрямства детей раннего возраста

            Даже  самый  спокойный  и  послушный  ребенок  может  быть капризным  и  упрямым.  Такое  случае...

" Капризы и упрямство детей-дошкольников, причины их возникновения"

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultac...

Конспект родительского собрания "Капризы и упрямство детей" 2 младшая группа

В конспекте указаны материалы: анкета для  родителей, памятки для родителей, ситуации для обсуждения, приглашение на родительское собрание....