Статья «Поддержки детской инициативы в разных видах деятельности»
статья (старшая группа)
Статья о развитие детской инициативы в разных видах детскоц деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Поддержки детской инициативы в разных видах деятельности»
Составлена: Радаевой О.Н.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержке своей инициативы в разных видах деятельности.
В п. 3.2.5 ФГОС ДО говорится о том, что для реализации задачи по созданию социальной ситуации развития детей, в содержательном разделе Программы дошкольного образования отмечены способы и направления поддержки детской инициативы, определены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста такие как:
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- создание правильно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнеров в совместной деятельности.
Целевые ориентиры по поддержке детской инициативы и самостоятельности определенны также в ФГОС ДО п. 4.6:
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
Все виды детской деятельности направлены на развитие разных компонентов самостоятельности:
- игра способствует развитию активности и инициативы;
- в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата;
- в продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы.
Дети старшего дошкольного возраста свою инициативу проявляют во всех видах деятельности: общении, игре, экспериментировании, предметной деятельности. Они могут выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех.
Ребенок старшей группы легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.
Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
В работе с детьми мы ориентируемся на следующие подходы к поддержке детской инициативы:
- Социокультурный подход – поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой.
-Деятельный подход – так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, формируется и проявляется в деятельности.
- Личностно-ориентированный и субъектный подход - поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект.
Как же проявляется детская инициатива детей в ДОУ?
Познавательное развитие - это целевая инициатива «Вопрос-ответ». Любое общение строиться на поисковых вопросах и ответах детей, но всегда есть стеснительные дети, которые стесняются отвечать, и гиперактивные, которые торопятся отвечать, не дослушав до конца, перебивая других, не давая им возможности ответить. Как быть педагогу в такой ситуации?
Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом.
В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различную ситуацию. В воображаемой ситуации, они легко создают замысел и реализуют его.
Социально – коммуникативное развитие – в трудовой деятельности проявляется как инициатива – примера.
Приоритетной сферой у детей дошкольного возраста – является продуктивная деятельность. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
В образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию: -задача заключается в том что бы дети работали самостоятельно и с удовольствием по своему замыслу, воображению и инициативе.
В физическом развитие - задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находят выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е дошкольники приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
В речевом развитии - задача научить детей самостоятельно и с удовольствием рассказывать и поддерживать беседу, помочь ребенку стать коммуникабельным.
Для становления инициативности необходимо создание предметно- пространственной развивающей среды. Организация предметно – развивающей среды, надо строить так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую).
Таким образом развитием детской инициативы в ДОУ является поддержка начинаний ребенка в рамках непрерывного - образовательного процесса и сложившихся социальных условий.
К концу дошкольного возраста ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе, как требует ФГОС ДО.
Инициативность и самостоятельность являются непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности, достигают наивысших социально – нормативных характеристик. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative,...
Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative,...
Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.Данный материал предназначен для выступлений на МО и педсоветах....
Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
Подробно описаны условия и способы поддержки самостоятельности и инициативности детей со стороны педагога....
Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative,...
Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности (Из опыта работы)
Статья из опыта работы "Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности. В которой рассказала об активных формах совместной деятельности работы детей и взро...