КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие мелкой моторики на занятиях лепкой и рисованием»
консультация

Аганесова Елена Вениаминовна

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности может стать необычным решением задачи творческого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Развитие мелкой моторики на занятиях лепкой и рисованием»

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности может стать необычным решением задачи творческого развития детей.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук детей. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.

ЛЕПКА

Помимо непосредственного развития руки ребенка занятия лепкой позволяют научить его различать форму, величину, количество предметов, стимулируют тактильную (кожную) чувствительность пальцев рук.

Покажите малышу, какие фигурки можно лепить из пластилина, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигуры.

Поначалу у ребенка отсутствует четкая связь между движениями руки и формой, которая у него получается. По мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает все более сложными двигательными навыками (учится скатывать колбаски, шарики, делать лепешки, у него появляется желание лепить что-то определенное. Стараясь как можно точнее и красивее передать форму, ребенок начинает активнее работать всеми десятью пальцами, учится видеть предмет со всех сторон.

Работать с пластилином лучше, сидя за столом, застеленным клеенкой, или на большом листе картона или фанеры. Это позволит не запачкать поверхность стола. Под ноги ребенку положите бумагу или старые газеты, чтобы не размазать пластилин по полу или ковру.

Перед работой пластилин нужно тщательно размять в руках, согреть, чтобы он стал мягким. Сделать это самостоятельно малышу бывает трудно.

Крохе, впервые взявшему в руки пластилин, трудно сделать из него какую-нибудь фигурку. Детские руки должны привыкнуть к этому материалу. Дайте ребенку кусочек пластилина, помните его в ладошках малыша.

Обучение следует начать с самого простого упражнения — раскатывания прямыми движениями небольших кусочков пластилина между ладонями. При этом малыш должен согласованно работать обеими руками, соразмеряя нажим ладоней на ком пластилина.

Покажите ребенку, как можно сделать колбаску из кусочка пластилина, катая его между ладошками.

Можно сделать колбаски разного размера и цвета. Предложите юному мастеру сделать несколько столбиков для игрушечного забора или подарить куклам по пластилиновому карандашу.

Если соединить концы колбаски, получится колечко, баранка или бублик. Лепка кольца требует точного зрительного контроля. От знакомых действий ладонями малыш переходит к работе пальцами.

После того как ребенок освоит лепку столбика и кольца, можно начать лепить предметы округлой формы. Покажите малышу, как это делается: предварительно разогретый кусок пластилина покатайте между ладонями круговыми движениями. Чем дольше вы его будете катать, тем более ровным и гладким он получится. Чтобы ком принял округлую форму, а не овальную или расплющенную, нужна координация движений обеих рук, зрительный контроль движений.

Катайте шарики из пластилина. Из них можно сделать много интересных поделок (колобок, яблоко, человечек).

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

РИСОВАНИЕ

Двухлетний ребенок рисует каракули, которые трудно назвать настоящим рисунком. Свои «рисунки» малыш не соотносит с каким-либо определенным объектом. Если взрослый попросит объяснить, что ребенок нарисовал, он может сказать, что это машина, а чуть позже изменить свое мнение и решить, что он изобразил собачку.

Рисунки малышей третьего года жизни уже похожи на реальный объект. В два с половиной года ребенок рисует детали лица — замыкает овал лица, правильно располагает глаза, рот и нос. В три года ребенок может нарисовать так называемого «человека-головонога». Рисуйте для ребенка простые картинки. Так вы поможете малышу понять, что простые комбинации линий могут изображать различные предметы. Нарисуйте самые простые объекты: дом, солнце, забор, дерево. Покажите ребенку рисунок: «Посмотри — это солнышко. Какого оно цвета? Правильно, желтое. Я нарисовала круг. Потом нарисовала лучики. Смотри, как я проводила линии. Хочешь попробовать сам?»

С самого начала учите ребенка правильно ориентироваться на плоскости листа бумаги. Ребенок должен освоить пространственные понятия: наверху, внизу, справа, слева.

Учите малыша правильно держать карандаш. Не удивляйтесь, если сначала ваш ребенок будет держать карандаш всей ладонью. Вскоре он научится держать карандаш пальцами.

Учите малыша следить за направлением движения карандаша. Ребенок должен корректировать движения руки, чтобы научиться проводить линии в разных направлениях.

Учите ребенка рисовать карандашами, фломастерами, мелками и красками. Все эти изобразительные средства имеют свои преимущества.

• Рисование цветными карандашами развивает ручки малыша, поскольку ему приходится достаточно сильно нажимать на карандаш.

• Рисовать фломастерами очень полезно детям, у которых тонкие движения руки слабо развиты или нарушены.

• Рисовать мелками малыш может даже на улице!

С помощью кисти можно провести широкие, яркие мазки, а это способствует формированию стойкого интереса ребенка к рисованию. Красками можно нарисовать капли дождя и шарики на елке (слегка касаясь кисточкой листа бумаги, ручеек и дорожку (проводя широкую линию кисточкой). Не забывайте, что рисовать можно не только на листе бумаги. Ваш ребенок любит рисовать на обоях? Тогда возьмите большие листы бумаги или старые газеты и прикрепите их на стенку скотчем. Малыш будет с удовольствием рисовать на таком «мольберте». Покажите крохе, как можно рисовать палочкой на снегу и земле, по пластилину.

Не спешите учить ребенка рисовать сложные объекты. Сначала научите малыша проводить прямые, изогнутые и пересекающиеся линии. Позже эти линии станут основой более сложного рисунка.

Помогите ребенку освоить простые приемы рисования в такой последовательности:

• рисование прямой вертикальной линии (веревочку к шарику);

• рисование прямой горизонтальной линии (дорожка от дома до дерева);

• рисование штрихов (капельки дождя, капающие из тучки);

рисование наклонной линии (горка);

• рисование круга (солнышко, овал лица);

• рисование креста и пересекающихся линий (дорисовывание оконной рамы, створок шкафа).

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества с лепкой и рисованием позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Приложение

Игры с пластилином

Общеизвестно, что занятия лепкой развивают мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию. Вот только не все дети умеют и любят лепить. Если ваш малыш оказался равнодушен к пластилину, не огорчайтесь. Кроме лепки грибов и катания колбасок, найдется немало других способов применения этому замечательному материалу. Предложите ребенку то, от чего он наверняка не откажется — просто поиграть.

Пластилиновый театр

Знакомство ребенка с пластилином может состояться в 8 месяцев, а может и после двух лет. Но, в любом случае, начнется оно, скорее всего, не с самостоятельной лепки, а с наблюдения за вашими действиями. Малыш будет заказывать изготовление новых и новых фигурок, с удовольствием сминать ваши самые удачные поделки, пытаться при случае съесть кусок пластилина или закинуть его подальше.

А лепить придется родителям. И не просто лепить, а с энтузиазмом, радостью и удивлением извлекать из брусочка-домика котенка или мышку (или змею, если лепка — не ваш конек). К счастью для многих родителей, особых художественных талантов не требуется. Созданные фигурки должны быть просты настолько, чтобы в ближайшем будущем повторить их было по силам и ребенку. А вот актерские навыки придется развивать. Хорошо если вылепленная зверушка, к восторгу малыша, споет ему песенку, расскажет о своей жизни или сама будет задавать вопросы.

Когда ребенок освоится с такой необычной игрушкой, можно разыграть сюжет известной сказки, вылепив всех ее персонажей. Причем лепить лучше по ходу сказки. Например, вместе с малышом зовете: "Кошка! Иди тащить репку" — и одновременно вылепливаете фигурку кошки.

Со временем ребенок может стать полноправным актером в вашем театре и, возможно, он сам захочет придумывать и создавать фигурки кукол.

Познавательные игры

Если ваш ребенок — поклонник всевозможных развивающих игр, ему наверняка понравятся предлагаемые занятия. Многим детям объемные пластилиновые пособия покажутся даже интереснее и понятнее настольно-печатных игр.

Соберите за столом игрушечных зверей и слепите для них подходящий корм. Несколько таких игр, и ребенок без труда запомнит, что овечка любит траву, петушок — зернышки, а кошка — рыбу.

Другое занятие можно посвятить лепке человечка. Сделайте туловище-колбаску, прикрепите к нему шарик-голову и остановитесь. Пусть малыш советует, что еще вылепить, хватит ли одной руки, куда прикреплять ногу. Если ребенок не может подсказать, взрослый должен сам проговаривать — что он делает, зачем. Изучая строение тела, не забудьте и о частях лица. Вылепите глаза, нос, рот, уши. Пусть ребенок сам расставит их на голове или укажет вам, как это сделать.

Слепите плоские и объемные геометрические фигуры. А потом покажите, как с помощью нескольких дополнительных деталей шар становится яблоком, а несколько треугольников — лепестками цветка. Ребенок постарше сможет и сам выкладывать из плоских фигур картинки.

Еще одна волшебная игра — лепить не просто статичные фигурки, а их превращения. Чтобы вовлечь малыша в игровой процесс, попросите его "нарвать листиков", отщипывая кусочки пластилина и покормить слепленную вами гусеницу. Каждый протянутый ребенком листик гусеница "съедает", становясь длиннее и толще. А потом продемонстрируйте, как она прячется в кокон и после выходит из него бабочкой (бабочку лепить нужно как можно быстрее). Не менее завораживающими будут и превращения растущего из зернышка цветка или метаморфозы лягушки.

Если ваши занятия длятся достаточно долго и ребенок не стремится разрушать все поделки, поиграйте в обобщение. Разложите все слепленные фигурки по категориям — транспорт, еда, животные. Если малышу понравится, в следующий раз предложите ему самому рассортировать на две группы фрукты и овощи, отделить съедобное от несъедобного или домашних животных от диких.

Ребенку, долгое время наблюдавшему за лепкой, по силам поиграть в загадки. Сообщите малышу, что вы сейчас сделаете животное (еду, транспорт, цветок, и пусть он догадается, кого именно вы создаете прежде, чем фигурка будет закончена.

Изучаем цвета

Если малыш еще не знает цвета, во время лепки (как и во время всех прочих игр и занятий, постоянно называйте их: "Из красного пластилина слепим яблоко. Теперь дай мне кусочек зеленого пластилина, это будет листик. "

Хороший пластилин позволит удивить даже ребенка, уверенно ориентирующегося во всех цветах радуги. Возьмите 5 небольших кусочков красного, желтого, синего, черного, белого цветов. С их помощью вы сможете построить всю цветовую палитру (прежде чем демонстрировать что-то малышу, проверьте, действительно ли пластилин при смешивании дает правильный цвет). Сначала соединяйте попарно основные цвета и покажите, как в ваших ладонях пестрые двуцветные комочки превращаются в зеленый, оранжевый и фиолетовый шарики. Примеси белого и черного добавят в палитру более светлые и темные оттенки. Вместе с ребенком поэкспериментируйте с разными смесями и пропорциями. Малышу достаточно будет разложить разноцветные шарики на пластиковой тарелке. С ребенком постарше налепите кусочки пластилина на картон и соедините линиями каждый цвет с теми цветами, что участвовали в его получении.

Расскажите и продемонстрируйте малышу, что если перемешать все цвета, получится кусочек некрасивого, грязно-серого или коричневого цвета. Чтобы этого не случилось, пусть в конце каждого занятия ребенок помогает вам разобрать пластилин по цветам.

Пластилиновые фантазии

Результатом первых попыток ребенка что-то слепить, скорее всего, окажется нечто "непонятное-чудное". И не беда. Придумайте название этому существу. Слепите ему еду, игрушки, а потом и друзей. Такие игры хоть и не учат лепить, зато развивают фантазию, свободу творчества.

Ребенку, начинающему искать свое место среди людей, будут полезны социальные игры. Лепите целые семьи зверей, человечков или фантастических существ. Разыгрывайте с ними разные ситуации. Такие игры помогут ненавязчиво продемонстрировать малышу недавний конфликт, отрепетировать предстоящий поход в гости, научить знакомиться и общаться с детьми. Управлять всеми героями может взрослый, но лучше, если и ребенок возьмет на себя какую-то роль.

Пластилиновая кулинария

Прежде чем лепить что-то самому, ребенку необходимо научиться изготавливать колбаски и шарики, разрезать их ножом, превращать шарики в лепешки. Просто так это делать неинтересно. А вот приготовление вместе с мамой различных блюд — увлекательное занятие.

Кроха может нарезать бутерброды из слепленных взрослым хлеба и сыра. Или расплющивать комочки-заготовки, чтобы получились коржи для торта. Поручите малышу катать маленькие шарики конфет или ягод, колбаски сосисок. Наверняка ребенок захочет участвовать и в украшении блюд. Пластилиновая еда послужит реквизитом для игр в магазин, кафе. Или станет угощением пришедшим в гости куклам и зверям. Такой пластилиновый обед — хороший повод дать малышу первое представление о дробях и делении (пирога или торта, научить сравнивать (количество гостей и количеств бутербродов, попрактиковаться в сложении и вычитании.

Упражнения для маленьких пальчиков

Польза пластилина для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме.

Спрячьте в куске пластилина "клад" — маленькую игрушку, обернутую для сохранности фольгой. Пусть малыш отыщет ее. Со временем усложните задачу, используя большее количество пластилина и игрушку меньшего размера.

Делайте на пластилиновых лепешках отпечатки различных пластмассовых игрушек, ракушек, монет. Когда ребенок подрастет, такие отпечатки можно будет заливать гипсом, получая интересные поделки.

Возьмите маленького пластмассового пупса и предложите малышу отщипывать кусочки пластилина и "одевать" куклу. Можно залеплять и другие игрушки. Или используйте картинку на картоне, которой нужно добавить недостающие детали — пластилиновые листочки дереву, узор на крылья бабочки, дорогу для машинки.

Раскатайте кусок пластилина и используйте его как поверхность для рисования и письма. Или предложите ребенку выложить узор из крупы, фасоли, макарон различной формы.

Возможно, малышу понравится не лепить, а собирать фигурки из заготовок. Мама лепит шарики — ребенок составляет из них снежную бабу.

Пластилин пригодится и для скрепления природных материалов, лоскутков, спичек. Вы и сами удивитесь, как легко научить даже годовалого кроху создавать вполне узнаваемые поделки. Утыканная зубочистками колбаска пластилина абсолютно точно похожа на ежика. Если вместо зубочисток воткнуть две пары семян клена — получится стрекоза. Ракушка и две спички-антенны превратят кусочек пластилина в улитку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики посредством лепки"

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах...

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционной техники рисования"

Изобразительная деятельность как средство развития ребенка в целом...

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования"

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

консультация для педагогов развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного рисования

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики на занятиях лепки и аппликации"

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно ...