Развитие мелкой моторики
рабочая программа (старшая группа)
Самообразование "развитие мелкой моторики, как средство подготовки к письму"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Сосьвинская СОШ» структурное подразделение
«Детский сад Брусничка»
План по самообразованию педагога
«Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму»
Выполнил:
Воспитатель: Пакина Э.А.
п. Сосьва
2023 год
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Одной из задач дошкольного образования является подготовка ребенка к поступлению в первый класс. Многие родители стараются научить ребенка до школы читать, считать, писать. Но с поступлением ребенка в школу начинаются проблемы. Так, зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур: быстро устают рука и глаза, теряется рабочая строчка; а самое неприятное, когда сформирован неправильный навык написания букв и учителям приходится переучивать детей. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его рук и пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Цель:подбор максимально эффективных методов и средств для развития мелкой моторики детей 4-5 лет, необходимых для подготовки руки к письму.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение ориентироваться в пространстве и микропространстве;
Развивающие:
- совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- способствовать развитию мелкой мускулатуры пальцев руки.
Воспитательные:
- воспитывать умение доводить начатое до конца.
Предполагаемый результат:
- у детей улучшиться координация движений пальцев рук;
- движения станут более четкими;
- дети станут проявлять интерес к графическим заданиям.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2020 /2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Направления работы | Способы достижения |
Сентябрь | Анализ учебной, психолого- педагогической и методической литературы, опыта коллег по теме. | Электронные ресурсы, библиотека ДОУ. |
Мониторинг уровня развития мелкой моторики у воспитанников. | Диагностический материал. | |
Октябрь | Проведено анкетирование для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?». | Разработка анкет. |
Обогащение предметно – пространственной среды группы: - создание центра «Умелые ручки»; - разработка картотеки игр для развития мелкой моторики, пальчиковых игр и упражнений, массажных упражнений; - подбор печатного материала для развития графомоторных навыков; - подбор и изготовление дидактических пособий для развития мелкой моторики: шнуровки, функциональные застежки, пальчиковый театр, мозаика, пальчиковый сухой бассейн; - подбор оборудования для осуществления самомассажа: су-джок, массажные мячики; - подбор нетрадиционного материала для развития мелкой моторики: орехи, крупа, прищепки, шишки. | Привлечение родителей к участию в обогащении ППС. | |
Пальчиковые игры с детьми: «Осенние листья», «Компот», «Игрушки». Игровой массаж с шишками. Пластилинография «Дождик». Выполнение графических заданий: раскрашивание по образцу. Игра «Перемотка ниток». | Игры. Природный материал: шишки. Пластилин. Графические задания. | |
Ноябрь | Игровой массаж с орехами. Игры с сухим бассейном. Лепка «Винни-пух». Выполнение графических заданий: штриховка. Выкладывание рисунка при помощи пуговиц. | Игры. Пластилин. Графические задания. Пуговицы. |
Декабрь | Игровой массаж с карандашами. Пальчиковые игры: «Снежок». Лепка «Елочка – красавица». Выполнение графических заданий: рисование по точкам. Игры с мозаикой. | Карандаши. Пластилин. Графические задания. Мозаика. |
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». | Размещение информации в родительском уголке. | |
Январь | Игровой массаж с прищепками. Лепка «Зимующие птицы». Выполнение графических заданий: рисование по точкам. Театрализация «Репка» Выкладывание рисунка при помощи шариков марблс. | Прищепки. Пластилин. Графические задания. Пальчиковый театр. Шарики марблс. |
Февраль | Игровой массаж с мячами. Лепка «Подарок для Хрюши». Выполнение графических заданий: раскрашивание по образцу. Игры на нанизывание предметов. Выкладывание узоров лентой или шнурком. | мячи. Пластилин. Графические задания. Шнурки или ленты. |
Март | Игровой массаж с кольцами Пластилинография «Подснежник». Упражнения в вырезывании. Театрализация «Терем – теремок». Выкладывание рисунка при помощи крышечек. | шарики Пластилин. Тренажеры для вырезывания. Пальчиковый театр. Пластиковые крышечки. |
Консультация для родителей «Как научить ребенка пользоваться ножницами» | Размещение информации в родительском уголке. | |
Апрель | Игровой массаж с карандашами. Пластилинография «Космос». Выполнение графических заданий: графические дорожки. Выкладывание рисунка при помощи бобовых. Игры с мозаикой. | Пластилин. Графические задания. Бобовые: фасоль, горох. Мозаика. |
Папка – передвижка «Дидактические игры для развития мелкой моторики пальцев и рук» | Размещение информации в родительском уголке. | |
Май | Лепка «Клубнички для котенка». Выполнение графических заданий: узоры. Игры со шнуровкой. Мониторинг развития уровня мелкой моторики на конец года. | Пластилин. Графические задания. Диагностический материал. |
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
- Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для родителей и педагогов. – Москва: Дрофа, 2014.
- Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
- Дмитриева В.Г. Тренажер по развитию мелкой моторики. – М. : АСТ, 2014.
- Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.
- Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 79-82.
- Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...