Развитие мелкой моторики
рабочая программа (старшая группа)

Пакина Эльвира Александровна

Самообразование "развитие мелкой моторики, как средство подготовки к письму"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Сосьвинская СОШ» структурное подразделение

«Детский сад Брусничка»

План по самообразованию педагога

«Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму»

Выполнил:

Воспитатель:  Пакина Э.А.

п. Сосьва

2023 год

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Одной из задач дошкольного образования является подготовка ребенка к поступлению в первый класс. Многие родители стараются научить ребенка до школы читать, считать, писать. Но с поступлением ребенка в школу начинаются проблемы. Так, зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур: быстро устают рука и глаза, теряется рабочая строчка; а самое неприятное, когда сформирован неправильный навык написания букв и учителям приходится переучивать детей. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его рук и пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Цель:подбор максимально эффективных методов и средств для развития мелкой моторики детей 4-5 лет, необходимых для подготовки руки к письму.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение ориентироваться в пространстве и микропространстве;

Развивающие:

  • совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
  • способствовать развитию мелкой мускулатуры пальцев руки.

Воспитательные:

  • воспитывать умение доводить начатое до конца.

Предполагаемый результат:  

- у детей улучшиться координация движений пальцев рук;

- движения станут более четкими;

- дети станут проявлять интерес к графическим заданиям.


ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2020  /2021    УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Сентябрь

Анализ учебной, психолого- педагогической и методической литературы, опыта коллег по теме.

Электронные ресурсы, библиотека ДОУ.

Мониторинг уровня развития мелкой моторики у воспитанников.

Диагностический материал.

Октябрь

Проведено анкетирование для родителей

«Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?».

Разработка анкет.

Обогащение предметно – пространственной среды группы:

- создание центра «Умелые ручки»;

- разработка картотеки игр для развития мелкой моторики, пальчиковых игр и упражнений, массажных упражнений;

- подбор печатного материала для развития графомоторных навыков;

- подбор и изготовление дидактических пособий для развития мелкой моторики: шнуровки, функциональные застежки, пальчиковый театр, мозаика, пальчиковый сухой бассейн;

- подбор оборудования для осуществления самомассажа: су-джок, массажные мячики;

- подбор нетрадиционного материала для развития мелкой моторики: орехи, крупа, прищепки, шишки.

Привлечение родителей к участию в обогащении ППС.

Пальчиковые игры с детьми: «Осенние листья», «Компот», «Игрушки».

Игровой массаж с шишками.

Пластилинография «Дождик».

Выполнение графических заданий: раскрашивание по образцу.

Игра «Перемотка ниток».

Игры.

Природный материал: шишки.

Пластилин.

Графические задания.

Ноябрь

Игровой массаж с орехами.

Игры с сухим бассейном.

Лепка «Винни-пух».

Выполнение графических заданий: штриховка.

Выкладывание рисунка при помощи пуговиц.

Игры.

Пластилин.

Графические задания.

Пуговицы.

Декабрь

Игровой массаж с карандашами.

Пальчиковые игры: «Снежок».

Лепка «Елочка – красавица».

Выполнение графических заданий: рисование по точкам.

Игры с мозаикой.

Карандаши.

Пластилин.

Графические задания.

Мозаика.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».

Размещение информации в родительском уголке.

Январь

Игровой массаж с прищепками.

Лепка «Зимующие птицы».

Выполнение графических заданий: рисование по точкам.

Театрализация «Репка»

Выкладывание рисунка при помощи шариков марблс.

Прищепки.

Пластилин.

Графические задания.

Пальчиковый театр.

Шарики марблс.

Февраль

Игровой массаж с мячами.

Лепка «Подарок для Хрюши».

Выполнение графических заданий: раскрашивание по образцу.

Игры на нанизывание предметов.

Выкладывание узоров лентой или шнурком.

 мячи.

Пластилин.

Графические задания.

Шнурки или ленты.

Март

Игровой массаж с кольцами

Пластилинография «Подснежник».

Упражнения в вырезывании.

Театрализация «Терем – теремок».

Выкладывание рисунка при помощи крышечек.

 шарики

Пластилин.

Тренажеры для вырезывания.

Пальчиковый театр.

Пластиковые крышечки.

Консультация для родителей «Как научить ребенка пользоваться ножницами»

Размещение информации в родительском уголке.

Апрель

Игровой массаж с карандашами.

Пластилинография «Космос».

Выполнение графических заданий: графические дорожки.

Выкладывание рисунка при помощи бобовых.

Игры с мозаикой.

Пластилин.

Графические задания.

Бобовые: фасоль, горох.

Мозаика.

Папка – передвижка «Дидактические игры для развития мелкой моторики пальцев и рук»

Размещение информации в родительском уголке.

Май

Лепка «Клубнички для котенка».

Выполнение графических заданий: узоры.

Игры со шнуровкой.

Мониторинг развития уровня мелкой моторики на конец года.

Пластилин.

Графические задания.

Диагностический материал.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

  1. Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для родителей и педагогов. – Москва: Дрофа, 2014.
  3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
  4. Дмитриева В.Г. Тренажер по развитию мелкой моторики. – М. : АСТ, 2014.
  5. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.
  6. Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 79-82.
  7. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  8. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...