Семинар практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей»
методическая разработка
Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_inovatsionnye_teznologie_duh_nrav_vospitanie.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение
детский сад образовательного вида «Солнышко»
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
(МДОУА д/с «Солнышко»)
Семинар практикум
«Использование инновационных технологий
в духовно-нравственном воспитании детей»
Подготовили воспитатели:
Камалетдинова Н.А.
г.Пыть-Ях
2024
Цель: Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности.
Задачи:
- Повысить знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач духовно- нравственного воспитания.
- Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
- Развивать творческую активность участников.
Дети – это наше отражение. По образцу, данному взрослыми, они строят отношения с людьми, учатся доброте, товариществу и благородству, патриотизму к Родине и родным истокам.
ФГОС выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога современных и инновационных технологий духовно-нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно-этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора.
Педагог должен предложить разнообразие поведенческих вариантов, лишь в этом случае у ребенка появляется моральный выбор. Он становится свободным в своем выборе и самостоятельным для принятия решения в нравственной ситуации. И именно тогда нравственная норма для него будет личностно значимой.
В качестве решения задач по духовно-нравственному воспитанию современных детей можно использовать такие технологии:
1. Проектная деятельность
Проектная деятельность с дошкольниками позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Так как метод проектов через познавательную деятельность всегда ориентирован на результат, то такой совместный процесс достижения конечной цели, представленной в той или иной форме полезен для духовно-нравственного развития и формирования знаний, умений дошкольников в этом направлении.
Примерная тематика проектов: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Край в котором ты живешь», «Наши пернатые друзья», «История варежки», «Театр», «Здравствуй, масленица». Проекты, посвященные детским поэтам и писателям: «Агния Львовна Барто», «Сергей Михалков», «Виталий Бианки», «Сказки А.С. Пушкина». Такие проекты помогают формировать в детях правильную систему ценностей.
2.Лэпбук.
Одной из инновационных форм работы по развитию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста является создание «лэпбуков» различной тематики. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Он помогает в игровой форме дать детям представления о малой родине, семье, национальных традициях. Лэпбук побуждает детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Лэпбук создаётся непосредственно руками детей, взрослый принимает роль партнёра, который оказывает помощь.
Темы лэпбуков духовно-нравственной направленности: «Моя семья», «Впустите в сердце доброту», «Кем быть?», «Мой любимый город», «Хорошие и плохие поступки», «Любимые сказки».
3. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Первое знакомство с книгой у малышей начинаем с малых фольклорных форм. Именно в фольклоре нашли отражение народные культурные и нравственные традиции. Песенки, потешки воспитывают доброту, чувство любви к родителям. Я в своей работе использую макет русской избы, где элементы избы могут манятся в зависимости от возраста детей. В избе живут бабушка сказочница которая рассказывает детям сказки, потешки, прибаутки и дед сказочник к ним приходят гости про которых дети рассказывают сказки, потешки, придумывают истории. Одним из самых простых и важных средств формирования нравственного сознания для дошкольников являются все виды сказок. Моральные ценности в сказках представлены «нравственным уроком». Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, красотой, честностью. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Идеалом для ребенка являются положительные герои, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки.
Для нравственного воспитания чувств, развития эстетического вкуса у дошкольников используем художественные средства. Например: рисование по сказке. Воспитанники выражают свое отношение к героям сказки,
4. Игровая технология является основным видом деятельности детей. Сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные, подвижные игры, подвижные с правилами, игровые упражнения проводятся во время образовательной деятельности, в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В своей работе педагогу необходимо обращаться к игре: как к современной, так и к народной.
1. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.
2. Дидактические игры с национальным колоритом:
«Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры» Из каких частей состоит Российский флаг», «Какие цвета у Российского флага» и т.д.
3. Мультимедийные игры для дошкольников духовно-нравственного содержания
4. Народные игры и игрушки, как средство духовно-нравственного воспитания детей. В нашей группе живет кукла коза с помощью ее дети рассказывают потешки, разбирают различные ситуации. Коза может похвалить или по журить детей за или инные поступки.
Проведем с вами «Мозговая разминка».
1. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ?
(Образовательная программа ДОУ).
2. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это
(Предметно – пространственная развивающая среда).
3. Земля, где ты родился (Родина).
4. целью духовно–нравственного воспитания дошкольника является
: воспитание духовно – нравственной личности ребенка.
5. проблема духовно-нравственного воспитания?
Постоянное воздействие различных потоков информации на душу ребенка, разрушительная антидуховная пропаганда СМИ. Низкий уровень духовно нравственной культуры родителей.
6. что такое духовность?
-Это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
-Это компонент культуры, содержанием которого выступают этнические ценности, составляющие основу сознания
7. Какие чувства формируются у детей в процесс нравственного воспитания
(товарищества, коллективизма, патриотизма, глубокое уважение к труду людей)
8. перечислите нравственные качества
(милосердие, доброта, ответственность, порядочность)
9. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу
(Патриотизм).
10. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом
(Страна).
5. Детская агитбригада - действенная форма воспитания и образования детей дошкольного возраста, т.к. она органически соединяет в себе духовно - нравственное содержание с необычайно яркими формами его выражения.
Стили выступлений агитбригады могут быть разными:
- Разговорный жанр;
- Песни, частушки, стихи;
- Танцевальные композиции;
- Театрализованные сценки.
Коллектив детской агитационной бригады, является как носителем информации, рупором определенной идеи, которую необходимо донести до зрителя, используя различные выразительные средства, так и сам является объектом социализирующего процесса. Тематические выступления агитбригады позволяют зрителям (детям- дошкольникам) в занимательной форме прививать основные правила и понятия духовно-нравственного воспитания.
6. Доверительные беседы
Доверительные беседы – специально организованный разговор с детьми на духовно-нравственные темы. Удачное соединение доверительных бесед с разнообразными играми, упражнениями, этюдами помогает развитию эмоциональной и духовной сфер, формированию этических представлений у детей. Доверительные беседы с детьми могут быть в форме интервью: «Возьмем интервью у мамы», «Как тебя ласково называют родители?»,
7. Синквейн
Одним из эффективных методов духовно- нравственного воспитания детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Технология скрайбинг
Технология скрайбинг - (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки).
Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует. Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.
Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.
Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
8. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
«Кластер» можно использовать на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Так как не все дети умеют читать, можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры.
Для заполнения кластера и легкости запоминания необходимо использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме.
В совместной деятельности с детьми составляем кластеры на любую из тем направлений духовно- нравственного развития детей: «Животный мир»; «Семья»; «Мои добрые поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.п.
9. Конкурсы творческих художественных работ: Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят - это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления. Подарок сделанный своими руками, детскими руками «греет». Дети с большим удовольствием делают подарки своим близким, организовывают выставки творческих работ: «Мама – мой ангел!», «Покорение космоса», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Неополимая купина».
Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ представляется возможным средствами музейной педагогики.
С этой целью в группе оформляются различные тематические «Полки красоты» (к празднику Победы, «Загадочный мир космоса» и др.).
10. Информационно-коммуникационные технологии
Использование аудио средств.
При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников делаем акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства. Это позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.
Использование видеофильмов, мультфильмов, познавательных видео роликов.
Видеофильм имеет ряд особенностей - это информационная насыщенность и сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.
На празднике посвященному «Дню матери» можно продемонстрировать мини-фильм «Мама – слово дорогое», который осуществит важную работу в направлении духовно-нравственного развития с православным ориентированием и детей, и себя, и родителей.
Воспитательные возможности применения видеозаписей многообразны, поэтому целесообразно создать электронную тематическую картотека притч, сказок, рассказов, мультфильмов, песен, которые помогут в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и их родителей.
Создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация является самым быстрым и современным способом донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать, и соответственно получить нужную нам информацию.
Поиграем «Комплимент» - в кругу
Основу коммуникативного взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками в любом виде деятельности составляет потребность в доброжелательном внимании. Средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
Вам предлагается грамотно произнести как можно больше комплиментов по следующим направлениям:
1.Одобрение внешности.
2.Одобрение личностных качеств
Говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. В этом ему поможет использование современных и нетрадиционных технологий.
Пусть ваши дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни дошкольников и окажет исключительное влияние на последующем духовно-нравственном развитии каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».
Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»....
Методический семинар по теме «Инновационные технологии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (Выступление на РМО из опыта работы)
Данный материал может быть полезен для педагогов...
Методическая разработка. Конспект семинара-практикума "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе"
Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»...
СООБЩЕНИЕ «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его...
Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
В данном материале раскрыты инновационные технологие в духово-нравственном воспитании детей дошкоьнго возраста....
Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.Задачи:1. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное во...
Методическая разработка. Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"
Методическая разработка представляет собой конспект семинара-практикума, проведенного в форме аукциона педагогических идей по использованию коррекционно-развавающих технологий...