Методическая разработка «Картотека дидактических игр для детей 3-4 лет в детском саду
методическая разработка (младшая группа)

Так бывает или нет? Цель: развивать внимание, абстрактное мышление. * * * В игре принимает участие вся группа детей. Детям нужно слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая- либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), они должны подать знак — хлопнуть в ладоши. Шире круг! Шире круг! Шел по улице индюк, На цепи бульдога вел И хвостом дорогу мел. Шире круг, шире круг, А навстречу шел утюг, Шел с корзинкой на базар, Шел и гладил тротуар. Шире, шире, шире круг! Проглотил индюк утюг, А бульдог — корзинку Скушал, как сардинку. Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас, Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет? Умный удод метлою удил, Удочкой улицу мел крокодил. Утка усатая мышку поймала, Кошка с утятами в речку ныряла. Что-то, наверное, было не так, Что же напутал поэт наш, чудак? Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малыши поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучка и бабушка в куклы играют, А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у малышки... Чем играем? Цель: развивать внимание, слуховое восприятие. Оборудование: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др. Игра проводится на игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов. Причем с каждым новым звуком детей следует предварительно познакомить. Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2—3 метров. Несколько игроков (3—4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ. Кто живет у нас в сарае? Цель: развивать логическое мышление, память. Каждый из игроков получает набор предметных картинок, на которых нарисованы домашние животные. Воспитатель читает стихотворение, дети показывают картинки-отгад- ки и раскладывают их в том порядке, в котором рассказывается о животных в стихотворении. Выигрывает тот, кто в нужной последовательности разложил картинки с изображением животных и затем правильно их назвал. Кто живет у нас в сарае? Я их всех отлично знаю... Эти всюду ходят вместе, Вместе дремлют на насесте. Вместе раньше всех встают, Крошки, зернышки клюют. А от этой небо скрыто — Все глядит она в корыто Или, хвост задрав крючком, Роет землю пятачком. А вот эту я зову Очень просто, дети. Сено ест она, траву И мычит все время: «Му-ууу». Здесь семейство: Мать и дочки, Все пушистые комочки, Вместе грызть морковку станут — Друг от друга не отстанут. Этот прячется на крыше — Я зову, а он не слышит. Притворяется, что спит, Сам за птицами следит. Этот черный и лохматый. Сторож он у нас, ребята. Я всегда его кормлю Сам — в обед и ужин. Больше всех его люблю, Мы с ним очень дружим. Собери поезд Цель: развивать логическое мышление. На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, ваза, цветы и т.п. Картинки — это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими рядом «вагонами» можно было указать какую-нибудь связь. Дети «собирают» поезд: за ложкой ставят кастрюлю, так как это посуда, за кастрюлей — вазу, так как в них можно налить воду. Дальше картинка с цветами, так как их можно поставить в вазу. Картинки на доске переместились — поезд готов. Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами. Волшебная кисточка Цель: развивать воображение. Один ребенок делает несколько взмахов «волшебной кисточкой», ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три — замри!» После этого «разгадывают», что нарисовала кисточка. Дети рисуют картинки на различные темы. Что изменилось? Цель: развивать наблюдательность, память. Водящий выставляет на полку фигуры в определенном порядке (животные, растения, геометрические фигуры и т.д.). Дети смотрят и запоминают. Затем звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети закрывают глаза. В это время водящий меняет порядок расположения фигур. Звучат слова: «Проснулись! Что изменилось?» Дети смотрят внимательно и отвечают. Прохлопаем песенку Цель: развивать чувство ритма, координацию движений. Соберемся в круг и попробуем пропеть ладошками известную всем детскую песенку. Например, «В лесу родилась елочка». Каждая нота ее мелодии соотносится со слогом в тексте песенки. Наша задача — поочередно двигаясь по кругу и называя свой слог, прохлопать эту мелодию. Первый игрок хлопает на слог «в ле-», второй на «-су», третий — на «ро-», четвертый — на «ди-», пятый — на «-лась» и т.д. Делать это надо медленно. Скорость придет только после многих тренировок. Заканчивается игра, когда допета вся песенка или один ее куплет. Так можно прохлопать любую песенку, главное — она не должна быть сложной в ритмическом отношении. Угадай песенку Цель: развивать музыкальный слух. Выберите одну из любимых детьми песенок. Пропевайте ее про себя и параллельно прохлопывайте ее. Нужно угадать, что это за песня. Задание непростое, но все же чаще дети с ним справляются. Многое зависит от взрослого: насколько четко он поет про себя и насколько точно передает песню хлопками. Можно поменяться ролями и предложить детям загадать ту же загадку взрослому. Старайтесь хлопать и петь песню в привычном темпе. Чепуха Цель: развивать воображение, абстрактное мышление. Воспитатель. Сегодня на завтрак у нас рыбки в шляпках. Ребенок (должен ответить примерно так). А на обед у нас будут яйца в сапогах. Воспитатель. А на ужин мы поживимся бутербродами с утюгами. Игра заставляет малыша задумываться над сочетанием слов, кроме того, это игра-общение, обучающая беседе, способствующая развитию взаимопонимания между говорящими по очереди людьми. Спящий пират Цель: формировать навыки самоконтроля. Воспитатель играет роль пирата, он садится спиной к лежащей на столе конфетке (сокровище) и закрывает глаза. Ребенок крадется из дальнего угла на цыпочках. Он должен украсть сокровище так, чтобы «пират» этого не заметил и не услышал. Если ребенок произведет какой-нибудь шум, взрослый оборачивается и открывает глаза. Но если малыш успел замереть и стоит не шелохнувшись, он становится невидимым. Когда взрослый закроет глаза и снова отвернется, ребенок может продолжать свой путь за сокровищем. Мышки в норках Цели: формировать умение различать цвета; использовать в речи имена прилагательные — названия цвета. Оборудование: листки белой бумаги (картона), сложенные пополам, книжкой (минимальное количество — 7 по цветам спектра). В лицевой стороне каждой книжки вырезать круглое отверстие, окрасить эту сторону в определенный цвет. Приготовить вкладыши — листки бумаги половинного размера по количеству книжек, окрашенные в те же цвета. В белых кругах, выступающих на цветном фоне, нарисовать мышек; изображение кошки (или другого хищного зверя). Все книжки лежат перед детьми. Проводится беседа о том, где живут мышки, какого цвета у них норки. Но вот появляется кошка. Игровая задача — помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. Воспитатель показывает вкладыши, и дети догадываются, что нужно закрыть норки (вложить в каждую книжку вкладыш, соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка, и кошка сразу найдет и съест мышку. В процессе действия с книжками и вкладышами ребенок называет их цвета. Где живут Цветные Карандаши? Цели: формировать умение различать цвета; использовать в речи имена прилагательные — названия цвета. Оборудование: набор картонных цветных карандашей; домики (по количеству цветных карандашей), крыши которых окрашены в соответствующие цвета. На доске вывешены домики и Цветные Карандаши. Воспитатель просит назвать Карандаши, догадаться, где живет каждый Карандаш и поселить все Цветные Карандаши в свои домики. Живое домино Цель: формировать умение различать цвета. Оборудование: пары цветных ленточек. На руки детей привязываются ленты разного цвета. Воспитатель предлагает детям взяться за руки таким образом, чтобы ленты, как в домино, сошлись цветом. Что бывает такого цвета? Цель: формировать умение различать цвета. Воспитатель предлагает детям вспомнить, что бывает, например, красного цвета. Дети называют предметы или рисуют их. Затем выбирается другой цвет. Подбери окошки Цель: формировать умение устанавливать поэлементное соответствие двух групп предметов по указанному признаку (цвету). Оборудование: набор картонных домиков (10 х 15 см), в каждый вставляется полоска, разделенная на три равные разноцветные части — окошки; набор маленьких карточек-окошек разного цвета. Воспитатель. Посмотрите на эти домики: строители забыли вставить окна первого этажа. Обратите внимание на то, что все окна разного цвета, и вам тоже надо подобрать окна такого же цвета, как на вашем домике, расположить окна одного цвета друг под другом. Фигурки путешествуют Цель: формировать умение классифицировать предметы по цвету. Оборудование: картонные самолеты, на хвостах которых нарисованы разноцветные геометрические фигуры; набор геометрических фигур. Воспитатель. Однажды полетели Фигурки путешествовать. Купили себе билеты, стали места в самолетах занимать. Да не все гак просто оказалось. Одних не пускают в первый самолет, а других — во второй. Обратите внимание на знаки. У нас для всех одни правила: не в свой самолет не садиться. Давайте поможем Фигуркам сесть на свои места. Дети размещают фигуры, объясняя выбор самолета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.222dokument_microsoft_word_2.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Картотека

дидактических игр для детей 3-4 лет в детском саду

Так бывает или нет?

Цель: развивать внимание, абстрактное мышление.

* * *

В игре принимает участие вся группа детей. Детям нужно слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая- либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), они должны подать знак — хлопнуть в ладоши.

Шире круг! Шире круг!

Шел по улице индюк,

На цепи бульдога вел

И хвостом дорогу мел.

Шире круг, шире круг,

А навстречу шел утюг,

Шел с корзинкой на базар,

Шел и гладил тротуар.

Шире, шире, шире круг!

Проглотил индюк утюг,

А бульдог — корзинку

Скушал, как сардинку.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас,

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка с утятами в речку ныряла.

Что-то, наверное, было не так,

Что же напутал поэт наш, чудак?

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малыши поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучка и бабушка в куклы играют,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у малышки...

Чем играем?

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.

Оборудование: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.

Игра проводится на игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов. Причем с каждым новым звуком детей следует предварительно познакомить.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2—3 метров. Несколько игроков (3—4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

Кто живет у нас в сарае?

Цель: развивать логическое мышление, память.

Каждый из игроков получает набор предметных картинок, на которых нарисованы домашние животные.

Воспитатель читает стихотворение, дети показывают картинки-отгад- ки и раскладывают их в том порядке, в котором рассказывается о животных в стихотворении. Выигрывает тот, кто в нужной последовательности разложил картинки с изображением животных и затем правильно их назвал.

Кто живет у нас в сарае?

Я их всех отлично знаю...

Эти всюду ходят вместе,

Вместе дремлют на насесте.

Вместе раньше всех встают,

Крошки, зернышки клюют.

А от этой небо скрыто —

Все глядит она в корыто

Или, хвост задрав крючком,

Роет землю пятачком.

А вот эту я зову

Очень просто, дети.

Сено ест она, траву

И мычит все время: «Му-ууу».

Здесь семейство:

Мать и дочки,

Все пушистые комочки,

Вместе грызть морковку станут —

Друг от друга не отстанут.

Этот прячется на крыше —

Я зову, а он не слышит.

Притворяется, что спит,

Сам за птицами следит.

Этот черный и лохматый.

Сторож он у нас, ребята.

Я всегда его кормлю

Сам — в обед и ужин.

Больше всех его люблю,

Мы с ним очень дружим.

Собери поезд

Цель: развивать логическое мышление.

На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, ваза, цветы и т.п. Картинки — это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими рядом «вагонами» можно было указать какую-нибудь связь. Дети «собирают» поезд: за ложкой ставят кастрюлю, так как это посуда, за кастрюлей — вазу, так как в них можно налить воду. Дальше картинка с цветами, так как их можно поставить в вазу. Картинки на доске переместились — поезд готов. Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами.

Волшебная кисточка

Цель: развивать воображение.

Один ребенок делает несколько взмахов «волшебной кисточкой», ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три — замри!» После этого «разгадывают», что нарисовала кисточка. Дети рисуют картинки на различные темы.

Что изменилось?

Цель: развивать наблюдательность, память.

Водящий выставляет на полку фигуры в определенном порядке (животные, растения, геометрические фигуры и т.д.). Дети смотрят и запоминают. Затем звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети закрывают глаза. В это время водящий меняет порядок расположения фигур. Звучат слова: «Проснулись! Что изменилось?» Дети смотрят внимательно и отвечают.

Прохлопаем песенку

Цель: развивать чувство ритма, координацию движений.

Соберемся в круг и попробуем пропеть ладошками известную всем детскую песенку. Например, «В лесу родилась елочка». Каждая нота ее мелодии соотносится со слогом в тексте песенки. Наша задача — поочередно двигаясь по кругу и называя свой слог, прохлопать эту мелодию. Первый игрок хлопает на слог «в ле-», второй на «-су», третий — на «ро-», четвертый — на «ди-», пятый — на «-лась» и т.д. Делать это надо медленно. Скорость придет только после многих тренировок. Заканчивается игра, когда допета вся песенка или один ее куплет. Так можно прохлопать любую песенку, главное — она не должна быть сложной в ритмическом отношении.

Угадай песенку

Цель: развивать музыкальный слух.

Выберите одну из любимых детьми песенок. Пропевайте ее про себя и параллельно прохлопывайте ее. Нужно угадать, что это за песня. Задание непростое, но все же чаще дети с ним справляются. Многое зависит от взрослого: насколько четко он поет про себя и насколько точно передает песню хлопками. Можно поменяться ролями и предложить детям загадать ту же загадку взрослому. Старайтесь хлопать и петь песню в привычном темпе.

Чепуха

Цель: развивать воображение, абстрактное мышление.

Воспитатель. Сегодня на завтрак у нас рыбки в шляпках.

Ребенок (должен ответить примерно так). А на обед у нас будут яйца в сапогах.

Воспитатель. А на ужин мы поживимся бутербродами с утюгами.

Игра заставляет малыша задумываться над сочетанием слов, кроме того, это игра-общение, обучающая беседе, способствующая развитию взаимопонимания между говорящими по очереди людьми.

Спящий пират

Цель: формировать навыки самоконтроля.

Воспитатель играет роль пирата, он садится спиной к лежащей на столе конфетке (сокровище) и закрывает глаза. Ребенок крадется из дальнего угла на цыпочках. Он должен украсть сокровище так, чтобы «пират» этого не заметил и не услышал. Если ребенок произведет какой-нибудь шум, взрослый оборачивается и открывает глаза. Но если малыш успел замереть и стоит не шелохнувшись, он становится невидимым. Когда взрослый закроет глаза и снова отвернется, ребенок может продолжать свой путь за сокровищем.

Мышки в норках

Цели: формировать умение различать цвета; использовать в речи имена прилагательные — названия цвета.

Оборудование: листки белой бумаги (картона), сложенные пополам, книжкой (минимальное количество — 7 по цветам спектра). В лицевой стороне каждой книжки вырезать круглое отверстие, окрасить эту сторону в определенный цвет. Приготовить вкладыши — листки бумаги половинного размера по количеству книжек, окрашенные в те же цвета. В белых кругах, выступающих на цветном фоне, нарисовать мышек; изображение кошки (или другого хищного зверя).

Все книжки лежат перед детьми. Проводится беседа о том, где живут мышки, какого цвета у них норки.

Но вот появляется кошка. Игровая задача — помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. Воспитатель показывает вкладыши, и дети догадываются, что нужно закрыть норки (вложить в каждую книжку вкладыш, соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка, и кошка сразу найдет и съест мышку. В процессе действия с книжками и вкладышами ребенок называет их цвета.

Где живут Цветные Карандаши?

Цели: формировать умение различать цвета; использовать в речи имена прилагательные — названия цвета.

Оборудование: набор картонных цветных карандашей; домики (по количеству цветных карандашей), крыши которых окрашены в соответствующие цвета.

На доске вывешены домики и Цветные Карандаши. Воспитатель просит назвать Карандаши, догадаться, где живет каждый Карандаш и поселить все Цветные Карандаши в свои домики.

Живое домино

Цель: формировать умение различать цвета.

Оборудование: пары цветных ленточек.

На руки детей привязываются ленты разного цвета. Воспитатель предлагает детям взяться за руки таким образом, чтобы ленты, как в домино, сошлись цветом.

Что бывает такого цвета?

Цель: формировать умение различать цвета.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что бывает, например, красного цвета. Дети называют предметы или рисуют их. Затем выбирается другой цвет.

Подбери окошки

Цель: формировать умение устанавливать поэлементное соответствие двух групп предметов по указанному признаку (цвету).

Оборудование: набор картонных домиков (10 х 15 см), в каждый вставляется полоска, разделенная на три равные разноцветные части — окошки; набор маленьких карточек-окошек разного цвета.

Воспитатель. Посмотрите на эти домики: строители забыли вставить окна первого этажа. Обратите внимание на то, что все окна разного цвета, и вам тоже надо подобрать окна такого же цвета, как на вашем домике, расположить окна одного цвета друг под другом.

Фигурки путешествуют

Цель: формировать умение классифицировать предметы по цвету.

Оборудование: картонные самолеты, на хвостах которых нарисованы разноцветные геометрические фигуры; набор геометрических фигур.

Воспитатель. Однажды полетели Фигурки путешествовать. Купили себе билеты, стали места в самолетах занимать. Да не все гак просто оказалось. Одних не пускают в первый самолет, а других — во второй. Обратите внимание на знаки. У нас для всех одни правила: не в свой самолет не садиться. Давайте поможем Фигуркам сесть на свои места.

Дети размещают фигуры, объясняя выбор самолета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют  развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...

Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (игры и упражнения для развития чувства ритма)

Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют  развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...

Методическая разработка «Картотека интерактивных дидактических игр, направленных на развитие грамматического строя речи детей 5-7 лет с ОНР».

Данные игры и упражнения предназначены для учителей логопедов, дефектологов, которые могут использовать в своей работе с детьми по коррекции грамматических категорий. Подборка игр и упражнений разраба...

Методическая разработка Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Кто в детстве не верил в чудеса? Чтобы весело и познавательно провести время с малышом можно попробовать осуществить опыты из занимательной химии. Они безопасны, интересны и познавательны. Эти экспери...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРТОТЕКА музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста»

Данный материал переработан из личного опыта и опыта  коллег,  будет полезен в работе музыкального руководителя ДОУ...

Методическая разработка "Картотека музыкально-дидактических игр в подготовительной группе"

Дидактические игры - это игры обучающего характера, с помощью которых можно развить  чувство ритма, обогатить и закрепить знания детей о характере музыкальных произведений. Являясь ведущей  ...