Консультация для педагогов "Растим патриотов"
консультация
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, посёлке, стране, особенностях народных традициий, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rastim_patriotov.docx | 113.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7
с. Кухаривка МО Ейский район
Консультация
«Растим патриотов»
Подготовил: старший воспитатель Белик О.В.
- январь 2024г-
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о значении патриотического воспитания в детском саду.
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, посёлке, стране, особенностях народных традициий, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
ЦЕЛЬ: Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
ЗАДАЧИ: Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные:
• воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
• формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
• формирование патриотических чувств к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, посёлку) ;
• формирование духовно-нравственных отношений;
• формирование уважения к культурному наследию своего народа;
• воспитание любви к своим национальным особенностям;
• чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
• толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Воспитание патриотизма в современном мире. Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность Родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Для патриотизма характерны следующие черты: Назовем черты, характерные для патриотизма:
♣ эмоциональная привязанность к своей стране. Уехавший за кордон патриот, часто страдает ностальгией – тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т.д.;
♣ чувство единения со своим государством (я – русский!);
♣ обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);
♣ готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия. Здесь, как пример, можно привести многочисленные истории времен Второй мировой войны про то, как молодые юноши, не достигшие 18 лет, подделывали документы, чтобы попасть на фронт и постоять за честь Родины.
♣ К слову о том, кто такой патриот. Происходит оно от греческого «patriotes», что в переводе означает «земляк».
♣ Патриотизм является цементирующим средством, сплачивающим людей одной страны.
Рассмотрим подробнее формы работы с детьми:
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, посёлке, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города; посёлка
- за трудом людей в детском саду и в селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках
Формы работы с родителями:
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Анкетирование «Семейные традиции»
Консультации в родительских уголках
Совместная деятельность детей и родителей:
-Оформление рисунков «Мое любимое село»
-изготовление альбома « Моя малая Родина»
Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, полезной и вредной пищи для детей.
Обсуждение и распространение семейного опыта;
Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
• Конкурсы, спортивные мероприятия:
• Вечер народных игр и забав
•Посиделки, досуги
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Основные направления патриотического воспитания
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.
Духовно - нравственное. Это- семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе); культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение воинских профессий.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
6 июня -День русского языка, день рождения великого русского поэта А.С.Пушкина
18 марта – День воссоединения Крыма с Россией.
27 марта – Всемирный день театра.
12 июня – День России.
22 июня – День памяти и скорби.
8 июля -День семьи
7 сентября – День Бородинского сражения.
30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации.
Всемирный день животных, День учителя, день отца, Всемирный день хлеба и .д.
Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами.
• Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
• Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ
Входящему в жизнь мир открывается лицом матери. И первое, что узнает он, отзываясь на ее улыбку, на ее взгляд, слыша звук ее голоса, — он не один, не одинок в этом мире. Узнает чувство родства.Э...
Консультация "Как воспитать патриота?"
Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны.Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле...
консультация "Воспитываем будущего патриота"
Консультация для родителей "Воспитываем будущего патриота"...
Консультация для родителей "Патриот в семье"
Консультация для родителей "Патриот в семье"...
Консультация "Растим будущих патриотов в семье"
Консультация "Растим патриотов в семье" предназначена для родителей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка знакомит родителей с методами, способствующими эффек...
Консультация для родителей «Патриоты с ранних лет».
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотически...
Консультация для родителей : "Патриоты с ранних лет".
Дошкольный возраст – фундаментобщего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческихначал. Сохранить «человеческое» внаших детях, заложить нравственныеосновы, котор...