"Трудовое воспитание детей в современной семье"
консультация (старшая группа)

Людмила Алексеевна Принцева

Трудовое воспитание детей в современной семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_detey_v_sovremennoy_seme.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание в современной семье

Одна из основных функций семьи — воспитание детей. Для семейного воспитания правомерно прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений между взрослыми, между взрослыми и детьми. Он основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважении к личности ребенка. В воспитательных воздействиях взрослых должны исключаться авторитарность, давление на ребенка, лишение его самостоятельности, инициативы. Наоборот, гуманный характер педагогического руководства со стороны взрослых, не исключающий, конечно, требовательности, определенной регламентации деятельности, поведения ребенка, непременно предусматривает и разумную для него свободу.

Авторитет взрослых основывается на любви и уважении к ним ребенка, что создает благоприятную для семейного воспитания обстановку, вызывает у детей стремление прислушиваться к советам, просьбам старших, охотно их выполнять. Важнейшим является воспитание трудолюбия. В этом плане трудно переоценить такой именно стиль воспитания, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.

Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов, важнейший — глубоко эмоциональный, интимный характер отношений, основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Любовь ребенка к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сестрам побуждает его подражать им, брать с них пример, и если все члены семьи труженики, то и ребенок с раннего детства начинает стремиться к трудовой деятельности. Родственные чувства, которые объединяют членов семьи, взаимопомощь, бескорыстная забота друг о друге — это необходимые, но далеко не единственные условия нравственного развития ребенка, его трудового воспитания. Основная проблема общественного и семейного воспитания — его цель. Родители должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке, обязаны думать о своей ответственности перед обществом за его воспитание.

И в этом смысле трудно переоценить роль наиболее близких ребенку людей как образцов для подражания, склонность к которому - одна из типичных черт ребенка дошкольного возраста. Взрослым важно помнить, что пяти-шестилетний дошкольник, уже умеющий различать добро и зло (в доступных его пониманию фактах и жизненных ситуациях), не может вместе с тем противостоять отрицательным (причем постоянно проявляющимся в разных условиях) примерам, если они исходят от наиболее близких и любимых людей.

Пагубное влияние оказывают на ребенка постоянно повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи.  Еще страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их стяжательства, заботы лишь о своем, личном, подчас за счет государственного. Тогда с раннего детства у ребенка начинается раздвоение личности: в детском саду, в школе он получает одни установки, в том числе и связанные с отношением к труду, а в семье иные, иногда прямо противоположные. В результате чаще всего в отношении ребенка к трудовой деятельности начинает доминировать потребительское отношение.

Взрослые должны активно выражать свое отрицательное отношение к негативным явлениям. В противном случае наши дети получат иные поведенческие установки и образцом для подражания станут для них другие взрослые люди, чье влияние со временем будет углубляться, если родители не смогут противопоставить ему свои четко выраженные идеалы.

Но воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Они необходимы всем людям независимо от возраста и в первую очередь дошкольникам, чей жизненный опыт невелик, а впечатлительность, эмоциональность, внушаемость высоки. Поэтому столь важно, чтобы каждый взрослый член семьи воспитывал у себя лучшие человеческие качества, был предан семье, честен во всем, справедлив, стремился быть терпимым к мнению другого, чтобы в семье укреплялись взаимопонимание и взаимоуважение. Семья — это особая ячейка общества, жизнь которой во многом скрыта от посторонних; дома люди меньше контролируют себя, расслабляются, тем более важно развивать культуру отношений между членами семьи и общения с детьми.

Дети могут помогать в работе по дому и хозяйству, в уходе за огородом, садом, домашними животными. Их можно и нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов: как украсить, благоустроить квартиру (что хотят купить, смастерить), о ком из членов семьи и как надо позаботиться, куда поехать вместе отдыхать. Вовлечение ребенка в домашние заботы способствует воспитанию его как члена семейного коллектива. Подобную активную позицию надо формировать уже в дошкольном детстве. Ребенок, привыкший к содержательному и уважительному общению в семье, будет тянуться к ней и в подростковом возрасте, не отстранится от нее, несмотря на появившиеся к тому времени новые интересы и более широкий круг товарищей. Детей, которые в семье являются лишь объектами заботы со стороны взрослых, легко отличить среди воспитанников детского сада. Для них характерны не только беспомощность, но прежде всего эгоистичность, незаинтересованность в общих для всех детей делах.

Очень важным является фактор постоянства и длительности воспитательных воздействий на детей: в идеале дети и взрослые должны трудиться вместе, при этом трудовое нравственное влияние бывает не только целенаправленным (когда, скажем, родители заранее ставят перед собой цель: обучить ребенка каким-то трудовым навыкам, воспитать интерес к разным видам труда), но и стихийным, т. е. когда происходит как бы само по себе, в ходе повседневной жизни, и хорошо, когда  оно обсуждается в семье. От характера обсуждения зависит его воспитательный эффект. Важно оценивать событие с разных позиций, подчеркивать ценность труда. Самостоятельная деятельность ребенка и его повседневные наблюдения (дома, в детском саду и т. д.) за добросовестным трудом людей — обязательные условия трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает.

В детском саду это осуществляется на основе специальной программы: воспитатели старших групп используют все средства трудового воспитания в комплексе, что оказывается ценным для формирования у детей нравственно-волевых качеств, таких, как эмоционально-осознанное поведение при выполнении порученного дела, желание и способность преодолеть трудности для реализации цели и др. С детьми проводят беседы, организуют экскурсии на предприятия (например, на почту, в библиотеку), учат наблюдать за трудом взрослых (например, работников детского сада, дворников, водителей, строителей во время прогулки с детьми и т. д.). При этом преследуется главная идея, выражаемая в доступной для детей форме: работа всякая нужна, работа всякая важна; и рабочий, и инженер, к хлебороб, и летчик... должны добросовестно, честно и творчески работать; чем лучше работают люди, тем богаче становится Родина, край, в котором вы живете, тем лучше жизнь каждой семьи; на заводе, фабрике, стройке и т. д. люди трудятся коллективно, оказывают помощь друг другу.

Родители должны знать об этом аспекте работы воспитателей детского сада и дома придерживаться таких же установок. Иногда родители недооценивают смысл подобной воспитательной работы — и допускают большую ошибку! Главное не в том, чтобы дети поняли и запомнили трудовые процедуры, а поняли цель различных видов трудовой деятельности, ее результаты, а также отношение людей, прежде всего самых близких — родителей, бабушки, дедушки — к работе, как ее выполняют. Очень важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста вместе со всеми радовались, если труд кого-либо из членов семьи отмечается наградой или премией. А вот фиксировать внимание детей на негативных моментах (работа не нравится, даже тяготит, начальник не справедлив, с коллегами нет взаимопонимания и пр.) не стоит.

Проблема воспитания трудолюбия актуальна для всех родителей независимо от того, где они живут: в городе или на селе. Общим для городских и сельских семей является понимание многими родителями, воспитанными в традиционных семьях с четкими нравственными ориентирами, необходимости детского труда как воспитательного средства и значения их собственной трудовой жизни как примера для детей. В таких семьях, как правило многопоколенных, широко используются богатейшие трудовые традиции, выражающие веками складывавшееся народное отношение к труду как к делу всех членов семьи. Дети пяти-шестилетнего возраста, прежде всего в сельских условиях, издавна помогали взрослым, и обойтись без их помощи семья не могла.

Приучаясь к труду с раннего возраста, дети овладевают полезными умениями и навыками, получают определенные знания. Главное же состоит в том, что у них воспитывается уважение к старшим, стремление на деле проявить свою заботу о них. В совместной работе, имеющей общую цель, укрепляется семейная дружба, взаимопомощь. В таких семьях среди детей нет лентяев, белоручек, эгоистов. Хорошо воспитанные дети вырастают в семьях, где родители независимо от того, что они закончили — вуз или среднюю школу, чувствуют свою ответственность за будущее ребенка и поддерживают тесные связи с воспитателями детского сада. В семьях, где трудовому воспитанию уделяется много внимания, дети говорят о работе, в которой участвуют вместе со взрослыми или которую выполняют самостоятельно, они понимают, что помогают взрослым, у них эмоционально-осознанное отношение к значению своей работы для родных. А это происходит потому, что взрослые стремятся передать своим детям необходимые знания, понимают, что у детей этого возраста труд и игра связаны между собой.

Структура семьи в определенной степени влияет на воспитание детей, их подготовку к трудовой деятельности. Некоторые семейные структуры усложняют процесс воспитания. Например, в семье многопоколенной с одним ребенком нередко возникают затруднения в воспитании у него коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности: ведь на одного маленького приходится четверо взрослых! Ребенку не с кем себя сравнивать, и его нередко балуют, потакают его капризам, оберегают от труда. На такого дошкольника благотворно влияет детский сад, особенно если между родителями и воспитателями устанавливается взаимопонимание в том, что касается необходимости и способов трудового воспитания.

В семьях с двумя детьми и особенно в многодетных есть объективные условия для правильного воспитания. Разновозрастный состав детей позволяет родителям лучше организовать их труд, сделать его более разнообразным. В таких семьях старших и младших объединяют для выполнения поручений и обязанностей, учитывая индивидуальные интересы детей и возрастные особенности. Родители имеют возможность проконтролировать выполнение работы, поручив это старшим детям, а также систематически организовывать коллективный семейный труд: в большой семье забот и работы больше, чем в маленькой. Ребенок пяти-шести лет в этих семьях может оказаться в роли младшего, который трудится вместе со старшим братом или сестрой, а может и сам быть «руководителем» маленького, это развивает в нем чувство ответственности, стремление самому лучше работать и т. п. Конечно, далеко не во всякой многодетной семье трудовое воспитание дает хорошие результаты, важно, чтобы родители были авторитетом, образцом для подражания и умели организовать трудовую деятельность своих детей.

В много поколенной семье большую роль в трудовом воспитании играют бабушки и дедушки, как работающие на производстве, так и пенсионеры. Выполняя значительную часть домашней работы, они приобщают к ней внуков, развивают любовь к труду. Их воспитание подчас бывает более эффективным, так как бабушки и дедушки, беззаветно любящие внуков, мудрее, терпеливее, опытнее молодых родителей. К сожалению, иногда любовь представителей старшего поколения к внукам оборачивается негативной стороной: жалея детей, бабушки и дедушки оберегают их от труда, сами выполняют обязанности внуков.

Естественно, что в полной семье для трудового воспитания условия более благоприятные, чем в неполной. Но решающим фактором воспитания у детей трудолюбия является не структура семьи, а нравственная позиция взрослых, прежде всего родителей, их личные и общественные интересы, убеждения и потребности, их педагогическая культура — весь уклад, основанный на взаимной любви и уважении всех членов семьи.

Рассмотрим более подробно особенности трудового воспитания в неполных семьях: этот вопрос меньше освещен в литературе, а таких семей в нашей стране много. Неполная семья — это, как известно, семья, в которой детей (ребенка) воспитывает один из родителей, чаще мать. Именно на нее падают все тяготы и радости общения с детьми, и их воспитания.

В чем же состоит особое значение труда ребенка, живущего в неполной семье? В том, что труд, помимо всего остального, может помочь матери и ребенку стать ближе, больше общаться друг с другом. Женщина, оставшаяся без супруга (явление наиболее распространенное), должна четко знать цель и способы приобщения своего ребенка к трудовой деятельности, развивать в нем активность, самостоятельность, советоваться по поводу домашних дел.

Общение с детьми отца, ушедшего из семьи, должно быть разумным с точки зрения его участия в воспитании. Неправы те отцы, которые задаривают сына или дочь игрушками, книгами, да еще дорогостоящими (чего не может позволить себе мать). Конечно, можно и нужно порадовать ребенка подарком, но не следует все встречи сводить только к этому. Отец должен продумать (а бывшая жена помочь в этом), как сделать встречи с ребенком содержательными, интересными. Например, отец, навещая сына (а мальчикам пяти-шести лет особенно недостает общения с отцом), замечает, что течет кран или покосилась полочка, где лежат книги. Он, привлекая ребенка к труду, устраняет неполадки. Или по просьбе сына отец участвует в обустройстве (монтаже) участка для прогулок детей, организованном в детском саду для родителей и детей старшего дошкольного возраста (естественно, что мысль пригласить папу высказывается мамой или воспитателем). Не всегда бывшие муж и жена умеют достичь взаимопонимания и взаимодействия в вопросах воспитания ребенка! Но к этому, безусловно, следует стремиться ради детей, ради создания наиболее благоприятных условий формирования личности ребенка.

В заключении важно подчеркнуть, что усилия каждого члена семьи (родителей в первую очередь), их любовь, положительное влияние на ребенка в самых разных жизненных ситуациях, трудовая атмосфера, возможность естественным образом включать ребенка в трудовую деятельность семьи, имеют ключевое значение в трудовом воспитании детей дошкольного возраста.

                                                    Литература:

  1. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  2. Костикова Д.А. К вопросу об опыте трудовой деятельности старших дошкольников // Технолого-экономическое образование в XXI веке.
  3. Кузнецова Л.В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду. М.: 2007.
  4. Логинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание. – 1970. - №10.
  5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М., 1991.
  6. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., 1987.
  7. Щелкин Л. Воспитание детей в процессе труда (старшая группа) //Дошкольное воспитание. – 1987. - №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные подходы к организации трудового воспитания детей в ДОУ"

Презентация к  работе "Трудовое воспитание дошкольников"...

Презентация "Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация "Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей дошкольников в семье»

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей дошкольников в семье»...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...

Трудовое воспитание детей в условиях современного образования

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитанияА.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, ч...

"Трудовое воспитание детей в современной семье"

В данном материале рассматриваются особенности формирования навыков трудовой деятельности у детей дошкольного возраста. Обозначены факторы, влияющие на данный процесс в семейном  воспитании....

Трудовое воспитание детей в современной семье

Трудовое воспитание детей в современной семье...