Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
консультация
Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для меня исходной точкой, определив сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки, а с её помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в свершении многочисленных и разнообразных открытий.
Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.
Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.
- Использование информационно – коммуникативной технологии на музыкальных занятиях позволяет мне, как педагогу значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением ИКТ активизируют внимание дошкольника, усиливают познавательный интерес к музыке. Занятия становится более содержательным и гармоничным.
Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности:
В разделе «Слушание музыки» - используются компьютерные презентации позволяющие обогатить процесс эмоционально – образного познания ребенка, вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение.
В разделе «Пение» - певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи). Показ компьютерной презентации к песне помогает заинтересовать детей провести беседу, отвечающей тематике песни.
В разделе «Музыкально - ритмические упражнения» - процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.
В разделе «Музыкально – дидактические игры» - применение озвученных презентаций («Добрый мастер», «Лесной оркестр», «Чей домик», «Угадай мелодию и настроение», «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.
- Использование ИКТ позволяет педагогу ярко и понятно донести до ребенка информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера. Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.
Алгоритм применения технологии в практической деятельности:
Этапы:
1й этап: установка на слушание (беседа о муз. произведении, знакомство с автором, названием);
2й этап: исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи;
3й этап: определение эмоционально – образного содержания музыки («Какие чувства передает музыка?»);
4й этап: выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чем рассказывает музыка?»)
5й этап: определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка?»);
Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым.
6й этап: Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления.
- Использование на занятиях технологию формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого и включает следующие этапы:
1-й этап: подражание детей образцу исполнения движений педагогом («вовлекающий показ»)
2-й этап: развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции. (Используются приёмы: показ исполнения ребёнком, показ условными жестами и мимикой, словесные указания, «провокации», т. е. специальные ошибки педагога для активизации внимания детей).
3-й этап: творческое самовыражение.
(Формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные).
- Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.
Этапы:
1-й этап: Расширение и систематизация знаний детей о театре по темам:
Особенности театрального искусства,
Виды театрального искусства,
Рождение спектакля,
Театр снаружи и изнутри,
Культура поведения в театре.
2-й этап: «Театрализованная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях.
Включает:
Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии
Игры с импровизированными шумовыми инструментами;
Пальчиковый игротренинг;
Игры на развитие восприятия характера и содержания муз. произведения
Игры на развитие зрительного внимания
Игры с предметами быта и игрушками
Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий
Упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики)
Игры-этюды на развитие эмоций
Игры-этюды на развитие творческого воображения
Игры-этюды на общение
Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и артикулярные упражнения)
Скороговорки
Упражнения на развитие интонационной выразительности
Творческие игры со словом
Инсценирование стихотворений
Подготовка и разыгрывание разнообразных мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок
3-й этап: Работа над спектаклем (девять основных шагов):
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
- Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса.
Этапы:
1-й этап: обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять;
2-й этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по - своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя;
3-й этап: концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.
Выводы
Использование современных образовательных технологий, несомненно, дали положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.
Перечень литературы:
1. С. И. Мерзлякова, «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников»/«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
2. О. П. Радынова, «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры»/«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3
4. О. А. Скопинцева, «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010
5. К. В. Тарасова, «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве»/«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10
6. Т. Э. Тютюнникова, «Просто, весело, легко»/«Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4
7. А. И. Буренина, «Ритмическая мозаика» 2012г. «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelya_dou.docx | 24.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru
Доклад на тему:
"Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"
Музыкальный руководитель
Шматова В.В.
Мичуринск
2018
Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для меня исходной точкой, определив сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки, а с её помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в свершении многочисленных и разнообразных открытий.
Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.
Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.
- Использование информационно – коммуникативной технологии на музыкальных занятиях позволяет мне, как педагогу значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением ИКТ активизируют внимание дошкольника, усиливают познавательный интерес к музыке. Занятия становится более содержательным и гармоничным.
Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности:
В разделе «Слушание музыки» - используются компьютерные презентации позволяющие обогатить процесс эмоционально – образного познания ребенка, вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение.
В разделе «Пение» - певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи). Показ компьютерной презентации к песне помогает заинтересовать детей провести беседу, отвечающей тематике песни.
В разделе «Музыкально - ритмические упражнения» - процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.
В разделе «Музыкально – дидактические игры» - применение озвученных презентаций («Добрый мастер», «Лесной оркестр», «Чей домик», «Угадай мелодию и настроение», «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.
- Использование ИКТ позволяет педагогу ярко и понятно донести до ребенка информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера. Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.
Алгоритм применения технологии в практической деятельности:
Этапы:
1й этап: установка на слушание (беседа о муз. произведении, знакомство с автором, названием);
2й этап: исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи;
3й этап: определение эмоционально – образного содержания музыки («Какие чувства передает музыка?»);
4й этап: выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чем рассказывает музыка?»)
5й этап: определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка?»);
Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым.
6й этап: Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления.
- Использование на занятиях технологию формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого и включает следующие этапы:
1-й этап: подражание детей образцу исполнения движений педагогом («вовлекающий показ»)
2-й этап: развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции. (Используются приёмы: показ исполнения ребёнком, показ условными жестами и мимикой, словесные указания, «провокации», т. е. специальные ошибки педагога для активизации внимания детей).
3-й этап: творческое самовыражение.
(Формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные).
- Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.
Этапы:
1-й этап: Расширение и систематизация знаний детей о театре по темам:
Особенности театрального искусства,
Виды театрального искусства,
Рождение спектакля,
Театр снаружи и изнутри,
Культура поведения в театре.
2-й этап: «Театрализованная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях.
Включает:
Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии
Игры с импровизированными шумовыми инструментами;
Пальчиковый игротренинг;
Игры на развитие восприятия характера и содержания муз. произведения
Игры на развитие зрительного внимания
Игры с предметами быта и игрушками
Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий
Упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики)
Игры-этюды на развитие эмоций
Игры-этюды на развитие творческого воображения
Игры-этюды на общение
Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и артикулярные упражнения)
Скороговорки
Упражнения на развитие интонационной выразительности
Творческие игры со словом
Инсценирование стихотворений
Подготовка и разыгрывание разнообразных мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок
3-й этап: Работа над спектаклем (девять основных шагов):
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
- Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса.
Этапы:
1-й этап: обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять;
2-й этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по - своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя;
3-й этап: концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.
Выводы
Использование современных образовательных технологий, несомненно, дали положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.
Перечень литературы:
1. С. И. Мерзлякова, «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников»/«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
2. О. П. Радынова, «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры»/«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3
4. О. А. Скопинцева, «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010
5. К. В. Тарасова, «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве»/«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10
6. Т. Э. Тютюнникова, «Просто, весело, легко»/«Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4
7. А. И. Буренина, «Ритмическая мозаика» 2012г. «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
В презентации раскрывается понятие - педагогической технологии, дается краткое описание современных методов и приемов, авторских программ, используемых в работе музыкальным руководителем....
Использование современных образовательных технологий в работе музыкального руководителя
В статье описаны современные образовательные технологии, которые использует в своей работе музыкальный воспитатель детского дома....
Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот выв...
Презентация "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя в ДОУ"
quot;Современные образовательные технологиив работе музыкального руководителя ДОУ"...
Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Слушание, пение, музыкально-ритмические упражнения, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах - образовательные технологии в ДОУ...
Статья "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"
Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей...
"Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ "
Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны ...