Консультация для педагогов «Современные педагогические технологии в ДОУ»
консультация
«Современные педагогические технологии в ДОУ».
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки материалов. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные педагогические технологии в ДОУ | 87.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств . Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Классификация педагогических технологий. 1 . Здоровьесберегающие технологии . 2. Игровые технологии в ДОУ . 3. Технология интегрированного занятия 4. Технология проблемного обучения. 5. Технология проектной деятельности 6. Технология исследовательской деятельности. 7. Технология ТРИЗ. 8 . Информационно-коммуникативные технологии ; 9. Технология портфолио ребенка и педагога.
Здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Игровая технология П едагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, имеют учебно-познавательную направленность.
Технология интегрированного обучения Цель интегрированного обучения - разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста. Формы организации в ДОУ: Интегрированная НОД Совместные проекты Праздники Эксперименты Экскурсии Сюжетно-ролевые игры
Преимущества интегрированного занятия: способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычное занятие, способствует развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимает перенапряжение, перегрузку; основывается на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах; эмоционально развивает детей, т. к. основано на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др .
Примерная структура занятия Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»). Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д .) Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками , которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов , задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению . Проблемное обучение включает несколько этапов : 1) осознание общей проблемной ситуации ; 2) анализ проблемной ситуации , формулировка конкретной проблемы ; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка) ; 4) проверка правильности решения проблемы . Формы организации проблемного обучения в ДОУ . - Проблемный вопрос - Проблемная задача - Проблемная ситуация
Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1 . Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. Воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их с воспитанниками. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод ). Роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. 3 . Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (Почему утки и гуси улетают на юг последними?). 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. Например. Буратино должен попасть в школу. На пути река. Что делать?
Технология проектов. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Алгоритм работы над проектом: Выбор темы, тематическое планирование, организация окружающей среды, совместная работа воспитателя с детьми.
Технология исследовательской деятельности П роцесс выработки новых знаний, истинное творчество. И сследование и проектирование – изначально принципиально разные по сути, направленности, смыслу, содержанию виды деятельности. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт.
Технология ТРИЗ Главная задача данной теории– научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения . Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному образованию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. М етоды ТРИЗ: - Метод мозгового штурма. - Метод фокальных объектов. - Метод «Системный анализ». - Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот. - Метод ММЧ Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом .
Информационно-коммуникационные технологии Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Технология портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка. Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше. Раздел 4 «Я мечтаю ...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?». Раздел 5 «Вот что я могу ». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки). Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы). Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком. Раздел 8 «Спрашивайте, родители !». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ .
Технология «Портфолио педагога» У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
«Мозговой штурм» 1 . Сколько существует видов педагогических технологий? 2. Одним из методов какой педагогической технологии является м етод мозгового штурма? 3. Назовите формы организации проблемного обучения в ДОУ . 4. Приведите пример: Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. 5. Целью какой из педагогических технологий является - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. 6 . Могут ли исследование и проектирование быть подсистемами друг у друга?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Современные педагогические технологии в доу "
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организац...
Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."
Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...
Консультация для педагогов "Современные педагогические технологии в доу "
Консультация для педагогов "Современные педагогические технологии в доу "...
Консультация для воспитателей "Современные педагогические технологии как условия реализации ФГОС".
Консультация для воспитателей ЧОУ "Начальная школа Православный детский сад "Cвято-Никольский" города Михайловска.Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать м...
Мастер-класс для педагогов "Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ".
Мастер-класс для педагогов "Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ"....
Семинар-практикум для педагогов «Современные педагогические технологии как условия реализации ФГОС»
Семинар-практикум для педагогов «Современные педагогические технологии как условия реализации ФГОС»...