Проект "Вода -это жизнь"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Вода-это жизнь.
Составила:
Сайченко Татьяна Дмитриевна
Сейчас в мире огромное значение уделяют экологии. А экология — это не просто модное слово. Экологический криз нашей планеты становится всё более угрожающей. А это наша планета, наша Земля, наш дом. И только мы сами можем спасти наш планету от разрушения. Поэтому обратим внимания на экологическое воспитание, на необходимость формировать новый, ответственный тип мышления будем прививать новым поколениям экологическую культуру. Слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической экологией. Конечно, экология – наука сложная. Но, чтобы в ней разобраться и сознательно действовать в области экологического образования, для начала нужно знать четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
∙ все связано со всем;
∙ все куда-нибудь девается;
∙ все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);
∙ природа знает лучше.
В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка 4 ребёнка в четырёх основных сферах действительности – природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, и деятельности в себе самом. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен радоваться тому, что его окружает, задаёт много вопросов о природе. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. Значимость экологического образования дошкольников подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, примерными программами, рекомендованными к применению в дошкольных образовательных организациях. Авторы различных программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: С.Н. Николаева - «воспитание начал экологической культуры», Н.А. Соломонова - «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни», А.В. Королева - воспитание ответственного отношения к природе, Н.Е. Орлихина - воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала, Г. Филиппова - «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания». Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
Цель проекта: формировать у детей знание и значение воды в жизни всего живого на земле. Вода источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитания экологического сознания.
Задачи:
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Расширить знания о свойствах воды, о значении для всего живого
- Закрепить представления детей о воде как экосистеме, об ответственности человека за всё живое на земле.
- Вызвать интерес и желания экономить расходовать воду, беречь охранять природные источники воды: реки, озера водоемы.
- Развивать активное общение, связную речь, логическое мышление детей, обобщать словарь по данной теме. Воспитывать познавательный интерес, кругозор, внимание.
1.Подготовительный этап:
•подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
•пополнить развивающую среду: подбор художественной литературы по теме; составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок; подбор энциклопедий, карт, схем; , дидактических, пальчиковых игр; составление картотеки опытов с водой; подготовка оборудования для опытов с водой.
2.Основной этап:
•разработать перспективный план
•подготовить информацию для родителей по темам:
* экспериментирование с водой;
*занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
* беседы, рассказы;
* чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
*художественное творчество ( рисование)
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
- Дети приобретут экологический ценный опыт поведения и деятельности в природе.
- У детей появятся исследовательские умения, соответствующие опыту.
- Повысится воспитательная компетенция родителей в экологическом образовании дошкольников.
Основные принципы реализации проекта:
- Единство целей и задач воспитания экологического развитого ребенка в ДОУ и семье. Это достигается слаженностью работы педагогов и родителей в данном направлении.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующееся на укреплении авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду, формирование отношений к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги МКДОУ д/с № 421.
Оснащение проекта:
Основные законодательные и нормативные документы |
- Закон об образовании РФ. - Конвенция ООН «О правах ребенка». - Семейный кодекс РФ. - Конституция РФ. - Концепция дошкольного воспитания. - Устав ДОУ. |
Список источников литературы
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П,., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:
Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е
изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 192 с.
2. Лисина Т.В. Подвижные тематические игры для дошкольников/ Т.В.
Лисина, Г.В. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128с.
3. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы
в старшей группе детского сада. / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2017. – 192с.
4. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с
детьми 3 – 7 лет / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112с.
5. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в
разных возрастных группах/ сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 320с.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. –
СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2011.
7. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. –
М., ТЦ Сфера, 2013.
Перспективный план по реализации проекта «Вода-это жизнь».
(старшая группа 5-6 лет)
Понедельник. | Вторник. | Среда. | Четверг. | Пятница. | |
1 Неделя | Диагностика. Диагностическая карта уровня развития детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Приложение №1 | Анкетирование родителей. Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. Приложение №2 | Д/И. Что вредно и полезно для природы (воды)? Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде. Приложение №3 | Подвижные игра. Море волнуется. Цель. Развивать фантазию Умение выражать в движении задуманный образ. Приложение №4 | Беседа. Круговорот воды в природе. Цель. Расширить знания детей о значении воды в жизни человека. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды; источниках питьевой воды. |
2 Неделя | Беседа. Вода-вода кругом вода. Цель. Дать представления детям о значении воды в нашей жизни. Развивать любознательность, мышление, речь детей. | Экспериментирование. Состояния воды. Тема: «Пар и его свойства» «Пар – это вода» Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. Приложение №5 | Познакомить детей с пословицами, поговорками, за кличками о воде. Цель. Развивать интерес к фольклору, обогащать словарный запас. | Аппликация «Подводный мир». Цель .Развитие творческих способностей и кругозора учащихся через занятия декоративно-прикладным творчеством (аппликацию). | Работа с родителями. Подобрать с детьми загадки о воде. Цель. Создание единственного образовательного пространства в детском саду и семье. |
3 Неделя | Открытое занятие. Цель. Приложение №6 | Беседа. Подводный мир. Закреплять первоначальное представление детей о морях и океанах, формировать знания об обитателях морского дна. Воспитывать бережное, эстетическое отношение к природе. Обогащать словарный запас. | Конкурс Загадок о воде. Цель. Расширить представление детей о значении воды в жизни человека. Подвижная игра. СОЛНЫШКО И ДОЖДИК Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге. Приложение №4 | Чтение художественной литературы. Васюткино озеро. В.П. Астафьев. Цель. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Поговорить об одной зеленой аксиоме «Общая среда обитания». | Д/И «Кому нужна вода?» Цель. Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира. Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц. Развивать логическое мышление, память и внимание. Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности. Приложение №3 |
4 Неделя | Беседа. Кому нужна вода? Цель. Уточнить представления детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ: растения, животные, человек. | Экспериментирование. «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Приложение №5 | Рисование. Водоёмы и их обитатели. Цель. Закрепить знания о реке, что у неё два берега, течёт в одном направлении. Озеро берег вокруг, никуда не вытекает. Воспитывать любовь к прекрасному. | Д/И. «Природа и человек». Цель. закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Приложение №3 | Рефлексия. |
Выезд на водоём нашего города.
Экологическая акция «Чистый берег».
Цель. Очистка берега от мусора, воспитание экологической культуры, бережное отношение к природе.
Приложения №1
Диагностическая карта уровня развития детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
Диагностическая карта по экологическому воспитанию старших дошкольников по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой, разработанной в
«Комплексной диагностике уровней усвоения программы» автор - составитель Н.Б. Вершинина
№ п\п | Виды полученных знаний умений и навыков | Умение объяснить экологические связи в природе | Умение ухаживать за растениями в уголке природы | Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе | Знания о растительности леса, луга, сада, поля | Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книги | Знания о природе родного края | ||||||
Имя ребёнка | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | |
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
итого℅ |
Вывод
Приложения №2.
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
Анкета для родителей по экологии.
1. Что такое экология?
2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?
Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о
природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,
лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о
природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в
детском саду?
Приложения № 3
Дидактическая игра. Что вредно и полезно для природы (воды)?
(Игра с перфокартами.)
Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.
Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).
Дидактическая игра. Кому нужна вода?
Цель. Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и
растительного мира. Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц. Развивать логическое мышление, память и внимание. Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.
Дидактическая игра. «Природа и человек».
Цель. закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Приложения № 4
Подвижная игра. СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.
Подвижные игра. Море волнуется.
Цель. Развивать фантазию
Умение выражать в движении задуманный образ.
Приложения № 5
Экспериментирование. «Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Описание. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Вывод. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Экспериментирование. «Пар – это вода»
Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным
предметом, пар превращается в воду.
Материалы и оборудование: чайник, оргстекло.
Описание. Воспитатель ставит перед кипящим чайником стекло.
Все наблюдают, как постепенно по нему начинают стекать струйки воды.
Вывод: пар – это газообразное состояние воды.
Приложения № 6
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 421 комбинированного вида имени С.Н.Ровбеля»
Знакомство с рыбой.
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы
(ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Патриотическое воспитание»)
Подготовила:
Сайченко Татьяна Дмитриевна
Обучающие задачи.
Цель.
- Развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде.
Задачи.
- Дать элементарное представление о зрении рыб.
-Закрепить знания о строении тела рыб.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, доказательно строить суждения.
- Развивать наблюдательность при рассматривании рыбы.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Развивающие задачи:
- Развивать коммуникативные навыки общения:
- Развивать внимание, логическое мышление, память.
- Развивать познавательную активность, любознательность.
- Развивать моторику.
Предварительная часть
Цель: Вовлечь детей в совместную деятельность. Пробудить интерес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую птичку я вам принесла. (Показывает банку с рыбкой).
Дети: Это рыбка
Основная часть
Цель: Закрепить знания детей о строении тела рыб. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Дать представление о зрении рыб. Развивать наблюдательность.
Воспитатель: Нет. У нее есть крылья, хвост. Я думаю это птичка.
Дети: Доказывают, что это рыбка.
Воспитатель: Да вы правы. У рыбки есть плавники.
Слайд1(плавники)
Воспитатель: Для чего они рыбке? (Ответы)
Воспитатель: Что еще?
Дети: Хвост.
Слайд2 (хвост рыбы)
Воспитатель: Для чего рыбке хвост? (Ответы)
Воспитатель: Что еще?
Дети: Чешуя.
Слайд3 (чешуя рыбы)
Воспитатель: Для чего рыбке чешуя? (Ответы)
Воспитатель: Какое тело у рыбки?
Дети: Обтекаемое.
Слайд 4 (тело рыбки)
Воспитатель: Где живет эта рыбка?
Дети : В аквариуме.
Воспитатель: Где ещё живут рыбы?
Дети: В реке, в океане, в море.
Слайд 5 (обитание рыб)
Воспитатель: Ребята, а могут ли рыбы жить без воды?
Дети: Нет.
3. Чтение художественной литературы.
Цель: Учить детей внимательно слушать чтение. Думать над прочитанным. Воспитывать любовь ко всему живому.
Читает сказку И. Токмаковой «Сказка про Сазанчика» и показывает ее на интерактивной доске.
Воспитатель: Ребята, что случилось с Сазанчиком? Почему Сазанчик чуть не погиб? Нельзя забирать животных из мест, в которых они живут.
Опыт.
Цель: Учить детей анализировать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что рыбы не могут жить без воды. Но как вы думаете, могут ли они жить вот в такой воде? (Показывает стакан с грязной водой).
Дети: Нет.
Воспитатель: Но именно такая вода течет по трубам в реки, после того как ее использует человек. Для того чтобы очистить ее люди устанавливают фильтры. Давайте и мы с вами сделаем фильтр, чтобы очистить воду.
Опыт фильтрация воды.
Воспитатель: Ну, вот такую воду можно сливать в реку и рыбам будет хорошо. Но к сожалению мы с вами можем отфильтровать не большое количество воды. А что мы можем сделать чтоб не навредить водоемам.
Дети: Не засорять ручейки, реки и озера.
Воспитатель: Как вы думаете, рыбка нас видит?
Дети: Да
Воспитатель: Да у рыбки есть глаза. Она быстро замечает движение предмета. Посмотрите, как она быстро увидит и поймает корм. Рыбки хорошо едят сухой корм. Это дафнии, очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают.
Воспитатель: А чем питаются рыбы которые живут в водоемах?
Рефлексия.
……………………………………………………………………………………….
Дарим рыбок, которых ребята сами раскрашивают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь. Настоящая жизнь
В презентации представлены рассуждения о сиысле жизни, о детях, о дорогих людях...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Игровые ситуации в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Советы и рекомендации....
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь з...
Консультация для родителей . Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.- Что нужно д...
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...