Круглый стол с элементами тренинга: «Кризис 3-х лет: как помочь ребёнку преодолеть кризис 3-х лет?»
методическая разработка (младшая группа)

Трубицына Наталья Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_sentyabr_2023.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол с элементами тренинга:

«Кризис 3-х лет: как помочь ребёнку преодолеть кризис 3-х лет?»

Дата и время проведения: 15 сентября 2023 г., в 18:00.

Форма проведения: круглый стол с элементами тренинга.

Участники: родители, воспитатели, педагог - психолог.

Место проведения: группа.

Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке. Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребёнком.

Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3 - 4 лет и учитывать их в общении со своим ребёнком; сформировать представление о кризисе 3 лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребёнком, обусловленных его возрастными особенностями; выработать новые навыки взаимодействия с детьми.

Предварительная работа:

- разработка сценария;

- анкетирование родителей по теме собрания.

Повестка собрания:

  1. Вступительный этап.

- Игра «Наш малыш».

  1. Основная часть:

- Мини-лекция: «Кризис трёх лет: как помочь ребёнку преодолеть кризис 3-х лет?» (Педагог - психолог Никонорова Ирина Юрьевна).

- Моделирование проблемных ситуаций.

- Буклет «Кризис 3 лет».

- Упражнение «Чаша».

3. Разное

- рефлексия: оценка эффективности собрания родителями.

- упражнение «Пожелания».

4. Обсуждение общих групповых вопросов и планов на новый учебный год.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня первая встреча в этом учебном году. Хочу сказать, что наши дети повзрослели. Теперь наша группа называется - вторая младшая «Затейники». В нашей группе 23 ребёнка, из них 11 девочек и 12 мальчиков.

Теперь наши дети многое умеют: они больше говорят, играют, задают вопросы, рассуждают, и, конечно же, мечтают. Но именно сейчас наступает ещё один трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого, который называется «кризисом трёх лет».

Сейчас мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз, если не согласны - топните.

- Наш малыш стал очень любопытным.

- Наш малыш хочет всё попробовать сделать сам.

- Наш малыш стал довольно часто упрямиться и капризничать без причины.

- Наш малыш отказывается спать в привычное время.

- Наш малыш капризничает во время еды.

- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.

Эти особенности в поведении  подтверждают, что у вашего ребенка проявляются признаки кризиса 3-х лет.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «кризис?»

(негативные, неприятные ассоциации)

Кри́зис (др.-греч. κρίσις – решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.

И мы с вами должны понимать, что кризис 3-х лет — очередной этап взросления ребёнка, период перемен. Если в кризис 1 года ребёнок стремился к самостоятельному передвижению, то в 3 года он другой, он  хочет воплощать свои замыслы, иметь своё мнение и проявлять самостоятельность, утвердиться как личность.

КРИЗИС – это закономерный этап развития ребёнка и его хочешь, не хочешь надо прожить!

Мини – лекция: «Кризис трёх лет: как помочь ребёнку преодолеть кризис 3-х лет».

Моделирование проблемных ситуаций.

Ситуации взаимодействия взрослого с ребёнком могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в конкретной ситуации? Давайте это сейчас выясним.

Ситуация 1: Вы спешите утром на работу, пытаетесь ребенка одеть в детский сад сама, он сопротивляется и кричит «Я сам», но он  не может застегнуть замок и тут  начинает капризничать.

Поделитесь  как у вас проходит эта ситуация дома утром.

При своеволии  позвольте ребёнку проявлять самостоятельность. Всячески демонстрируйте свое одобрение самостоятельности малютки (сам надевает колготки, куртку или сам игрушки убирает), а если что-то у ребенка не получается, скажите «давай вместе».

Ситуация 2: Вы говорите ребенку: «Иди, одевайся, мы идем в детский сад». Ребенок отвечает «Не буду, не хочу идти в детский сад» 

 Ваши действия, что вы ему скажите и предпримете в данной ситуации?

Если ребёнок категорически отказывается одеваться, подождите пару минут, а потом вернитесь к нему и, как ничего и не было прежде, предложите сделать то, что требовали с самого начала,  позволив ребёнку самостоятельно подбирать одежду для детского сада (из вариантов, предоставленных вами). Главное, что он сам сможет сделать выбор. Можете перевести ситуацию в игру: кто оденется первым.

Самое главное – терпение и спокойствие. Следует помнить, что ребёнок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность и вы родители должны  ему в этом помочь. Вы в данный период выступаете в роли учителя для своего ребёнка.

Не следует наказывать ребёнка только за то, что он говорит слово «нет». Ребёнок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.

Ситуация 3: Ребёнок укусил или плюнул в бабушку или друга.

Встречается ли такая ситуация в ваших семьях? Что делать?

Ребенок, таким образом, проверяет границ  вседозволенного.

Конечно, нужно такое поведение внести в систему запретов. Нужно доходчиво объяснить и показать ребёнку, что это больно, неприятно, обидно. Можно укусить ребенка (в пределах разумного), дать понять, что это больно. И если, ты будешь продолжать так себя вести, бабушка перестанет к нам приходить, печь пирожки, друг – перестанет играть с тобой и т.д. Ведите с ребёнком беседы, читайте ему стихи, сказки, рассказы, прививайте ему уважение  к взрослым и окружающим. Сочиняйте с ребёнком сказки. В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Пусть в сказках будут воспитательные моменты. Узнавайте вместе друг друга.

Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

Ситуация 4: В магазине ваш 3-летний ребёнок закатывает скандал, выпрашивая дорогую игрушку, которую на данный момент вы не можете купить. Как вы поступите в данной ситуации?

Ответ: Пойти у ребёнка на поводу можно, вы можете купить ему всё, что он пожелает. Если вы купите ему, то, что он хочет, истерика в момент прекратится, и вы вздохнете с облегчением. Но где гарантия, что подойдя к следующей полке, ваш юный манипулятор не устроит еще одно показательное выступление, увидев другую игрушку. Чем чаще потакать малышу, тем чаще будут истерики.

Если же мама приняла решение не покупать, то нужно строго стоять на своем. Не обращайте внимания на окружающих, не слушайте их советы, не бойтесь быть осужденной, не думайте о том, как вы выглядите со стороны, сосредоточьтесь на поведении ребенка. Если истерика не проходит, лучше всего покинуть магазин вместе с ребёнком.

Не ругайте малыша, не называйте плаксой, не упрекайте в невоспитанности. Он просто не научился справляться с нахлынувшими эмоциями и, скорее всего, начав спектакль, просто не смог вовремя успокоиться. В этот момент нужно показать, как мама любит его и понимает.

Мы приготовили для вас буклеты с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.

Упражнение «Чаша».

Душа ребёнка - это полная чаша. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У каждого из вас есть круг (вырезанный из цветной бумаги) напишите качество, которым вы хотели бы наделить своего ребёнка, назовите его и поместите в чашу.

Мы наполнили душу ребёнка самыми лучшими качествами. На эти лучшие качества наших детей нужно опираться в период кризиса. Любите своих детей такими, какие они есть!

Вывод: Этот период нужно пройти, он не последний, но в любом случае, мы не должны потакать ребенку. Ему жить в обществе. И потакание и его последствия могут навредить ему. Если вы сказали ребенку «нет», значит «нет» и от мамы и от папы, и от бабушки и от дедушки  и должны настоять на своем. Ребенок человек разумный он все понимает. Дети на сегодняшнее время более развиты, восприимчивы, изучают языки, разбираются в телефоне, компьютерных играх, не умея читать.

Единая стратегия поведения для всей семьи.

Главной жертвой кризисного периода становится самый близкий для крохи человек, обычно — это мама. Однако и другие взрослые попадают под влияние критического этапа детского развития. Папы реагируют на резкие негативные изменения в поведении малыша достаточно строго. Задача отца — дать ребенку четкое понятие того, какое поведение является приемлемым в семье и обществе, а какое приведет к наказанию.

Родителям нужно выстроить общую стратегию воспитания и никогда не озвучивать противоречивые требования, которые лишь собьют кроху с толку.

Если папа заслуженно наказал, мама не должна моментально бросаться на защиту малютки. Нельзя также спорить и осуждать поведение и методы наказания друг друга в присутствии отпрыска.

В критический период важно не оставлять малыша надолго с нянями или бабушками, если они не следуют вашей стратегии воспитания. Если няня (тетя) игнорирует нежелательное поведение, кризис может затянуться на долгие месяцы. Бабушки также часто балуют внуков, а иногда — становятся добровольными жертвами маленьких тиранов.

Чтобы кризис трех лет не растянулся на годы и не нанес непоправимый ущерб формированию личности вашего сына или дочки, сформулируйте четкие правила поведения для всех членов семьи и следите за их исполнением. В противном случае, непослушание и деспотизм могут лечь в основу характера вашего отпрыска.

Рефлексия.

Дорогие родители! Именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей! Желаем вам, чтобы кризис ваших любимых малышей прошёл благополучно!

Упражнение «Пожелания».

Участники стоят в круге и передавая друг другу мягкое сердце, заканчивают предложения: «Я желаю себе…» и «Я желаю вам…»

Ну, вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что все то, о чем мы говорили было полезным. А теперь мы предлагаем взять по листику: красному, жёлтому или зелёному. Приклейте листик, выбранного вами цвета, на наше ДЕРЕВО ПОЛЕЗНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

Зелёный лист - разговор был полезен, мы стараемся придерживаться всех тех принципов, которые были названы или обязательно попробую выполнить ваши рекомендации.  

Жёлтый лист – информация была полезной, но я не считаю, что важно выполнять все ваши рекомендации.

Красный лист – Информация не была полезной, ничего нового я не узнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с элементами тренинга "Мой ребёнок - особенный"

Круглый стол  проводит педагог - психолог  для  родителей, имеющих детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов....

Сценарий круглого стола (с элементами тренинга) «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников»

Цель данного мероприятия: обсудить проблемы и опыт  организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, итоги адаптации....

Круглый стол с элементами тренинга «Использование игровых технологий в образовательной деятельности»

Круглый стол с элементами тренинга «Использование игровых технологий в образовательной деятельности»Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить оп...

Как помочь ребёнку преодолеть кризис трёх лет?

В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детс...

Круглый стол с элементами тренинга для родителей (законных представителей) «Мой ребенок особенный»

Круглый стол с элементами тренинга для родителей (законных представителей)«Мой ребенок особенный»...

Круглый стол с элементами тренинга для родителей "Мой ребёнок особенный"

Круглый стол для родителей, воспитывающих детей-инвалидов...

Круглый стол с элементами психологического тренинга «Разбуди свои ресурсы»

Круглый стол с элементамипсихологического  тренинга«Разбуди свои ресурсы»Поиск ресурсов для создания положительного эмоционального настроя в трудных, стрессовых ситуациях, профил...