Что такое зависть?
план-конспект занятия (старшая группа)
1. Раскрыть понятие нравственной категории «зависть», воспитывать у детей умение радоваться успехам окружающих людей.
2. Воспитывать умение радоваться успехам окружающих людей.
3. Развивать речь детей.
4. Коррекция речи и памяти детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chto_takoe_zavist.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по нравственному воспитанию в старшей группе МДОУ д/с №18
на тему: «Что такое зависть?»
Воспитатель: Савельева Т.В.
Цели:
1. Раскрыть понятие нравственной категории «зависть», воспитывать у детей умение радоваться успехам окружающих людей.
2. Воспитывать умение радоваться успехам окружающих людей.
3. Развивать речь детей.
4. Коррекция речи и памяти детей.
Оборудование: пословицы, рассказ Л.Н. Толстого, басня И.А. Крылова.
Ход занятия.
Ребята мы с вами с первой минуты жизни находимся среди людей. С каждым годом мы взрослеем, и круг нашего общения расширяется. И порой бывает так сложно разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому из нас удаётся сберечь в себе человеческое, зависит то, какой будет наша жизнь.
- Сегодняшний час общения мы посвятим интересному и актуальному вопросу: что такое зависть?
- Начнем мы с того, что я вам прочитаю рассказ А.Н. Толстого «Молния и Солнце».
Рассказ «Молния и Солнце».
Спросила Молния у Солнца:
-Скажи, почему люди любят тебя большое, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
- Они любят тепло и ласку, - отвечало Солнце.
- От моих пожаров, бушующих на земле, много тепла, но это их не успокаивает!
- Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.
Беседа с ребятами
- Кому из участников рассказы вы симпатизируете? Почему?
- Какова основная мысль рассказа?
- Как вы понимаете значение слова «зависть»?
- Давайте прочитаем, какое понятие дается в словаре Ожегова: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого»
- Ребята, как вы думаете, чему люди могут завидовать?
- А вы завидовали когда-нибудь?
- Да, на этот вопрос нелегко решится ответить, ведь признаться что завидуешь – значит, согласится с тем, что другой человек лучше. Но завидуют все без исключения. Зависть возникает тогда, когда сравниваешь себя с кем-нибудь. А в жизни всегда есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче.
Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, братьями, сёстрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.
- Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Ребята, как вы думаете, в этой сказке встречается зависть?
- Да, старуха всё сравнивала себя с теми, кто богаче и завидовала им.
- К чему привела старуху её зависть? (опять к разбитому корыту)
- Какие сказки вы ещё знаете, в которых проявляется зависть? («Золушка»; «Морозко» – Марфушка завидовала доброте и красоте Настеньки; «Аленьки цветочек» – сёстры позавидовали младшей сестре, перевели стрелки часов; «Царевна – лягушка» – на пиру складывали в рукава, как Василиса; «Финист ясный сокол»; «Волшебник Изумрудного города» – Бастинда завидовала Элли, имеющей серебряные башмачки; «Сказка о царе Салтане» – зависть сестёр и Бабарихи; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Белоснежка и семь гномов»)
- Что почувствовали мачеха и ее дочери, когда увидели, что Золушка надела хрустальный башмачок? (Зависть)
- Молодцы, ребята, много сказок знаете, связанных с завистью.
- Ребята, а кто-нибудь из вас сможет объяснить, что именно является объектом зависти?
- Верно, объект зависти – это человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Например, когда едешь в автобусе завидуешь тому, кто едет в такси, едешь в таски – завидуешь тому, кто едет в BMW.
- Русский народ не обошёл вниманием, это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок:
- Кто чужое желает, тот все потеряет.
- Злой плачет от зависти, а добрый - от жалости.
- Где счастье, там и зависть.
- Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.
- Дай душе волю – захочется поболе.
Физкультминутка «Мауси и Котауси».
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие фонетического слуха, умения согласовывать слова и движения.
- Ребята, подумайте, зависть – это положительное чувство или отрицательное?
- Почему?
- Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу
- Наверняка вы от взрослых слышали такие выражения, как «чёрная зависть» и «белая зависть».
Чёрная зависть самая страшная, это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.
- А как вы понимаете «белая зависть»? (это зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.)
- А сейчас я вам прочитаю сказку Л.Н. Толстого «Белка и волк». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, какие чувства у вас вызывает эта сказка.
Чтение сказки Л.Н. Толстого.
Сказка «Белка и волк». Рассказы из «Азбуки» Л. Толстого.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на самого волка. Волк вскочил и захотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
-Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, от чего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе от того скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем!
Беседа по сказке.
- На какие размышления наводит вас сказка? В чём поучительный смысл сказки?
-Чему завидует волк? Какой завистью завидует волк? Что бы вы посоветовали волку?
- Послушайте, теперь я вам прочитаю басню И.А. Крылова «Лягушка и Вол».
Чтение басни (или «Сказка о зависти» М. Нефёдовой)
Басня «Лягушка и вол»
Лягушка на лугу, увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.
«Смотри- ка, квакушка, что буду ль я с него?»-
Подруге говорит. «Нет, кумушка, далёко!» -
«Гляди же, как раздуюсь я широко.
Ну, какого?
Пополнилась ли я?» - «Почти что ничего». –
«Ну, как теперь?» - «Всё то ж».
Пыхтела да пыхтела
И кончила моя затейница на том,
Что не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и околела. (И.А.Крылов)
-Ребята, как вы думаете, о чём эта басня?
- Какое отношение автора к лягушке? А как вы относитесь к ней?
-Смогла ли лягушка добиться того, чего хотела? Какой вы сделали для себя вывод?
И человек иной так может разлететься,
Гоняясь за чужим успехом, кошельком иль славой,
Не будь же дураком – завидуй меньше и живи по средствам.
Итог.
- Ребята, так что такое зависть?
-Завидуя другим людям, мы становимся лучше или хуже?
-Что в этом хорошего? Плохого?
Всё то, во что человек вкладывает душу, согревает своим теплом – даёт результат и делает человека достойным.
Сильный и умный человек направит свою зависть в нужное русло. Зависть только лишь подтолкнёт его приложить усилия, чтобы достичь того же успеха, а может быть стать и лучше.
А чтобы избавиться от зависти
- Развивай в себе хорошие качества – доброту, терпение, уважение
- Трудись, достигая своей цели
- Радуйся успехам друзей и одноклассников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...