Проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
проект (старшая группа)
обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ranney_proforientatsii_doshkolnikov_v_mire_professiy.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МОУ «СОШ №3 г.Пугачева Саратовской области»- «Детский сад с.Давыдовка»
Проект
по ранней профориентации дошкольников
«В мире профессий»
.В.Чумбаева К.М.
Актуальность.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи: формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых: - развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда; - формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; - развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых; - формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; - воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда; - формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками: -Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок; -рассказы воспитателей и родителей; -непосредственно образовательная деятельность; -игры, праздники и развлечения; -самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией. 1. Название профессии 2. Место работы 3. Материал для труда 4. Форменная одежда 5. Орудия труда 6. Трудовые действия 7. Личностные качества 8. Результат труда 9. Польза труда для общества.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации: - у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, - активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, - разовьется чувство уважения к людям разных профессий. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Реализация проекта:
I этап (организационный): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): Альбом «Все работы хороши», анализ и обобщение опыта.
Список литературы.
1. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014
4. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...
Перспективный план по ранней профориентация дошкольников "В мире профессий"
Этот план по раннеей профориентации дошкольников для воспитателей ДОУ, целью которой является расширение знаний и формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о про...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»
обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....
Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий.
Петрик Мария НиколаевнаРанняя профориентация дошкольников. В мире профессий. «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья,а приготови...
Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий.
Петрик Мария НиколаевнаАНО ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий. «Само воспитание, е...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
Краткая аннотация проектаВ авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение ...